Nioh 1 и 2 — такие похожие, но такие разные

После выхода Nioh 2 игровые журналисты в один голос заявляли, что игра не отличается от предшественника, некоторые даже приводили в пример куски геймплея, говоря, что кроме как через некоторые изменения интерфейса отличить две игры невозможно. На самом деле утверждение это верно лишь частично. Рейтинг на метакритике обеих игр незначительно отличается на 1 балл, с чем я не очень согласен. Обе части Nioh — многослойные игры, которые невозможно оценивать однозначно, ибо пользовательский опыт довольно сильно отличается в зависимости от того, насколько глубоко происходит погружение в игру. Об этом мы и поговорим.

Начнём с основ. Это уровни. Если оглянуть непритязательным взглядом все уровни обеих частей, то можно сказать, мол, «Ну, это всё одинаковые тёмные деревни, леса и пещеры». Это действительно так, стилистически уровни частенько выглядят бедно и одинаково, и сиквел эту проблему не только не исправил, но и усугубил.

Но отвлечёмся от визуальной составляющей, и посмотрим глубже. Почти каждый уровень Nioh 1 предлагает какую-нибудь уникальную механику, на манер локаций из Dark Souls 1. Для примера:

Миссия 5— заполненная ядом пещера. Нужно искать вентиляторы и источники яда.

Миссия 6 — сплошные обрывы, большая половина уровня опциональная и нужна для ослабления босса.

Миссия 7 — разветвлённая локация с поиском нужных противников.

Миссия 10 — стены-обманки, ниндзя, ловушки.

Миссия 12 — частичный запрет на лечение.

Миссия 14 — поле битвы двух армий, вы между ними и нужно добраться до ставки вражеского генерала.

Различные механики банально делают геймплей игры более насыщенным. В первой игре видно, насколько отточена каждая локация, как расставлены ловушки и ухищрения, чтобы усложнить прохождение для игрока. Это филигранная работа. При первом прохождении уровни кажутся сложными, нужно раскусить их фишку и понять, как они устроены. А прохождение уровней на NG+ и выше превращается уже в демонстрацию мастерства. Видно, что в Nioh 1 за каждым уровнем стояла какая-то идея, отражённая через механики и историю.

Теперь же попробуем вспомнить уникальные механики на уровнях Nioh 2. По сути их три:

The Viper’s Sanctum — нужно найти три статуи для ослабления босса.

A Way Out — совы-прожекторы. По-сути, аналог dark realm.

Bird in a Cage — обстрел из пушек.

Часть уровней Nioh 2 копирует механики прошлой части, например уровень The Frenzied Blaze, заполненный огнём. Копирование вообще серьёзная проблема сиквела. Он не добавляет почти ничего к формуле первой части. Доходит до смешного, но вторая часть умудряется не только заваливать старыми уровнями, но и старыми врагами. В грубом подсчете, в игре есть 21 противник из первой части и 14 совершенно новых врагов (включая DLC). Использование старых уровней тоже выглядит как лень и наглость. Копировал ли хоть один представитель жанра соул-лайк игр уровни прошлых частей?

Но отвлечёмся от наполнения, и перейдём к следующему слою — боевой системе. В Nioh 2 есть два капитальных отличия от первой части. Это превращение в йокай, заменившее живое оружие, и использование способностей йокай, включая новый каунтер. Теперь во время атаки врага иногда окутывает красная аура, и если попасть в тайминг, то персонаж проведёт контр-атаку с красивой анимацией, сняв неплохую часть здоровья противника. По началу механика немного раздражает, но привыкнув к ней, она становится значимой частью боевой системы. Потому что столкновения с врагами в Nioh 2 строятся несколько иначе, чем в Nioh 1.

Основные враги, наполняющие уровни в Nioh 1 — это враги низкого разряда. Люди, либо мелкие йокай, типа Dweller. Они представляют опасность, но довольно быстро убиваются и, зачастую, стоят группами. Различные сильные йокай по большей части встречаются реже, и представляют испытание для навыков игрока. Nioh 2 меняет эту схему, и основными врагами становятся именно что йокай. Из-за этого сильно страдает пейсинг игры — йокай впитывают очень много урона, потому прохождение уровней затягивается. Заучив паттерны атак, битвы с этими йокай становятся обычной рутиной, но ускорить их невозможно, потому что перекачаться в этой игре на первом прохождении практически нельзя. Здесь же и приходит на выручку новая контр-атака, потому что хоть как-то заставляет бои проходить быстрее.

Далее идёт пост-гейм. Опыт игры в Nioh впервые и на NG+ (и далее) очень сильно отличается. Шмотки, которые всё это время казались ненужной мишурой и менялись со скоростью света, теперь оказывают первичное влияние на игру: их нужно точить, выбивать их рецепты и вообще максимально оптимизировать под конкретный билд. И именно здесь Nioh 2 начинает сиять. Билды теперь можно сохранять и менять одной кнопкой, благодаря способностям йокай становится больше различных ударов, на оружейные техники теперь можно вешать различные эффекты, на предметы можно наследовать статы и многое другое. В общем, авторы максимально попытались разнообразить боевую систему. К сожалению, всё это не так весело, как могло бы быть, потому что на NG+ и далее игра превращается в фарм. А фарм омрачается смехотворным количеством оригинального контента игры.

Тут мы и приходим к тому, что при всей внешней схожести игр, нутро у них довольно серьёзно отличается. И Nioh 2 почти не имеет ничего, что могло бы возвысить его над прошлой игрой. Да, разнообразие возможных билдов стало действительно больше, но всё остальное, что делало первую часть хорошей игрой авторы поломали, а ошибки не исправили. Играть уровни скучно, обилие повторяющихся врагов, и боссы, ставшие мини-боссами, лишь раздражают. С введением NG++ противники стали выдерживать совсем немыслимое количество урона, из-за чего многие старые билды приходится пересматривать с упором на урон. К игре ещё вышли не все DLC, но уже по первому можно проследить, что разработчики идут проторенной дорогой, не сильно озадачиваясь исправлением самых крупных косяков. Это всё ещё неплохая игра, и от неё можно получить долю удовольствия, но до качества первой части ей попросту далеко.

Бонус часть про DLC и историю.

Во вторую часть меня заставила играть любовь к японской истории. Nioh 1 отлично мешал реальный исторический сеттинг и выдуманный мир йокаев. Тот же уровень в замке Хисахидэ Мацунаги, заполненный паутиной и пауками, понятен каждому японцу, но смысл такого стилистического (и механического) решения может ускользать от западного игрока. Оригинальная игра ещё и пыталась в повествование, схожее с Dark Souls. Вас кидают в противостояние запада и востока, почти ничего не объясняя, и вы существуете в этой битве, преследуя собственные цели. И это уже играло на западных игроков, потому что как и Уильям, большинство западных игроков не в курсе истории Японии. В DLC же авторы вообще прыгнули выше головы и создали одно из лучших игровых (да и вообще медиа) воплощений осады замка Осака.

И вторая часть в этом плане не сильно разочаровывает. Хилэёси — одна из интереснейших личностей тех лет, и его путь в игре показан просто превосходно. Его сыграл талантливый актёр Наото Такэнака, уже игравший Хидэ в тайга дораме Gunshi Kanbei. И хотя игра умышленно опускает огромнейшую часть его биографии, она всё ещё классно играет с превращением Хидэ из крестьянина-дурачка в безумного тирана. А DLC вбрасывает нас в период Хэйан, посмотреть на путь Минамото но Йосицунэ. И не на его борьбу с Тайра, что первым приходит в голову, а на противостояние с собственным братом. Легендарная битва при Дан-но-Ура вообще происходит за кадром, но игра не забывает порадовать охочего до исторических подробностей битвой с Бэнкэем или наличием Хэйкэгани. У авторов всё ещё большие проблемы со стилистикой, поскольку многие уровни тяжело отличить друг от друга, все они напоминают мрачные тяжелые японские пейзажи. Возможно, это проблема наследия Dark Souls, а, возможно, и просто творческая импотенция.

Радует одно — разработчики выразили желание делать следующую игру, если она когда-нибудь и будет, в совершенно другом сеттинге, например, в Троецарствии. И, возможно, хотя бы триквел превзойдёт прошлые игры и наконец поправит самые критические ошибки, оставив все плюсы и формулу оригинальных игр.

Все скриншоты игры взяты с японского вики-сайта по игре.

 

Источник

Читайте также