Триллер о вампирах в пионерском лагере.
19 мая на «Кинопоиск HD» выходит мистический сериал «Пищеблок», снятый по одноимённому роману Алексея Иванова. Мы посмотрели три эпизода из восьми и теперь делимся впечатлениями.
События «Пищеблока» разворачиваются в 1980-м. Советский Союз живёт предвкушением Олимпиады, а главные герои — студент Игорь (Даниил Вершинин) и подросток Валерка (Пётр Натаров) — отправляются в пионерский лагерь «Буревестник» неподалёку от Куйбышева, ныне Самары. Один в качестве вожатого, а другой — как воспитанник.
Довольно скоро Валерка обнаруживает, что его товарищи по отряду на самом деле вампиры, поэтому остаток смены он отчаянно пытается выжить и не дать себя укусить. К этому примешивается травма героя — Валерка потерял старшего брата, своего единственного друга, который прежде тоже посещал «Буревестник».
Игорь же в лагере начинает встречаться с Вероникой (Ангелина Стречина), невестой другого вожатого, Саши Плоткина. Тот, надменный и властный сын влиятельных родителей, не побрезгует использовать связи отца, чтобы наказать парня, к которому ушла его девушка.
Всё это, разумеется, лишь побочная мишура, а на первом месте оказывается именно борьба с вампирами. Последняя, как в оригинальном произведении, тоже, по большому счёту, мишура, повод поговорить о том, как умирает идеология и о том, что приходит ей на смену. Простенькая, но наглядная метафора, которая, что важно, применима не только к политическим течениям.
Хотя и без подтекста «Пищеблок» хорош как триллер про нечисть в детском лагере. В демонстрации насилия ему не хватает изобретательности иных подобных историй, но свою приземлённость он компенсирует, умело нагнетая напряжение. Для тех, кто знаком с первоисточником, никаких откровений не будет — сериал весьма близок к книге, — но наблюдать за Валеркой, ищущим способ победы над вампирами, как минимум занятно.
Герои постоянно травят страшные байки то о беглых зэках, то о статуе горнистки, которая по ночам охотится за нерадивыми пионерами, о футболках с Олимпийским мишкой, проявляющим свой оскал после стирки, и так далее и тому подобное. Пионерские суеверия пусть и не дают истории ничего напрямую, здорово дополняют вселенную что романа, что сериала.
Вообще, с построением мира у «Пищеблока» порядок. Советская эстетика, как это принято называть, выдержана, пышет неуёмным пионерским пафосом. При этом за пределами лобных мест, когда красные флаги не заглядывают в окна, «дети рабочих» занимаются теми же непотребствами, что и проклятые капиталисты. Правда, прежде стыдливо (иногда в раздражении) снимают галстуки. Получается яркий контраст между верой в светлое будущее и насущными потребностями. Идея не новая, но в контексте своё дело делает.
У «Пищеблока» есть проблемы с демонстрацией самих непотребств. Те несколько постельных или просто «эротичных» сцен, которые были в трёх эпизодах, смотрятся до жути неловко. В первом, например, Игорь наблюдает за купающейся в одних трусах Вероникой, а параллельно показывают, как Валерка мажет зубной пастой бедро девочки. Излишне говорить об аналогиях, которые пытаются вызвать у зрителя авторы сериала. А ведь дальше будет ещё и диковатый подводный секс под Space Oddity.
Саундтрек в целом получился странноватым. Порой звучит какая-то невнятная зарубежная попса, которая плохо стыкуется с происходящим на экране. Однажды заиграет что-то пафосное, будто из нолановского «Бэтмена», только Валерка в этот момент будет жрать карандашный грифель и боязливо прогуливаться в крапиве.
Неловкость, кстати, вызывает и тяга оператора к крупным планам. Мутные в расфокусе глаза, пальцы, чешущие укусы, стопы руководителя лагеря — акцент на них не добавляет тревожности, но заставляет брезгливо кривить лицо. Апофеозом тут выступает совершенно бестолковый план изо рта Валерки.
Но это лишь формальные недочёты. К тому же дальше неуклюжего эротизма станет меньше, сюжет, если судить по первоисточнику, будет развиваться намного быстрее. Первые три серии — это экспозиция, знакомство с лагерем и тараканами в головах героев. В этом отношении они работают, заставляя ждать продолжения.
Вряд ли «Пищеблок» ждут лавры каких-нибудь «Вампиров средней полосы», да и сравнивать эти сериалы можно лишь по признаку наличия в них кровососов. Главное, что «Пищеблок» пока выглядит как одна из лучших экранизаций книги Алексея Иванова. Уж точно лучше «Тобола» и «Ненастья».