Галактика в хрустальном шаре со снегопадом из коров: вселенная Червяка Джима

Погружаемся в историю и мир персонажа перед выходом нового мультсериала.

Про Червяка Джима, героя видеоигр 90-х, делают новый мультсериал. Из тизера уже известно, что в нём будут новые герои и миры. А вот старых что-то не видно. И это странно, ведь вселенная Червяка Джима богата на ярких персонажей и сюрреалистичные локации.

Рассказываем, что собой представляет лор этой серии, который для простоты мы будем называть Джимовёрс.

Рождение Джимовёрса

Лупоглазый Червяк Джим никогда бы не влез в свой суперкостюм и не взял в руки бластер для борьбы со злом, если бы за несколько лет до него четыре черепашки не искупались в мутагене и не вооружились нунчаками и катанами. Героя создал художник Дуглас Тен-Нэйпел, который не скрывает свой источник вдохновения.

Положа руку на сердце, он был создан под влиянием Черепашек-ниндзя. До того, как они появились, вообще не было такого понятия, как мультяшный персонаж, супергерой, который выглядит забавно, но при этом всерьез относится к тому, что делает.

Дуглас Тен-Нэйпел

художник, создавший Червяка Джима

Но дело не только во вдохновении. Вся история разработки игры Earthworm Jim косвенно связана с историей успеха Черепашек-ниндзя. В 1989 году китайская компания Playmates Toys Limited, взявшаяся выпускать фигурки про черепах, заметила, что те идут нарасхват. В итоге они решили создать свою франшизу, по которой тоже можно было бы делать игрушки. Обычно в те годы для этого запускали новый мультсериал.

Но игра Sonic the Hedgehog, вышедшая в 1991-м, изменила правила игры. Она стала хитом и показала, что не обязательно запускать мультфильм, чтобы популяризировать какого-либо персонажа — можно и игрой обойтись. Осознав это, Playmates Toys Limited связались с Дэвидом Перри, программистом, который создал в компании Virgin Games несколько популярных игр, вроде Disney’s Aladdin, вышедшего на Sega в 1993 году.

Playmates Toys Limited предложили Дэвиду Перри деньги на создание игровой студии, а взамен попросили передать им права на публикацию первых трёх игр, которые его студия создаст. Так появилась Shiny Entertainment.

Набирая сотрудников, на позицию аниматора Дэвид Перри взял художника Дугласа Тен-Нэйпела, который ранее участвовал в создании игр для Sega по «Парку юрского периода» и по мультсериалу «Шоу Рена и Стимпи». Аниматором он был не самым выдающимся, но вот персонажей придумывал отлично.

Он супер творческий парень, а ещё очень хорош в баскетболе. Дуглас просто сочится новыми персонажами. За время обеда в ресторане он мог на салфетке набросать пять новых героев. Не могу даже представить, сколько их теперь у него в альбоме для рисования.

Дэвид Перри

основатель Shiny Entertainment

Одним из таких персонажей, взятых просто из головы, и был кольчатый червь в скафандре, вооруженный бластером. Дуглас Тен-Нэйпел нарисовал его для собеседования при устройстве в Shiny Entertainment. Просто хотел показать на что способен и малость перестарался.

Посмотрев на рисунок, Дэвид Перри настолько впечатлился, что сразу взял Тен-Нэйпела на работу, а ещё решил, что надо бросать все текущие проекты и сразу делать игру именно про червяка в скафандре. Другие персонажи из альбома Тен-Нэйпела впоследствии тоже попали в игру. Так не связанные друг с другом герои стали жить в одной игровой вселенной Червяка Джима.

В прошлом Дуглас создал одного персонажа по имени Зло Кот и я захотел, чтобы он включил этого персонажа в игру. Кроме того, я ввёл новое правило в студии — каждый сотрудник должен был помогать с дизайном. Так мы собрали гигантскую кучу идей из набросков разных персонажей от наших сотрудников.

Дэвид Перри

основатель Shiny Entertainment

Про Зло Кота у Тен-Нэйпела был отдельный короткий комикс, который ещё в 1991 году бы опубликован издательством Mocking Bird Press. В нём Зло Кот ещё был просто вредным котом, которому нравилось издеваться над своим хозяином. В играх про Червяка Джима Зло Кот уже руководил аналогом Ада.

Earthworm Jim собиралась из персонажей и идей, которые были слабо связаны друг с другом. Вероятно, поэтому у игры сформировался такой сюрреалистичный стиль, когда происходящее, сколь забавным оно бы ни было, с трудом поддается объяснению — в одном из уровней, например, мы ни с того, ни с сего должны провести по уровню собачку, защищая её от щупалец и метеоритного дождя. А если собачка будет ранена, то она превратится в огромного монстра, который набросится на нас. В другом уровне мы соревнуемся с лупоглазым слизнем в умении прыгать с тарзанкой. Смешно, но ничего не понятно.

Персонажи и графика создавались классическим способом — карандашами и красками на бумаге. Потом рисунки сканировали, разукрашивали на компьютере и обрабатывали, чтобы можно было сделать из них спрайты.

Игра вышла в 1994 году и была тепло принята и игроками, и критиками. Поэтому через год вышел сиквел, который развивал идеи, но при этом технически и визуально не сильно отличался от первой части. На волне популярности игры в 1995 году также вышел одноименный мультсериал, созданием которого руководил сам Дуглас Тен-Нэйпел.

Юмор и сюрреалистичная атмосфера игр были переданы прекрасно, а диалоги, которых не было в играх, давали контекст всему происходящему и лучше раскрывали персонажей и лор. По стилю и подаче юмора он, кстати, очень походил на другой мультсериал, выходивший в те же годы – Freakazoid! Самого Червя Джима озвучивал Дэн Кастелланета, голос Гомера Симпсона.

А в 1999 году с серией про Червяка Джима произошло то же, что в те годы происходило и с другими знаменитыми сериями платформеров — она перешла в три измерения, вышел Earthworm Jim 3D. И как это обычно и бывало, получилось не очень хорошо. Хотя у игры и были свои удачные находки, вроде использования свиньи в качестве скейтборда.

За создание Earthworm Jim 3D отвечала уже не Shiny Entertainment, а VIS Interactive. А все события в игре происходили в голове у Червяка Джима — на него упала корова и он впал в кому.

Также в 1999 году вышел платформер Earthworm Jim: Menace 2 the Galaxy для Game Boy Color, в котором нужно прыгать по платформам и собирать монетки. В 2007 году Shiny Entertainment при поддержке Atari хотели выпустить новую игру про Джима на PSP, сделав её трёхмерной, но с видом сбоку. Однако затем её отменили. Также был HD-ремастер первой части, вышедший в 2010 году.

Погружаясь в Джимовёрс

Нарратива в играх про Червяка Джима не слишком много. Первая Earthworm Jim – игра из тех времён, когда повествование чаще всего выносили за рамки самого произведения. Есть лишь набор уровней, которые ни кат-сценами, ни брифингами не объясняют суть происходящего.

С первого же уровня вы сразу начинаете играть червём в скафандре, который бегает по планете-свалке и отстреливается от врагов при помощи бластера. Кто он? Что это за место? Куда он направляется? Можно просто игнорировать эти вопросы и наслаждаться процессом и приятной мультяшной графикой. А можно почитать официальный мануал, который прилагался к игре.

От туда и выясняется, что Джим — обычный кольчатый червь с Земли. И ранее его жизнь была посвящена лишь двум заботам — поеданию грязи и попыткам спастись от вороны, живущей на соседнем дереве. В своей бытовой рутине Джим, вероятно, даже и не осознавал, что его зовут Джим (хотя в мануале его сразу назвали Джимом с первого же предложения) и не думал, что мир — гораздо больше лужайки с деревом.

Мир — это бескрайний космос со множеством планет, которые населяют самые странные существа. И космос этот полон зла и подлости, своеобразным центром которых можно назвать гигантское разумное насекомое с длинным и сложным именем Злая Королева Пульсирующая, Раздутая, Гноящаяся, Потная, Наполненная Гноем, Уродливая с задницей-слизняком… (Это дословный перевод английского имени The evil Queen Pulsating, Bloated, Festering, Sweaty, Pus-filled, Malformed, Slug for a Butt…).

Прилагательные ускользают от нас, когда мы пытаемся выразить всю гнилость её существа. Скажем так: она большая, она плохая, и она в настроении пожевать гамбургеры с дождевыми червями! У неё такое лицо, которое не смогла бы полюбить даже мать (и такое же тело). Она — настоящий кошмар Джима! Как её можно победить? Возможно ли это?

Из мануала к Earthworm Jim

Сложно что-либо сказать о том, какая именно часть космоса подчиняется ей. Детали по размерам и устройству её государства в игре не сообщаются. Успешно ли она правит своей гегемонией и есть ли у неё реальная власть, или же она, как английская королева, лишь символ — тоже не ясно. Но на то, что она реальный монарх по европейскому образцу, а не просто злая властительница, указывает скипетр в одной из её рук. Это один из древнейших символов власти, который был в ходу ещё у фараонов.

Также точно известно, что к власти она пришла не путем покорения планет и установления на подконтрольной ей территории монархии. Корона досталась ей по наследству от одного из родителей (вероятно, матери, так как отец нигде в игре не упоминался), ведь изначально она носила титул принцессы. На это указывает то, что у неё есть сестра-близнец, у которой этот титул так и остался. И у неё тоже не обычное имя — принцесса, Как-Её-Там (Princess-What’s-Her-Name).

Сестре-близнецу королевы досталась хорошая часть генов. Она поистине дерзкая малышка экстра класса! Когда её спрашивают о любимых занятиях, она мило отвечает «Спасать космических китов. По гороскопу я Весы. Купишь мне космический корабль?».

Из мануала к Earthworm Jim

У близнецов, родившихся в одно время, права на трон одинаковые. И то, что принцесса Как-Её-Там оказалась в итоге заперта в темнице, указывает на то, что Злая Королева перехватила инициативу и силой отодвинула родственницу от управления государством.

О Злой Королеве также известно, что она может подчинять своей воли все виды насекомых, но среди её подданных не только они. Антропоморфные птицы, люди, мутанты разных видов… Удивительно, но в королевстве Злой Королевы есть место для всех. Тут можно пофантазировать, что, осознавая, насколько непривлекательна она сама, Злая Королева оценивает подданных не по внешности, а по их умениям.

И точно можно сказать, что при правлении Злой Королевы наука в космическом государстве явно не стагнирует. Она держит учёных на привилегированном положении. И даже их происхождение не играет большой роли. Как иначе объяснить наличие докторской степени у Доктора Двенадцатипёрстной кишки (Doc Duodenum в оригинале)? Когда то он был лишь частью огромного инопланетного организма, но однажды решил стать самостоятельным.

Или вот другой пример — Профессор Обезъяна-Вместо-Головы (Professor Monkey for a Head). Он буквально представляет собой человека, к голове которого приросла обезьяна. В любой культуре на него смотрели бы косо. Но Злая Королева сделала из него одного из ведущих ученых, предоставила огромную лабораторию для работ и полный карт-бланш на самые жуткие научные эксперименты. Всё ради науки и прогресса.

Конечно, порой она направляла его исследования. Например, именно Злая Королева попросила Профессора Обезьяна-Вместо-Головы создать особый кибернетический костюм, почти скафандр, который сделал бы её красивее сестры. Особенность костюма была в том, что он генерировал высокотехнологичные космические частицы, которые приводили к моментальной эволюции любого организма, попавшего внутрь костюма.

Непонятно, правда, как именно Злая Королева собиралась носить этот костюм. Потому что сшит он был явно под пропорции самца человека, который часто упражнялся в тренажёрном зале, но всегда пропускал день ног — у костюма широкие плечи, но тонюсенькие ножки. Куда там влезать огромному насекомому?

Несмотря на достижения в науке и относительное равенство всех подданных, у Злой Королевы были противники. Однажды некий повстанец похитил киберкостюм и улетел с ним на небольшом космическом корабле. В погоню за ним Злая Королева отправила наёмника Пси-Ворона.

Пси-Ворон настиг корабль отступника, и они столкнулись лицом к лицу. Пси-Ворон вынул пистолет. Повстанец достал ещё больший пистолет. Охваченный завистью, Пси-Ворон вынул огромный пистолет-монстр. Отступник, понимая, что его превзошли, стал молить о пощаде. Но Пси-Ворон, по прямому приказу Злой Королевы разнёс отступника и весь его корабль вдребезги. Скафандр мягко упал на незнакомую планету внизу. Незнакомая планета — это наша планета, Земля

Из мануала к Earthworm Jim

Собственно, в этот момент и начинаются события первой игры. На Земле червяк по имени Джим спасался от вороны, когда на него вдруг рухнул костюм. Он накрыл его таким образом, что дождевой червяк оказался в отверстии для шеи. Космические частицы начали действовать и моментально преобразовали организм, запертый внутри. Червь стал крупнее, у него появились глаза и разум. При этом руки и ноги у червя не выросли. Движениями костюма он управляет телепатически. Грубо говоря, у костюма есть собственная личность. Он может ходить и действовать даже без носителя. Но в связке с носителем начинает подчиняться его воле.

Изучая новую одежду, Джим обнаружил, что к костюму прикреплён бластер. Тут же с его помощью он уничтожил преследовавшую его ворону, ведь теперь он превосходил её на тысячелетия эволюционного развития.

Но вскоре к месту падения костюма прилетел Пси-Ворон. Спрятавшись, Джим подслушал, как тот докладывает Злой Королеве по рации, что костюм исчез. Узнал он из разговора и о том, что Злая Королева держит в заточении свою красивую сестру-близняшку. С этого момента у Джима появилась цель — спасти красотку.

Странные миры

История первой игры — это история похода Червяка Джима через космические миры, подвластные Злой Королеве. Ничто не способно остановить червя, наделённого силой киберкостюма. А второго такого костюма Профессор Обезьяна-Вместо-Головы сделать не может, так как мартышка сожрала все чертежи.

Свой путь Джим начинает на свалке, которую контролируют парень по имени Чак и его сторожевой пес по кличке Фифи. Выбравшись из неё, Джим попадает в подводные владения золотой рыбки по имени Боб, которая надеется отобрать костюм у Джима и эволюционировать с его помощью. Боб, как и Джим, лишен рук и ног. Чтобы передвигаться, он использует огромных котов-приспешников, у которых порядковые номера вместо имён.

От одной планеты к другой Джим перемещается верхом на турбине, которая помещается у него в кармане. Каждый раз в космосе его преследует Пси-Ворон, но Джим всегда оказывается быстрее. Однажды он попадает на планету Хек. В оригинале она называется Heck, что можно перевести как «чёрт», а в контексте игры — как «Чёртова планета». То есть, буквально Ад.

И правит на ней Зло Кот — настолько озлобленный котяра, что смог подчинить себе местную преисподнюю. Чтобы победить его в битве, достаточно лишь один раз точно попасть. Проблема лишь в том, что у кошек, как известно, девять жизней. Поэтому убить его надо все девять раз.

А дальше ждёт гигантская лаборатория Профессора Обезьяна-Вместо-Головы и встреча с другом — Питером Паппи. В играх это чуть ли не единственный товарищ Червяка Джима.

С виду безобидный щенок, он в мгновение ока против воли превращается в огромного кровожадного монстра, стоит ему испугаться или почувствовать боль — по игре это следствие эволюционного развития собаки на планете с крайне неблагоприятными условиями для жизни. Здесь постоянно идут метеоритные дожди, а из щелей в земле вылезают хищные одноноги (это как осьминог, но всего с одним щупальцем).

В конце концов Джим добирается до логова Злой Королевы, побеждает её и находит принцессу Как-Её-Там. Но счастье длится недолго: сначала на принцессу упала корова, которую Джим запустил в одном из самых первых уровней, а потом Пси-Ворон похитил едва пришедшую в себя девушку. Это уже завязка игры Earthworm Jim 2.

Она единственный наследник престола, а значит её муж станет монархом Галактики! Правителем Вселенной! Повелителем всего! Королем бургеров, имеющим право на большие скидки в модных магазинах «Царская посуда и одежда для монархов»! Пси-Ворон хочет эту корону для своей маленькой головы. Джим должен остановить его до того, как Пси-Ворон с принцессой Как-Её-Там доберутся до Лас Вегаса, где людей женят 24 часа в сутки.

Из мануала к Earthworm Jim 2

Тема космических приключений во второй части сошла на нет, а сюрреализм, напротив, выкрутили на максимум. Погоня Джима за Пси-Вороном это череда очень странных уровней. В одном мы буквально идем по дороге из гигантских колбасок и стейков, в другом летаем по гигантскому кишечнику в образе слепой Саламандры.

В третьем спасаем коров от инопланетян-похитителей. В четвёртом оказываемся на планете, заваленной документами и типографскими станками. Офисная мебель и кипы не разобранных документов тут валяются повсюду, а в роли врагов выступают прыгающие шкафчики-картотеки.

Среди противников второй части — те же персонажи, что и раньше, ну или их дальние родственники. Например, вместо Зло Кота в ней фигурирует его кузен Гнус (Flagitious). По сюжету, большинство уровней представляют собой «летние резиденции» главных антагонистов первой части. В финале Червяк Джим и Пси-Ворон наперегонки бегут к принцессе Как-Её-Там.

Джим прибегает первым, а на Пси-Ворона падает машина такси — во второй части Джим путешествует между мирами на ней. А завершается всё неожиданной сценой — Червяк Джим и принцесса Как-Её-Там и Пси-Ворон оказываются переодетыми коровами.

Если первая игра с повествовательной точки зрения была сюрреалистичным, но цельным произведением (пусть эта сюжетная цельность и подавалась в коротких описаниях уровней в мануале), то вторая больше напоминала набор гэгов, каждый из которых можно воспринимать отдельно. Тут даже посередине игры ни с того ни с сего начиналась викторина, где нужно было отвечать на абсурдные вопросы о Черве Джиме.

Иная трактовка

Как ни крути, но даже с мануалом вселенная Червяка Джима слабо раскрывается через две оригинальные игры, с которых всё и началось. Другое дело мультсериал и основанная на нём короткая серия комиксов от Marvel Comics, которые разъясняют многие моменты абсурдной вселенной, пусть и немного меняют некоторых персонажей.

Например, планета, которой правила Злая Королева в оригинале была безымянной, хотя финальный уровень, действие которого происходило на ней, назывался Buttville. То есть Жопоград, что было ироничной отсылкой к огромному заду Злой Королевы, протянувшемуся через весь уровень. В мультсериале же планету назвали Инсектикой. А её обитателей, человекоподобных жуков, стали называть Инсектоидами.

При этом если в оригинальной игре Злая Королева комплексовала из-за своей внешности и хотела заполучить костюм Червяка Джима, чтобы стать прекраснее сестры, то в мультсериале всё наоборот. Это модельной внешности принцесса Как-Её-Там у Инсектоидов считается за уродца. А похожая на личинку Злая Королева, напротив, идеал красоты. И если в оригинале принцесса была девицей в беде, то в мультсериале она чуть ли не сильнее Червяка Джима.

При этом она прекрасно управляется с любыми видами оружия и одно время возглавляла армию сопротивления на Инсектике. В одной из серий принцессе Как-Её-Там удалось свергнуть Злую Королеву. Правда, став новой королевой, она объявила о проведении демократических выборов, чтобы народ Инсектики наконец стал свободным и сам выбрал себе правителя. А инсектоиды взяли и… выбрали Злую Королеву.

Если же говорить о мироустройстве Червяка Джима, то ему посвятили один из эпизодов. В нём выяснялось, что вселенная, в которой происходит действие всей франшизы, помещается в гигантском сувенирном стеклянном шарике. А он находится внутри шара ещё больше, а тот внутри шара ещё больше, а тот стоит на столе в комнате у обычной земной семьи как дешёвый сувенир.

Этот «величайший вселенский секрет» Джиму поведала его домашняя коллекция стеклянных шаров, которые, как оказалось, разумны и умеют говорить. Зло Кот при помощи демона, спавшего в одном из таких шаров, пытался разрушить стеклянный барьер на границе вселенной. Джиму пришлось его остановить.

Пса-оборотня Питера Паппи в мультсериале омолодили — из взрослой собаки, у которой есть свои щенки, он сам превратился в щенка и получил предысторию. Оказалось, что когда-то он был обычной собакой, страдающей из-за своего маленького роста — другие собаки относились к нему без должного почтения. Чтобы исправить ситуацию, Питер решил нарушить главный собачий запрет и подойти вплотную к работающему пылесосу. Он не знал, что запрет этот был введён не просто так.

Ведь все пылесосы на самом деле были преобразователями пространства для собак, которые телепортируют их на планету Зло Кота, где тот наказывает их за нарушение запрета. Для Питера Зло Кот подготовил ироничное наказание — в собачку, страдающую из-за своих маленьких размеров он вселил злой дух, который превращал Питера в огромного свирепого монстра. Из-за этого «подселения» Питер одновременно мутировал в разумного антропоморфного пса и обзавёлся модной рубашкой, которая на нём просто материализовалась — а когда злого духа из него выгнали, рубашка исчезла.

Также мультсериал ввёл одного нового постоянного персонажа — злую версию Червяка Джима, который появился, когда Джим отсканировал себя на офисном копировальном аппарате.

Вселенная в мультсериале построена по тому же принципу, что и в играх — реалистичность отдается в жертву комичности. В одном из эпизодов золотая рыбка Боб пытается засорить туалетной бумагой гигантский космический унитаз, чтобы затопить весь мир.

Доставку грузов между планетами осуществляют обычные автомобили на колесах, которые летают непонятно по какому принципу — собственно, как и в игре.

В космосе есть планета разумных говорящих носков-людоедов, у которых действует монархия, а при свадьбе королевы Инсектики подданные цементируют головы в огромных бетонных кубах — традиция такая. Ну и коровы, конечно, куда без них. В конце каждого эпизода на одного случайного персонажа обязательно упадет корова. Откуда они берутся — не очень понятно. Возможно, стеклянный шар с Галактикой, в которой живет Джим, кто-то трясёт и начинается снегопад из коров.

Говорить о новом мультсериале что-то конкретное пока рано за исключением одной детали — похоже это не совсем продолжение, а скорее перезапуск. В тизере, например, ни разу не промелькнул ни Питер Паппи, ни Принцесса Как-Её-Там, ни один из злодеев оригинальных игр и мультсериала. Хотя, по-видимому, будет целая раса существ, похожих на Пси-Ворона.

Но появились новые персонажи. Судя по кадрам, помимо Джима у нас будет еще два аналогичных разумных червя. Один из них — женщина, а другой — подросток. Причем их костюмы сильно отличаются от того, который носит Джим. Они похожи на обычную одежду, а не на скафандр.

В прошлое ушли и абсурдные способы межпланетных путешествий — верхом на турбине, на катапульте или вообще на такси. У команды Джима будет обычный звездолет.

Станет ли в мультсериале меньше абсурда, сказать пока нельзя. Но по тизеру, кажется, что этот сериал будет ближе к «Рику и Морти», нежели, например, к «Фриказойду!». А это значит — меньше падающих коров, больше сюжета и развития героев. И это вовсе не плохо. Ведь вселенной Джима тоже надо эволюционировать, как однажды эволюционировал и сам Джим.

#Earthwormjim #мультсериалы #лонг

 

Источник

Читайте также

Меню