И почему это хорошо.
Tardy — пиксельный квест от белорусской студии One Wing Cicada, о котором мы писали в рубрике «Инди-находки». Игра о раздолбае, оказавшемся на борту странного космического корабля, может похвастаться не только приятным пиксель-артом и увлекательным геймплеем, построенном на взаимодействии с причудливыми механизмами, но и сюжетом.
Он обманывает игрока, разрушая некоторые тропы приключенческого жанра и создавая нарративный диссонанс. Но это идёт Tardy только на пользу.
Читая описание Tardy в Steam и разглядывая скриншоты, ожидаешь чего-то вроде Space Quest — разудалого космического приключения с тонной шуток и отсылок к массовой культуре. Местный главный герой, Рэмто, сразу представляется этаким аналогом Роджера Вилко (даром, что не уборщик), а фраза «вникните в работу долбанутых механизмов» готовит к встрече с абсурдными технологиями, как в «Автостопом по галактике».
Но не дайте разработчикам из One Wing Cicada себя обмануть. Эта игра — не комедия, а в первую очередь драма. Да, в Tardy есть юмор, но персонажи не разбрасываются шутками налево и направо, да и абсурд, в противовес книгам Дугласа Адамса, не является движущей силой нарратива.
С культовой серией от Sierra On-Line эту игру почти ничего не роднит, и ближайшая аналогия, которая приходит на ум, — это незаслуженно почти забытая The Dig от LucasArts. Там так же царит мрачная атмосфера, а герои, если и шутят, то скорее от безысходности своего положения, используя юмор как способ отвлечься от мыслей о возможной смерти и страха перед неизвестным.
Tardy не сразу раскрывает все карты и сперва вполне успешно прикидывается комедией. В самом начале игры главный герой, скрываясь, судя по всему, от бандитов, которым он задолжал денег, прячется в криокамере на незнакомом ему космическом корабле. Такой откровенно несерьёзный зачин настраивает на определённый лад, а сам Рэмто при первом знакомстве вызывает ассоциации с Фраем из «Футурамы» — он представляется таким же неудачливым разгильдяем.
От таких персонажей не ожидаешь какой-то глубины или проработки, их задача — веселить. Да, порой им позволительно быть грустными; разрешается проявлять героизм или предпринимать попытки растрогать. Однако условные Фраи всегда должны оставаться своего рода отдушиной для аудитории. Какие бы ужасные события не происходили вокруг, на их плечи традиционно ложится бремя эмоциональной разгрузки зрителя или игрока. Им несвойственно иметь мрачный бэкраунд.
Tardy нарушает эту традицию. По ходу повествования прошлое Рэмто обрастает подробностями, заставляя всё чаще задаваться вопросом: «Как человеку, прошедшему через эти ужасы, удалось сохранить бодрость духа? Как он вообще не потерял способность шутить?»
Я не хочу сказать, что таких людей не бывает в реальной жизни, но для медиа (а тем более для игр) подобные персонажи — редкость. Их принято ценить и вознаграждать. Вспомните Гайбраша Трипвуда из серии Monkey Island. Несмотря на свою наивность, а порой и откровенную глупость, он всегда получал то, к чему стремился. Это происходило не из-за его упрямства, а из-за того, что сценаристы прекрасно отдавали себе отчёт в том, чего желает аудитория. А аудитория желает, чтобы у таких вот харизматичных, но добрых раздолбаев всё получалось.
Авторы Tardy, в свою очередь, не только методично заставляют проникнуться к своему персонажу жалостью, но и не вознаграждают Рэмто по итогу. Здесь и кроется как главная проблема нарратива игры, так и его главное достоинство.
Прошлое Рэмто — это история о лишениях и отчаянной воли к жизни. Она сама по себе проста, но сильно расходится с тем, каким герой предстаёт перед игроком. Очевидно, что согласно задумке авторов, игрок, узнав всё, через что персонажу пришлось пройти, должен будет взглянуть на него иначе. Однако само повествование, его темп и структура не дают сформировать в голове новый образ.
В Tardy слишком много побочных историй, персонажей, которых мы никогда не видели, но о которых читаем в дневниках. Их истории, пусть и отлично проработанные, не дают сосредоточится на самом Рэмто. Внимание забирает на себя и основной сюжет с его интригой, и лор, в котором действительно интересно копаться.
При этом нельзя сказать, что сам Рэмто не развивается. Он принимает на себя некоторую ответственность, меняется, становиться чуточку более серьёзным. Но эти изменения проходят фоном, остаются в тени более глобальных событий. Главный герой вплоть до самых титров остаётся «Фраем с нелёгкой судьбой». И от этого ему ещё больше сопереживаешь.
Оттого больнее наблюдать финал истории. Вопреки канонам приключенческого жанра, Рэмто получает далеко не всё, к чему стремился, и это вызывает сильный диссонанс. Ты чувствуешь себя обманутым, но вместе с тем не можешь придраться, ведь сюжетно такой исход хорошо обоснован. Всё могло бы быть иначе (и даже не выглядело бы слащаво), но именно такой финал делает сценарий Tardy самобытным.
Здесь нет никакой революции: обманывать аудиторию и подсовывать ей что-то, чего она не ожидает — привычный для постмодерна приём. Однако это не мешает удивляться тому, как жестоко One Wing Cicada обращается со своим интересным, глубоким и попросту приятным героем. Сценарий Tardy не идеален, но умение вот так легко практически уничтожить и отпустить персонажа, в проработку которого, очевидно, было вложено немало сил — это если не признак мастерства, то какого-никакого таланта.
В описании игры в Steam есть такие слова: «Давно не плакали? В Tardy погибают дети, герои мрут, как мухи, а концовка заставит вас рыдать (ну… не всех, но кого-то точно!)». Эти два предложения стоило бы написать капсом и выделить жирным, потому что именно за ними скрывается истинная суть Tardy — чертовски грустной, трогательной, несправедливой, но оттого и замечательной игры.
Источник: DTF