Статья + видео
Когда-то литература по Забытым Королевствам была моей любимой в жанре приключенческого фэнтези, и даже сейчас, временами я перечитываю те книги, что захватывали меня целиком в школьные годы… Боб Сальваторе вообще был моим кумиром, однако спустя годы я начал понимать, что не всё так гладко, как мне когда-то казалось, и далеко не все его книги можно называть по-настоящему достойными.На этот раз, я остановился на трилогии «Тёмные тропы», и спешу поделиться с вами своими мыслями и впечатлениями…
Итак, «Тёмные Тропы», ну или «Paths of Darkness». Трилогия состоит из книг «Незримый клинок», «Хребет мира» и «Море мечей», все они были изданы в 1998-2001 гг., а переведены и пущены в массы на великом и могучем в 2004-2011-м. Первоначально «Тропы» планировались как вторая после «Наследия дроу» тетралогия, включающая также и книгу «Служитель Кристалла», однако позднее этот роман был перенесён в трилогию «Наёмные мечи», и логика тут вполне ясна: «Тёмные тропы» повествуют о Дзирте, Бреноре, Вульфгаре, Кэтти-Бри и Реджисе, ну, в большей или меньшей степени, а вот «Наёмные мечи» целиком и полностью посвящены уже Энтрери и Джарлаксу, хотя оба они и фигурируют причём далеко не на последних ролях в «Незримом клинке». С него и начнём.
Те, кто читал тетралогию «Наследие дроу», наверняка помнят, чем закончился «Путь к Рассвету». После долгой разлуки, чему виной была смерть одного из героев, друзья наконец воссоединились. Без божественного вмешательства здесь, разумеется, не обошлось. Но не думайте, что погибшему в жестокой схватке с одной из самых страшных служительниц Паучьей королевы Ллос, вот так вот просто удалось преодолеть завесу смерти и вернуться в привычный мир. Ему тёмная богиня уготовила ужасную судьбу: годы рабства в оковах демона Эррту.
И годы прошли лишь в понимании Дзирта, Кэтти-Бри и всех остальных, кто жил в мире подлунном. В Бездне же прошла целая вечность. Вырвавшись из лап балора Вульфгар лишь физически оказался на свободе, разум же и истерзанная душа его до сих пор прибывали в демоническом пламени. Те ужасы, что пережил великий воин Долины Ледяного Ветра не давали ему покоя, то и дело возникая наяву во время путешествия со старыми компаньонами. Воспоминания о плене Эррту заставили Вульфгара причинить боль своим друзьям и в конце концов, сознавая, что дальше будет становиться только хуже, он решает оставить их и отправиться в скитание в одиночестве…
На плечи Дзирта же легло бремя магического кристалла Креншинибона, который продолжал взывать к самым злобным существам севера. Дроу решил, что есть лишь одно место, где артефакт будет в безопасности, и где никто не сможет заполучить его и воспользоваться его силой – Храм Парящего Духа.
А в это время в другой части Фэйруна, впрочем, уже нам давно известной, в один из самых криминальных районов южных земель – город Калим-Порт – прибывает странник. Некогда он был здесь королём улиц и величайшим наёмным убийцей в истории. Но времена меняются, меняется история, меняются люди. Артемис Энтрери вернулся в родной город сломленным человеком, не имеющим ни цели для своего клинка, ни цели в своей пропащей жизни. Он пришёл сюда просто потому что ему больше некуда было податься. Он провёл 7 лет в скитании, он постарел… и молодым амбициозным ассасинам Калим-Порта это было известно. Конечно же, каждый из них захотел стать человеком, убившим знаменитого Артемиса Энтрери.
Так на заклятого врага Дзирта До’Урдена открывается настоящая охота, которой поспособствовали и сами главы местных гильдий, посчитавших Артемиса угрозой. Однако в этом городе ещё остались люди, которых Энтрери когда-то мог назвать своими друзьями. Ну, может не друзьями, но партнёрами, компаньонами, и хотя доверие не входило в его привычки, убийца с расколотой душой даёт послабление своим ледяным принципам. И как всегда, там, где начинает закручиваться хитросплетённая интрига, вперемешку с заговорами и Артемисом Энтрери, внезапно появляется самый обаятельный и таинственный дроу-еретик во всех королевствах – Джарлакс, заинтересованный исключительно в личной выгоде, новых рекрутах и, разумеется, хаосе. Настолько наёмный убийца запал ему в душу, что эльф никак не хотел упускать такого перспективного для Брэган Д’Эрт воина. Но всё ещё оставалось одно дело, которое нужно было решить и залечить пустоту в сердце Энтрери – Дзирт До’Урден, — и Джарлакс знал, как это сделать…
Вот такая весьма интригующая завязка была в «Незримом клинке». Лично меня она очень воодушевила: привычные образы Вульфгара и Энтрери треснули по швам и раскололись, явив совершенно неожиданный поворот в их характерах, каждый из которых терзал тот самый незримый клинок, хотя и у обоих персонажей этот клинок был свой. И далее эта тема развивается довольно интересно, но только до определённого момента. Честно говоря, линия Вульфгара никакого развития и не получает, по крайней мере в «Незримом клинке», в этом романе нам дают лишь завязку в его линии, которой полностью будет посвящена следующая книга «Хребет Мира». А вот конфликт Энтрери завершается уже в «Клинке». И завершается так, что лучше бы его и не было…
Когда ты, мучимый вопросами о том, как же убийца будет вытаскивать свою душу и свою самость из той ямы, в которую они пали после крайнего столкновения с Дзиртом, в очередной раз читаешь об их встрече с дроу; когда, блин, уже самого Дзирта это достало, и он уже сам говорит, «я не буду с тобой драться, ладно-ладно ты на свете всех милее, всех румяней и фехтуешь как боженька, только отстань уже наконец от меня!» ты, просто грустно вздыхаешь, ибо понимаешь, что читаешь уже в третий… я не ошибаюсь?.. раз одно и то же. И в этот момент мастерство Сальваторе по части высасывания истории из пальца поднимается на новый уровень, а столь интригующий и свежий взгляд на Артемиса в начале книги полностью нивелируется концовкой.
Приключения, за которые я в первую очередь и люблю книги о тёмном эльфе, в «Незримом клинке» также проседают: не чувствуется опасность, нет страха за жизнь героев, не считая самой концовки, вот там был бы мощный «вот это поворот», если бы затем Сальваторе всё не испортил; не было никаких «интересных» встреч с фантастическими тварями и проникновениями в места, где они обитают. Хотя повторюсь, что начало романа написано на уровне, особенно мне понравилось действо, развернувшееся в Калим-порте и описание того, в какого зверя превратился сын Беарнегара. Однако далее всё было обыденно, и, откровенно говоря, скучно.
Но быть может «Хребет мира» всё расставил на свои места?
Во второй книге трилогии нам так же рассказываются 2 истории параллельно: алкогольные приключения Вульфгара (а бухал он действительно как чёрт), и санта-барбара, разыгравшаяся в деревушке при одном уездном замке. Но давайте по порядку.
Натиск внутренних демонов ещё в «Незримом Клинке» завёл Вульфгара в одно злачное заведение Лускана, где он познакомился с крепкой выпивкой, которая стала единственным средством избавления от призраков Эррту. Варвар устраивается вышибалой в трактире, заводит отношения с местной блудницей, впрочем, самой хорошенькой на районе, и в придачу находит себе собутыльника в лице самого отпетого негодяя Лускана – Морика Бродяги. Будучи во хмелю большую часть времени, Вульфгар перестаёт видеть отродья Бездны, однако вместо этого теряет остатки достоинства и чести, а заодно и свой молот – единственное, что у него осталось от старой жизни. Затем из-за своего приятеля он ввязывается в крайне опасную авантюру, которая в итоге приводит обоих к эшафоту. А Лускан, между прочим, славится как один из городов с самыми изощрёнными казнями.
Ну а читателя между делом периодически из Лускана перебрасывает куда-то в глушь, где Сальваторе знакомит нас с амурными делами знатного дворянина из благородного рода, владельца замка и некоторых земель, который влюбляется в простую девушку из подвластной ему деревушки. Та, в свою очередь, любит местного паренька, который кажется ей не таким как все остальные деревенские мужики. Значится, любовный треугольник. Сестра лорда хочет, чтобы он подыскал себе кого-то равного по крови, отец девушки хочет, чтобы она вышла не за местного оболтуса, а за своего господина, потому что без высоких связей они не смогут найти умелого лекаря, чтобы вылечить мать семейства… Ну, я предупреждал насчёт санта-барбары. Это можно было бы трактовать как сальваторовскую пародию на слезливые истории из каких-нибудь любовных романов, однако, читая второй раз, я как-то уже не столь проникся и мне хотелось поскорее вернуться к алкоприключениям Вульфгара в Лускане.
Да, в конце концов эти истории пересекаются и именно благодаря событиям в «глуши» мы получим ключ к решению конфликта Вульфгара, но настолько искусственно выглядит освобождение Вульфгара в конце… он ведь столько пережил, через столько прошёл и вместо реального мощного стимула, вместо какого-то сюжетного поворота, который был бы вспышкой, взрывом в сознании героя, сподвигшим его к осознанию своей проблемы, мы получили нечто вроде «а, ну, вроде всё прошло, всё нормально, Эррту нет, я всё понял, я был не прав, я сильный, я справлюсь! ЯЖВАРВАР!» и Вульфгар вновь меняется. Иными словами, пусть здесь обошлось уже без самоповторов, но опять и вновь, при замечательной завязке, мы получили невменяемую развязку, путь к которой откровенно не стоил свеч. После прочтения я просто не верил, что Сальваторе настолько халатно отнёсся к своему герою, которого когда-то, я напомню, он хотел сделать главным в своей серии книг. В общем я бросил на Боба очередную обидку.
Хотя в остальном «Хребет Мира» — книга неплохая, и даже деревенская санта-барбара выглядит не так плохо, а за путь положительного персонажа от героизма и справедливости к пьянству, разврату и разбою автору отдельное спасибо. Однако вновь кульминация вызывает печаль и портит в целом хорошее впечатление.
Ну а что насчёт «Моря мечей»?
А вот третья книга трилогии мне понравилась уже больше предыдущих двух. Здесь уже не возникает никаких внутренних конфликтов героев, не происходит поиск себя настоящего… но осуществляется поиск Клыка Защитника, с которым Вульфгар по пьяни «расстался» в Лускане. Разумеется, это произошло против его воли, но он всё-таки сам был виноват, в подробности я углубляться не стану. Так вот. Вместе со знатоком Побережья мечей и по совместительству грозой пиратов, — капитаном Дюдермонтом — Вульфгар регулярно отправляется в морские рейды, дабы отыскать корабль, владелица которого стала новой обладательницей чудесного молота. Однако пиратке Шиле Кри всякий раз удаётся ускользнуть.
В дальнейшем оказывается, что она была не просто одной из многих разбойников, нарушавших покой морских торговцев, но главой огромной межрасовой бандитской организации, щупальца которой протянулись по всему побережью и даже проникли на территорию Десяти городов. Как раз там один из членов банды неудачно выбирает себе жертву в лице замаскированных под бедных путников героев Долины Ледяного Ветра. Так Дзирт, Бренор, Кэтти-Бри и Реджис впервые сталкиваются с разбойниками Шилы, и, если бы не загадочная татуировка, обнаруженная на коже пойманного бандита, это нападение окончилось бы весьма прозаично. Однако татуировка, представлявшая собой печать с Клыка Защитника, живо заинтересовала друзей, и они немедленно отправляются на поиски потерянного соратника и его молота.
Но наши старые знакомые были не единственными, кто пытался отыскать главу пиратов. Молодой эльф, потративший всю свою молодость на то, чтобы до мельчайших деталей изучить тактику боя Дзирта До’Урдена наконец заканчивает своё обучение, и ведомый пророчеством разыскивает Шилу Кри, которая по предсказанию должна была свести его с дроу-отступником один на один и тогда эльф сможет отомстить Дзирту за то зло, что тот учинил когда-то давно с ним и его семьёй…
Можно было бы предположить, что вот оно, наконец-то новое приключение! Но спешу вас разочаровать, особо захватывающим я бы его не назвал. Да после первых двух романов «Тёмных троп» оно воспринимается как глоток свежего воздуха, но на фоне трилогии «Тёмный эльф», на фоне войны за Десять городов, поисков Мифрил-Халла, первого путешествия в Калим-порт, возвращения в Мензоберранзан, войны с дроу и всего прочего, что успело произойти за первые 10 книг цикла, борьба с Шилой Кри выглядит как вялая потасовка в баре, а потому общей картины «Тёмных троп» она не сильно меняет. Хотя Дзирт и Кэтти-Бри наконец-то официально становятся парой! УРА! Ну, люблю я романтику…
Читая «Наследие дроу» я отмечал множество недостатков, однако на каждый слабый момент в книгах тетралогии находился и момент запоминающийся, красивый, с художественной точки зрения, и в целом их количество перевешивало недостатки. Но вот «Тёмные Тропы» это самая слабая, самая скучная и недоработанная трилогия Сальваторе. Когда я перечитываю все прочие книги этого автора, на меня нападает лютая ностальгия, и даже несмотря на то, что всё это я уже читал в подростковом возрасте, мне всё равно интересно, меня всё равно захватывают сюжеты его романов… но только не в случае с «Тёмными Тропами».
Казалось бы, начинаются «Тропы» с таких интересных тем; персонажи, к которым мы уже прикипели показаны с иной, совершенно неожиданной стороны: то каким стал Вульфгар, то как расклеился Энтрери… Эти темы получают неплохое развитие, но в чём заключалась их кульминация? В случае с Энтрери – очередной самоповтор и новый виток в «любовных отношениях» с Дзиртом, а в случае с Вульфгаром – совершенно неадекватные причины катарсиса.
Сами приключения уже не являются столь захватывающими как раньше: если бы Боб рассказал нам историю, как старый бородатый гном посылает своего неопытного сынишку в пещеру гоблинов за бочонком пива – это, пожалуй, было бы куда интереснее к прочтению, нежели путешествие к Дворцу Парящего Духа с Креншинибоном в кармане образца «Незримого клинка». Я просто не почувствовал духа странствий в неизведанные земли, кишащие смертельно опасными тварями, не почувствовал Зова Приключений. Похождения героев воспринимаются обыденно, без риска и хождения по острию клинка. Где эпичность, где размах? Такое чувство, что Сальваторе писал эти книги просто потому что НАДО было что-то написать, иной причины я назвать не могу, он будто бы просто сдулся, и это невероятно обидно, особенно после таких великолепных трилогий как «Тёмный эльф» и «Долина Ледяного Ветра».
Да, в «Тёмных Тропах» также, как и во всех других книгах, есть свои положительные моменты, всё же откровенным мусором трилогию я назвать не могу, но всё равно они не способны перевесить все мои негативные эмоции. Если вам интересна судьба Дзирта и его друзей, хочется проследить всю историю этих легендарных героев «от» и «до» без пробелов, смс и регистрации, то пропускать «Тропы» я вам не советую. А вот те, кто ищет только самые интересные и качественные романы по сеттингу Забытых королевств, можете смело проходить мимо.