Как читатели российского журнала сочиняли сюжеты и концепции для игр, а также предвосхищали появление известных хитов.
Недавно мы рассказывали об инди-игре, созданной по мотивам рисунка из российского журнала «Великий Дракон» (выходил с 1996 по 2003 год). От другой игровой прессы издание отличалось огромным разнообразием тематик — половина материалов в журнале была написана не редакцией, а обычными читателями. По большей части «Великий Дракон» напоминал фэнзин, где мог опубликоваться любой человек, умеющий связно рассказывать про игры. Журнал жил за счёт читательских писем, рисунков и комиксов.
Для них было создано несколько постоянных рубрик, но нас интересует именно раздел «Фонтан фантазий», в котором и был опубликован тот самый рисунок. В этой рубрике читатели сочиняли собственные сюжеты для игр, продумывали игровые механики и рисовали схемы уровней.
Истории из «Денди»
Рубрика «Фонтан фантазий» появилась в 12 номере журнала «Денди — Новая реальность». Первые выпуски напоминали рекламную брошюру продукции компании Steepler, но всё изменилось в 10 номере — именно тогда в редакцию начало поступать огромное количество читательских писем.
Со всей страны дети и подростки отправляли свои прохождения, чит-коды, секреты, полезные советы, эссе и фантазии на тему любимых игр. Редакция регулярно устраивала конкурсы, а в качестве призов раздавала картриджи и консоли.
Первые сюжеты были не слишком оригинальными. Впечатлительные читатели присылали свои истории, написанные по мотивам различных голливудских фильмов. В письме из 12 номера за 1994 год угадываются мотивы «Армии тьмы» (автор даже не поменял название) и «Внутреннего пространства».
Поток фантазии был так силён, что сюжеты часто превращались в какую-то сборную мешанину. Игра «Миф» от Евгения Новикова — жуткая смесь из элементов известных хорроров и античной мифологии. Сейчас сюжет Евгения вызывает ассоциации с хоррором Agony и серией God of War.
Роман Четвертков написал свою историю под впечатлением от фильмов про ниндзя и самураев. Его «Дух Ниндзя» навевает воспоминания об игровых сериях Tenchu и Ninja Gaiden.
Если скрестить сюжеты «Пират цветов» и «Трансформеры», то можно увидеть параллели с серией Mass Effect. Разумная планета, которая пожирает космические корабли и другие планеты. Армия «трансформеров» атаковавшая Землю, и бесстрашный командир Шеп в роли главного героя. Ну и как тут не вспомнить выбор «цветов» в концовке Mass Effect 3.
Какие-то идеи были настолько оригинальны, что по ним хоть сейчас создавай инди-игру. По мотивам «Демоны лунного затмения» от Андрея Комарницкого можно создать как мрачный, так и откровенно «трешовый» инди-beat ’em up. Женщина-акула, откладывающая икринки, из которых вылупляются новые рыбы-мутанты — это сильно.
Если убрать из «Заколдованного принца» принцессу, то сюжет Дмитрия Зверева почти один в один совпадает с игрой MediEvil. Только вместо злой колдуньи в игре был злой некромант.
В первой половине 90-х шёл бум на харизматичных антропоморфных существ. Чуть ли не в каждом выпуске «Фонтана фантазий» читатели придумывали своих героев.
В «Зелёном овоще» Михаил Кремтовский предлагает «сыграть» за храбрую петрушку Петю, а в «Шоколадной команде» — за популярные шоколадные батончики. Шоколадки борются с безумным Пломбиром и его армией мороженого.
С «Фонтаном фантазий» соседствовала рубрика «Сделай сам» с собственным маскотом — Зелёной ящерицей. Рубрика просуществовала несколько номеров и была закрыта из-за низкой популярности. Она уместно смотрелась в журнале, но в 1995 году компьютер был лишь у избранных.
Читатель Егор Рябков предугадал появление симуляторов полиции, пожарной службы и скорой помощи. На двух десятках страниц он расписал принципы каждой игры, но в редакцию отправил только сокращённый вариант. Сейчас такие симуляторы выходят чуть ли не ежегодно, а в серии GTA можно проходить миссии за каждую из служб.
Концепт «Один день мальчишки» от Алексея Масленникова очень напоминает Bully от Rockstar Games. Как и в Bully, главный герой исследует школу, ходит на уроки, устраивает пакости своим одноклассникам и попадает в различные передряги на улицах города.
Одна из любимых читательских тем — путешествия во времени. Концепт вымышленной игры «Путешествие на машине времени» повторяет сюжет и локации игры TimeSplitters 2. Совпадают несколько стран и эпох (Дикий Запад, Россия, Япония, далёкое будущее), а также охота за кусочками волшебного кристалла. Удивительное совпадение.
Иногда читатели сами придумывали «сиквелы» к своим любимым играм. Сергей Л. из города Волжский сочинил продолжение The Lost Vikings. На этот раз троица викингов попадает в древний Египет, античную Грецию, Китай и Россию. Официально The Lost Vikings 2 вышли в 1997 году, а любительский сюжет Сергея уже был написан в 1995-м.
Ранний «Великий Дракон»
В 1995 году издательство «Видео-Асс» расторгло контракт с компанией Steepler из-за задержек в финансировании. Бывший коллектив «Видео-Асс» ушёл под крыло издательства АСТ, где создал новый журнал — «Великий Дракон». По наполнению он сумел превзойти предшественника: улучшилась полиграфия (печатали в Финляндии), уменьшилось количество рекламы, а рубрика «Фонтан фантазий» осталась на прежнем месте и постепенно развивалась.
Уже в первом номере в редакцию начали писать девушки. Мари из Москвы предложила свою формулу успешной игры. Игра должна быть интересной, со смыслом (самое важное), кучей заставок и «хорошим happy end». Обстановку в игре лучше всего описывать красивыми и точными прилагательными.
В редакцию часто приходили сюжеты про каких-нибудь крутых мутантов. В 20 номере появился концепт игры про антропоморфных лис, которые спасают зверей из заточения. Эдакий beat ’em up в духе Battletoads, только с лисами.
Часто авторы присылали подробный концепт-арт для своей вымышленной игры. Например, так было с «Игулис» — beat ’em up в стилистике тёмного фэнтези и книг про Конана-варвара.
«Гладиаторы кланов» — файтинг про гладиаторские бои антропоморфных насекомых из далёкой галактики. К своему письму автор приложил рисунки со всеми выдуманными бойцами.
В 20 номере появилась подрубрика «Капли фонтана». В неё попадали коротенькие и не очень интересные идеи, но даже тут найдутся удивительные вещи. Читатель с ником Midnight Rider придумал игру Mario Wild Winter Sport, в которой Марио участвует в зимних Олимпийских играх. Шутка сбылась. Аркадные спортивные симуляторы с Марио не раз выходили, к тому же существуют кроссовер-игры в серии Mario & Sonic at the Olympic Winter Games.
В игре The Worlds от Льва Щепкина люди и мертвецы объединили свои силы против захватчиков из космоса. Лев прислал в редакцию синопсис и рисунок титульного экрана своей игры.
Тот самый «Замок злого колдуна», напоминающий платформеры из серии Castlevania. Описание игры от Dr.Dendy и Вити.С слегка расходятся с тем, что изображено на схеме уровня. Вместо дракона и колдуна тут гигантская змея, вылезающая из летающего черепа.
«Как создать игру, способную извести самого матерого геймера» — юмористическое руководство для геймдизайнеров от Льва под Вязом. Секрет успеха: шизоидный сюжет, интерфейс на китайском языке, куча ловушек, отравленные призы и сотня смертоносных комнат. Проект определённо удался, если у геймера начались припадки гнева, а игровые неудачи продолжили мучить его во сне.
Безумный гибрид-кроссовер из игр The Aladdin, Prince of Persia, Star Wars, Mortal Kombat и Street Fighter от Лены из Москвы. В рубрике «Фонтан фантазий» художник Виктор Базанов мастерски иллюстрировал даже самые наивные и непрописанные истории.
Отдельная категория игр — приключения школьников в родном городе и различные истории про юных «попаданцев» в фэнтезийные миры. Авторы «Школьный мир» и «Шаманы» расписали подробное прохождение собственных игр с помощью вручную нарисованных схем и карт.
Какие-то идеи попали в рубрику «Забор». Например, секретный код для Mortal Kombat 3, с помощью которого можно играть за Егора Летова, солиста группы «Гражданская оборона». Казалось бы — ну полный бред. Однако с выходом бесплатного движка M.U.G.E.N в неравном бою можно стравить Гомера Симпсона и Соника, или Сэйлор Мун с Рю из Street Fighter II. То, что ранее казалось безумием — теперь реальность.
Поздний «Великий Дракон»
С 40 номера журнала рубрика появлялась всё реже и реже. Причина прозаична — журнал рос, выросла и его аудитория. К концу 90-х фэнзин постепенно вытеснили материалы от постоянных авторов. Отныне в «Великом Драконе» публиковали актуальные новости консольного рынка, обзоры игр, статьи про аниме и авторские эссе. «Забор» исчез, а в «Фонтан фантазий» присылали более серьёзные сюжеты.
Но материалы от читателей всё же иногда удивляли. Например, две девушки с никами Barby и Ken сетовали на засилье чисто мужских игр в индустрии развлечений. Мол, для девушек ничего не делают, и это нужно обязательно исправить. Они придумали концепцию игры Dancing — смесь танцевальной ритм-игры, симулятора уборки, симулятора приготовления еды и визуальной новеллы. И всё это в сказочном мире Золушки.
Встречались и более причудливые идеи. Например, «Бесстрашный челнок» — симулятор «челнока» в нелёгкое для России время. В начале «игры» главную героиню увольняют с предприятия из-за массового сокращения. Муж оставил её с грудным ребёнком и ушел к молодой любовнице. Женщина отправляется в Польшу «челноком», чтобы прокормить себя и ребёнка. Обратного пути назад уже нет, ведь квартира заложена. Главная цель: закупить товар в Польше, вернуться в Россию и выгодно продать всё с хорошей наценкой. Если судить по описанию, то концепция «игры» напоминает интерактивное кино.
Какие-то концепты от читателей до сих пор не реализованы в игровой индустрии и выглядят необычно. В проекте «Дорога в небо» игрок должен с нуля создать собственную группу и добиться её мировой славы. Нечто среднее между ритм-игрой, нелинейным квестом в открытом мире и бизнес-симулятором. Инди-разработчикам на заметку.
В конце 90-х в рубрике появились патриотичные геймдизайнеры с идеями в духе «русский ответ заморским играм». Читатель Joker Inc придумал игру «Рублемания», про антропоморфный рубль, который сражается с различными мировыми валютами. В конце игры рубль превращается в самую уважаемую и конвертируемую валюту.
Смешно и одновременно грустно видеть дату публикации — 1997 год. Через год в России начался затяжной экономический кризис.
Чуть ли не в каждом номере кто-то обязательно писал свою историю о похождениях бравых российских школьников. Юные русские хулиганы попадали в компьютерные игры, фэнтезийные миры и боролись с преступниками на улицах родного города.
New Russian — симулятор «нового русского» от читателя с кличкой Васёк Битый в номере за 1997 год. По схематичному описанию концепция напоминает Grand Theft Auto. В «Новом русском» есть открытый мир, где можно заниматься рэкетом, зачищать территории, участвовать в разборках с «ментами», убирать конкурентов, управлять собственной бандой и развлекаться в клубах.
«Фон-Штирлиц — Шпион-легенда» — beat ’em up про известного шпиона. Читатель Вадим Щукин даже сделал полную раскадровку всех ключевых ударов. В интерпретации Вадима приключения известного разведчика превратились в отвязные приключения в духе «Капитана Пронина».
В 2001 году рубрика «Фонтан фантазий» исчезла из журнала, а уже через полтора года «Великий дракон» закрылся из-за недостатка финансирования и ухода большей части авторского коллектива в «Страну Игр». В наши дни фанаты журнала создали полную онлайн-библиотеку отсканированных номеров.
Напоследок хотелось бы отметить, что не только в «Великом Драконе» придумывали свои игры, а также размышляли о перспективах развития индустрии. В 1995 году ведущие передачи «От Винта» Борис Репетур и Антон Зайцев предсказали появление так называемых «бытовых» игр. Они иронично шутили, но их прогнозы сбылись. Например, игра «Домочадцы» — точное описание концепций уже великой The Sims. А «Читательный зал» — виртуальный симулятор библиотеки, который недавно появился в Steam.
Источник: DTF