К 2019 году мы уже успели увидеть четверых актеров в роли Фрэнка: Томаса Джейна в «Карателе» 2004 года, Рэя Стивенсона в «Карателе: Территория войны» 2008 года и Джона Бернтала в сериале от Netflix, но первым был Дольф Лундгрен в 1989 году.
Фильм, который в 90-х можно было купить у нас на видеокассетах с заголовком «Линчеватель» или «Палач», рассказывает свою версию истории о Касле. Его образ заметно отличается от созданных другими актерами. Главное — у Фрэнка нет классического черепа на груди. Это было решение сценариста Бояза Якина, посчитавшего, что подобный атрибут уничтожает весь реализм картины. Режиссер Марк Голдблатт решил, что это хорошая идея, но фанаты были с ними не согласны и остаются таковыми до сих пор.
Но ладно атрибуты — что с самим образом? Для Дольфа Лундгрена роль Фрэнка Касла стала пятой в карьере, и это был серьезный вызов — актер должен был исполнить не роль классического Карателя (здоровяка в идеальной физической форме), а усталого Касла, живущего в канализации, где его никто не найдет. Дольф сбросил 14 килограмм, чтобы выглядеть соответствующе сценарию.
И при пересмотре фильма в 2019 году — спустя 30 лет после его выхода — заметно, как сильно вкладывался в образ Лундгрен. Будучи еще неопытным актером, он постарался пустить свою неопытность в плюс образа — его Касл холоден, неразговорчив, глаза у него пустые, потому что внутри он мертв.
Эту отрешенность и в то же время невероятную волю к жизни ради достижения цели Дольф отыгрывает отлично.
Сюжет фильма очень прост и напоминает многочисленные комиксы о Карателе. Итальянская мафия в Нью-Йорке расслабилась, и ее место решили занять представители якудзы из Японии (с женщиной во главе — в 1989 году!). Между ними начинается война, что только на руку Фрэнку, ведь его цель — добить победителей, но ему все же приходится вмешаться, когда якудза похищают детей итальянцев.
Касл потерял своих и потому уверен, что дети не должны страдать в этой войне. Так Фрэнк ввязывается в конфликт и даже ненадолго объединяется с итальянским боссом — только так они могут спасти его сына и остановить якудзу.
После выхода картины многие посчитали этот сюжетный твист неверным толкованием образа Карателя, мол, он должен наказывать, а не спасать, но это говорит лишь о недостаточном знакомстве с персонажем. В лучших комиксах про Касла — в том числе тех, что писал Гарт Эннис — Фрэнку не раз приходилось кого-то выручать. Невинные погибли бы, если бы Каратель не вмешался и не спас бы их. А затем он, конечно, наказал всех виновных.
В версии с Лундгреном очень много экшена и перестрелок, вот только выглядят они в лучших традициях боевиков 80-х (хоть фильм и вышел в самом конце этой эпохи). Это, конечно, понятно — время было такое, почти все подобные картины того периода снимались в похожем ключе. Но даже тут «Каратель» находит несколько оригинальных моментов. Например, Фрэнк убивает из арбалета, мечами (японцев), удивительно ловко метает ножи. Достаточно и рукопашных драк — благо Каслу часто приходится сталкивать с кем-то лицом к лицу. Голдблатт постарался сделать так, чтобы все это выглядело хорошо. Пусть и с поправкой на эпоху, конечно.
Главная второстепенная линия отдана бывшему напарнику Касла Джейку Берковицу, которого сыграл обладатель «Оскара» Луис Госсет-мл.
В «Карателе» он тот, кто не оставил надежды найти Фрэнка и попытаться помочь ему, убедить перестать быть массовым убийцей. Берковиц верит, что Каратель — еще человек. И когда-то он был его другом.
Фильм побывал в производственном аду из-за несогласия студии New World Pictures с Годблаттом и Якином. В США картину так и не показали в кинотеатрах, зато у «Карателя» есть режиссерская версия, которая длиннее на 17 минут, и в ней есть эпизод-флэшбэк ко временам, когда Касл еще был полицейским.
На мой взгляд, фильм выдержал прошел проверку временем, и в 2019-м он все еще хорошо выглядит, представляя те стороны Карателя из комиксов, которых нет, например, в экранизациях 2004 и 2008 года.
К тому же сам образ Фрэнка Касла здесь получился неожиданно глубоким для Дольфа Лундгрена, чего вряд ли ждут фанаты актера, познакомившиеся с ним по более ранним и поздним боевикам 90-х (а то и 2010-х!).
Источник