Финал истории длиною в 12 лет: как закончился сериал «Войны клонов»

Рассказываем историю, пожалуй, лучшего мультсериала по «Звёздным войнам», который завершился в начале мая.

Финал истории длиною в 12 лет: как закончился сериал «Войны клонов»

У истоков

Во время работы над трилогией сиквелов создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас неоднократно заявлял, что после премьеры третьего эпизода он завяжет с блокбастерами и снова займётся экспериментальными бессюжетными фильмами, с которых и началась его карьера.

Однако далёкая-далёкая галактика не отпускала своего демиурга, и незадолго до релиза «Мести ситхов» Лукас анонсировал сразу два новых проекта: анимационный сериал о событиях Войн клонов, вооружённого конфликта, начавшегося во втором эпизоде и закончившегося в третьем, и игровой сериал о жизни преступного мира галактической столицы в промежутке между двумя трилогиями.

На тот момент у Lucasfilm даже не было собственного анимационного департамента — над всеми мультипликационными проектами по «Звёздным войнам» работали подрядчики.

Канадская студия Nelvana в середине восьмидесятых сняла два мультсериала про дроидов и эвоков, а двадцать лет спустя канал Cartoon Network выпустил серию короткометражек за авторством создателя «Лаборатории Декстера» и «Самурая Джека» Геннди Тартаковски.

По слухам, на создание мультсериала от Cartoon Network Лукаса подтолкнули деловые партнеры из Hasbro. Линейка игрушек по мотивам «Атаки клонов» расходилась неважно, и кто-то решил, что серия анимационных короткометражек — самый верный способ подстегнуть продажи.

Однако Тартаковски сотворил нечто большее, чем просто рекламный ролик. В пределах трёхминутного хронометража ему удавалось рассказывать истории, в которых были законченный сюжет, интрига, море экшена и даже определённое развитие персонажей. Порой мультипликатору отказывало чувство меры — уж слишком всемогущими у него оказывались джедаи, но в целом его «Войны клонов» отличались запоминающимся стилем и бешеной энергетикой.

Публика была в восторге, и мультсериал продлили сначала на второй, а затем и на третий сезоны. Первые два сезона состояли из десяти трёхминутных эпизодов каждый, а вот в третьем количество серий сократилось вполовину, зато продолжительность каждой серии выросла аж в четыре раза.

Увеличенный хронометраж позволил Тартаковски рассказать более долгие и сложные истории. Третий сезон вышел в эфир всего за два месяца до премьеры «Мести ситхов» и послужил прелюдией к третьему эпизоду: последние серии рассказывали о вторжении сепаратистов на Корусант и похищении верховного канцлера.

Лукас настолько впечатлился работой Тартаковски, что решил взяться за анимацию всерьёз и рассказать историю Войн клонов заново, только на этот раз при его непосредственном участии. А для этого работы над сериалом должны были проходить в недрах Lucasfilm.

А ещё Лукасу требовался падаван — молодой и талантливый аниматор, который транслировал бы идеи Джорджа на язык нового для него медиума.

Падаван

В 2005 году тридцатилетний аниматор Дэйв Филони работал над созданием мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» и считал дни до премьеры «Мести ситхов».

Все знакомые Филони знали об одержимости Дэйва далёкой-далёкой галактикой, поэтому когда одного из его коллег спросили, не знает ли он молодых и талантливых аниматоров, которым было бы интересно поработать над мультсериалом по «Звёздным войнам», тот не колеблясь поделился телефоном Дэйва.

Сейчас Филони со смехом вспоминает, что сделал всё, чтобы облажаться. Когда ему позвонили продюсеры из Lucasfilm, Дэйв подумал, что его разыгрывают друзья из съёмочной группы «Губки Боба» и едва не повесил трубку. Филони никогда не работал с компьютерной анимацией, поэтому заранее решил, что не подходит для этой вакансии и приехал на собеседование на Ранчо Скайуокера только для того, чтобы затем хвастаться перед другими фанатами, что общался с самим Лукасом.

Общение больше напоминало монолог: Лукас практически ничего не спрашивал и всё время говорил сам — рассказывал о природе Силы, методах работы джедаев и прочих подробностях далёкой-далёкой галактики. Когда собеседование закончилось и Дэйв собрался уходить, его окликнул продюсер и сообщил: «Ты понравился Джорджу. Работа твоя».

Следующие несколько лет Дэйв общался с Лукасом буквально каждый день. Режиссёр принимал в создании сериала самое активное участие: предлагал идеи сюжетов, правил сценарии, наблюдал за созданием раскадровок и комментировал готовый материал, отвергал и дополнял идеи Филони и постоянно что-то рассказывал, объяснял и советовал. По сути, он воспитывал Дэйва будто собственного падавана.

Поначалу Филони собирался рассказать о принципиально новых героях: команде звездолёта, странствующей по галактике и выполняющей шпионские операции. По его задумке, экипаж состоял из контрабандиста, его подружки, гунгана-здоровяка, джедая и его ученицы.

Однако Лукас сходу отверг идею Дэйва и велел сосредоточиться на главных героях саги: Энакине и Оби-Ване. Он же сказал, что у Энакина появится падаван — самоуверенная и дерзкая девчушка по имени Асока Тано.

Площадка для экспериментов

Поначалу Лукас воспринимал «Войны клонов» всего лишь как возможность обкатать новые технологии и проверить рынок перед началом работы над телесериалом, на который он возлагал куда больше надежд. Первые сезоны мультсериала делались как антология: эпизоды шли вразнобой, без какой-либо последовательности или заботы о внутренней хронологии.

Формат антологий открывал широкий простор для экспериментов, и Лукас с Филони рассказывали самые разные истории, — от военных эпиков, шпионских драм, политических триллеров и вестернов до комедий, камерных детективов и ужастиков.

Хотя поначалу у сериала не было чётких главных героев, большая часть историй всё равно была посвящена подвигам Энакина, Оби-Вана и Асоки. Но уже с первых же серий самыми запоминающимися эпизодами оказались те, где на первый план выходили прежде безликие клоны.

Постепенно Джордж Лукас увлёкся. Сериал окончательно утвердил Энакина, Оби-Вана и Асоку в качестве главных героев, повествование стало идти в хронологическом порядке, а сам режиссёр подговорил Филони исследовать несколько крайне смелых концепций, меняющих восприятие не только мультсериала, но и всей вселенной «Звёздных войн».

Ночные сёстры Датомира, путешествие Йоды к истокам Силы, Мортис — все эти концепции появились в сериале с лёгкой руки Лукаса.

Не все его идеи были откровенно революционными, но многие меняли ранее устоявшийся канон. Именно Лукас решил обнулить историю Мандалора и превратить мандалорцев в пацифистов. Именно он предложил новую трактовку причин беспрекословного исполнения клонами приказа 66.

Это он рассказал, что же всё-таки случилось с несчастным мастером Сайфо-Диасом и при каких обстоятельствах была заказана армия клонов. И да, именно Лукас предложил Филони воскресить Дарта Мола.

Пять лет в эфире

Всю свою карьеру Джордж Лукас стремился к независимости от студийных систем, телевизионных боссов и прочих деятелей индустрии. Он самостоятельно финансировал производство всех своих фильмов, начиная с пятого эпизода, а когда речь заходила о телевизионных проектах, являлся на переговоры с владельцами каналов уже имея на руках полностью отснятый и готовый для трансляции материал.

Трейлер театральной версии сериала

К тому моменту, как Лукас начал искать канал для показа «Войн клонов», первый сезон мультсериала был уже полностью готов, а съёмочная команда вовсю трудилась над вторым.

Он рассчитывал, что без особых проблем пристроит «Войны клонов» в сетку вещания одного из каналов для детей, но никто из основных игроков не горел желанием вкладываться в довольно рискованное и самобытное шоу, не имея над ним никакого творческого контроля.

Филони вспоминает, что ещё пятнадцать лет назад, когда работа над «Войнами клонов» только начиналась, Лукас считал идеальным способом распространения мультсериала потоковый сервис вроде нынешних Disney+ или Netflix, но тогда такого рынка попросту не существовало. Порой новаторские идеи Лукаса опережают своё время.

И лишь после того как на Cartoon Network сменилось руководство, новые боссы решили рискнуть. В последний момент Лукас решил предварить показ мультсериала кинотеатральной премьерой полнометражного мультфильма, слепленного из четырёх объединённых сквозным сюжетом эпизодов первого сезона.

Финансово релиз оказался успешен, но приём со стороны критиков и зрителей был весьма прохладным — полнометражке досталось за примитивный сюжет, «деревянные» модели персонажей и недостаток размаха, а фанаты разнесли картину ещё и за многочисленные несоответствия с устоявшимся на тот момент каноном.

Крайне противоречивую реакцию вызвало и появление у Энакина падавана. В то время как одни фанаты тут же влюбились в Асоку за её яркую индивидуальность, независимость, острый язык и чувство юмора, другие тут же заклеймили девушку как ярко выраженную Мэри Сью.

«Войнам клонов» поначалу действительно приходилось очень тяжело. Сериалу не хватало масштаба, соседние эпизоды существенно отличались по качеству.

Но уже в самом начале создатели заработали себе некий кредит доверия такими сериями как «Салаги» — очень цепляющим, глубоким и запоминающимся эпизодом, в котором впервые отсутствуют все главные герои, а на первый план выходят простые клоны.

За последующие пять лет сериал проделает огромный путь: аниматоры найдут способ снимать более сложные и масштабные сцены гораздо дешевле, графика эволюционирует, «деревянные» модели обретут отсутствовавшую поначалу плавность, а картинка на некоторых кадрах станет неотличимой от кинематографичной.

Значительную эволюционируют и персонажи: Энакин станет таким, каким и должен был быть в приквелах — храбрым, дерзким, самоуверенным и смелым, но уравновешенным, а Асока из острой на язык бунтарки вырастет в куда более сложного и глубокого персонажа, заслуженно ставшего любимицей фанатов.

Внезапная смерть

Поначалу Лукас заявлял, что независимо от рейтингов собирается снять 100 эпизодов сериала. Однако к тому моменту как съёмочная группа закончила работу над сотым эпизодом шоу, в производстве находилась ещё как минимум пара сезонов. Несмотря на рост качества, рейтинги к пятому сезону несколько просели, и CN даже перенёс показ с праймового пятничного вечера на менее престижное утро субботы. Однако у «Войн клонов» всё равно были все шансы продержаться в эфире эту пару сезонов.

Однако затем случилась памятная сделка, и Джордж Лукас продал Lucasfilm компании Disney, у которой есть канал Disney XD — главный конкурент Cartoon Network. Телевизионные аналитики мигом стали пророчить скорое закрытие сериала, но работа над новыми сезонами какое-то время ещё велась, скорее по инерции.

Весной 2013 года CN опубликовал осеннюю сетку вещания, в которой уже не оказалось «Войн клонов», а затем Дэйв Филони запостил на официальном сайте обращение, в котором заявил о прекращении работы над сериалом.

На момент закрытия на разных этапах производства находилось около 40 эпизодов. Одни были полностью готовы, вторые находились на стадии чёрновой анимации, третьи существовали только в виде сценариев.

Филони планировал довести повествование до самой «Мести ситхов» — действие финальной арки сериала, получившей название «Осада Мандалора», должно было развиваться параллельно событиям третьего эпизода.

Создатели сериала попытались хотя бы частично спасти своё творение. 13 готовых эпизодов в виде сокращённого шестого сезона были выложены на Netflix. Ещё восемь серий, готовых в черновом виде, опубликовали на официальном сайте, снабдив комментариями съёмочной группы, концепт-артами и другой полезной информацией.

Ряд сценариев адаптировали в формате книг или комиксов — в издательстве Dark Horse вышел графический роман «Дарт Мол: Сын Датомира», повествующий о том, как мандалорские суперкоммандо вытащили Мола из заточения, в которое он угодил в конце пятого сезона, а Кристи Голден написала роман «Тёмный ученик», в котором адаптировала сценарии сразу восьми эпизодов — о взаимоотношениях джедая Квинлана Воса и бывшей ученицы Дуку Асажж Вентресс.

По словам Пабло Идальго, члена сюжетной группы Lucasfilm, после всех адаптаций и публикаций нерасказанными осталось ещё 13 арок по 3-4 эпизода в каждой. Сценаристы планировали показать предысторию битвы за Кашиик из «Мести ситхов», свести Бобу Фетта и Када Бейна, снять политический триллер, в котором Падме пытается отправить в отставку Верховного канцлера, и даже показать мистический эпизод в стиле «Секретных материалов» с участием разведывательного корабля йуужань-вонгов.

Должна была получить дальнейшее развитие и линия Асоки — её история не заканчивалась на уходе из Храма джедаев. В новых сериях она бы училась выживать на нижних уровнях Корусанта, находила бы себе бойфренда и помогала Энакину и Оби-Вану спасти Йоду из святилища ситхов, расположенного под Храмом джедаев.

Воскрешение

Поклонники сериала устраивали кампании в защиту шоу, но долгое время казалось, что все их усилия тщетны. Сразу после завершения «Войн клонов» Дэйв Филони переключился на новый проект, «Повстанцы», который продолжил многие из сюжетных линий, оборванных после закрытия его предшественника.

Фанаты узнали, что Асока, Рекс, ещё несколько клонов и Мол не только пережили Приказ 66 и конец войны, но и дотянули почти до самой «Новой надежды».

Однако в 2018 году, на презентации, посвящённой десятилетию сериала, Дэйв Филони сделал неожиданное объявление: «Войны клонов» возвращаются для укороченного седьмого сезона, который послужит шоу подобающим финалом.

Реакция фанатов

В интервью Филони не скрывает, что воскрешение шоу стало возможным благодаря запуску Disney+: новорожденному потоковому сервису требовался эксклюзивный контент, а новый сезон любимого сериала целого поколения идеально подходил для привлечения подписчиков.

Конец войны


Внимание:

далее в тексте есть спойлеры к финальному сезону сериала.

Седьмой сезон «Войн клонов» состоит из трёх арок по четыре эпизода в каждой. Первая арка, «Бракованная партия», знакома зрителям больше всего, потому что ещё в апреле 2015 года все четыре эпизода были опубликованы в черновом виде в свободном доступе на официальном сайте.

Сюжет арки построен вокруг Бракованной партии — элитного отряда клонов-спецназовцев, состоящего из четырёх бойцов, обладающих уникальными «положительными» генетическими мутациями. Один стал необычайно сильным, второй — неестественно метким, третий на раз взламывает вражеские базы данных и хранит в памяти уйму вещей, от инопланетных языков до повадок различных зверей, а четвёртый держит на коротком поводке всю троицу.

Бракованная партия участвует в самых опасных заданиях, и в этот раз они помогают Энакину и Рексу спасти Эхо — элитного клона-штурмовика, который считался погибшим ещё с операции на Цитадели в третьем сезоне.

Однако теперь выясняется, что всё это время Эхо был в плену у сепаратистов, которые пользовались его знаниями для разработки выигрышных тактик боёв с республиканской армией.

Магистральный сюжет арки спустя пять лет остался прежним, изменились лишь детали: атмосфера сгустилась и помрачнела, ставки стали выше, а акцент переключился со шпионского боевика на человеческую драму об отношениях двух давних боевых братьев и нежелании ветерана отпускать погибших товарищей. А, ну ещё пошлую шутку о сенаторе Амидале вырезали, — не положено детям такое смотреть.

Но мы же с вами не дети, верно?

Вторая арка посвящена приключениям Асоки на нижних уровнях Корусанта. Асока заводит знакомство с двумя сёстрами, пытающимися выживать в жестоком мире.

Простые жители уже давно разочаровались как в Республике, так и в джедаях. Они настолько потеряли связь с реальным миром, что на полном серьёзе советуют двум только что осиротевшим подросткам смириться с потерей и отпустить родителей, ибо они теперь едины с Силой.

Эта история позволяет нам понять, чем жили обычные граждане Республики в разгар этой огромной войны. Мы видим, как обстоит жизнь тех самых граждан, которых якобы защищают Республика и джедаи, и эта жизнь отличается от той, какой её представляла Асока.

А ещё правда об их жизни пересекается с историей Асоки. Она уже покинула Орден, потому что стала понимать, что джедаи уже совсем не те, что раньше, и они утратили связь с простыми гражданами. Республика уже не та, что прежде.

Дэйв Филони

За прошедшие с момента закрытия сериала годы Дэйв Филони и актёры озвучки рассказывали о кратком содержании отдельных серий на различных мероприятиях, благодаря чему мы знаем, что вышедшая на Disney+ арка кое в чём отличается от ранних наработок.

Если в оригинальных версиях сценариев Асока заводила на нижних уровнях романтические отношения с юным контрабандистом по имени Никс Оками, то в финальной версии Никса сменили сразу два новых персонажа — сёстры Рафа и Трейс Мартез, с которыми Асоку связывают чисто дружеские отношения.

Третьей и заключительной аркой, кульминацией всего сезона, стала та самая «Осада Мандалора». Основные события арки фанаты знали уже давно: Асока объединяет усилия с бывшим учителем и новым лидером мандалорцев Бо-Катан и отправляется на Мандалор для окончательной победы над Молом, но в самый разгар кампании Энакина и Оби-Вана отзывают на Корусант — спасать канцлера из лап генерала Гривуса.

Асока сражается с Молом в одиночку и одерживает победу, но затем случается приказ 66, Мол сбегает в воцарившемся хаосе, а Асоке и Рексу каким-то образом удаётся спастись и раствориться в галактике. В следующий раз мы встречаем всех этих персонажей уже в «Повстанцах» почти двадцать лет спустя.

«Я очень давно хотел закончить «Войны клонов» историей о том, что случилось с теми героями, которых мы не видим в фильмах. Потому что мне кажется вполне логичным вопрос: «А куда они делись? Асока казалась довольно значимым персонажем, ей предложили присоединиться к ситхам? Где был Рекс?».

Я чувствовал, что эти вопросы нуждаются в ответах, потому что после стольких эпизодов, после стольких историй Асока и Рекс определённо стали очень важной частью жизни Энакина и Оби-Вана. Если в одно время с событиями «Мести ситхов» проходило ещё что-то довольно важное, то все поймут: «А, они просто были заняты в другом месте».

Дэйв Филони

«Осада Мандалора», наконец, ответила на вопрос, как именно Асоке и Рексу удалось сбежать. Оказалось, что приказ 66 поступил, когда они конвоировали пленённого Мола обратно на Корускант.

Асоке удаётся пережить первую атаку и обезвредить Рекса, а затем с помощью дроидов она находит его старый доклад, заполненный после гибели Файвза. Она узнаёт о чипах-ингибиторах, побуждающих клонов выполнить приказ 66, и достаёт ингибитор Рекса.

Чтобы повысить свои шансы на выживание, Асока освобождает Мола, и тот устраивает настоящий ад. В конечном итоге, в результате его диверсий корабль терпит крушение на заснеженной планете.

В разыгравшемся хаосе Молу удаётся сбежать. Асока и Рекс также переживают катастрофу, но все остальные клоны на борту крейсера погибают, до последнего пытаясь выполнить приказ 66 и уничтожить своих бывших командиров.

Среди погибших клонов есть и Джесси — один из трёх бойцов 501-го легиона, которые постоянно мелькали в сериале, начиная со второго сезона. Второй из этой троицы, Хардкейс, пожертвовал собой во время битвы на Умбаре, а вот третий, медик Кикс, переживёт и своих товарищей, и войну — его заключённое в стазис тело будет найдено Алым Корсаром в эпоху трилогии сиквелов: Кикс проведёт в стазисе около полувека.

Соединяя вселенную

Действие «Осады Мандалора» разворачивается параллельно с событиями «Мести ситхов»: в первом эпизоде арки Энакина и Оби-Вана отзывают на Корусант, во втором Асока узнает о гибели Дуку и о том, что Совет попросил Энакина шпионить за канцлером.

Ну а в третьем Асока становится свидетелем памятного разговора Йоды, Мейса Винду, Ки-Ади-Мунди и Эйлы Секуры, на котором джедаи решают сместить канцлера, если он откажется сложить с себя чрезвычайные полномочия. Ближе к концу эпизода Рекс и остальные клоны получают приказ убрать Асоку и Мола.

Есть в «Осаде» и ссылки на другие произведения далёкой-далёкой галактики — в одном из эпизодов мелькает юный Калеб Дьюм, Кейнан Джаррус из «Повстанцев», а в другом Мол виден во время совещания с Драйденом Восом, главным злодеем из «Хана Соло».

События «Осады» уже описывались мельком на страницах канонического романа «Асока» Эмили Кейт Джонсон, но мультсериал теперь ретконит соответствующие места книги, поскольку и битва с Молом, и выживание Асоки и Рекса в тексте показаны иначе.

«Осада Мандалора», как и весь сезон, не даёт ответа на вопрос о судьбе ряда других героев шоу, а некоторые популярные персонажи вроде пирата Хондо Онаки и вовсе не появляются на экране.

С другой стороны, «Осада» и не должна отвечать на все вопросы — это очень личная история, делающая акцент с одной стороны на Асоке и её отношениях с Энакином, клонами и конкретно Рексом, а с другой — на Рексе и том, как он разрывается между верностью Асоке и преданностью своим братьям. Это настоящая драма с очень жёсткой, даже жестокой концовкой.

А ещё в «Осаде Мандалора» нам показали одну из самых зрелищных дуэлей на световых мечах за всю историю саги. Филони подошёл к её созданию очень ответственно — сцену снимали с помощью техники захвата движений, а роль Мола, как и двадцать лет назад, примерил на себя Рэй Парк.

«Войны клонов» проделал огромный путь и из ненавидимого частью фанатов мультсериала превратился в значимую часть саги, — заключительный седьмой сезон лишний раз демонстрирует все сильные стороны сериала. «Войны клонов» на голову выше и «Повстанцев», и «Сопротивления», и если бы Дэйв Филони вдруг объявил, что сериал вернут не ради 12 эпизодов, а ради 40, как и было изначально запланировано восемь лет назад, мы были бы только рады. Но, увы, остаётся довольствоваться тем, что имеем.

 

Источник

Читайте также