Моё впечатление от этой книги можно описать одним словом – разочарование. Понимаю, это было важное произведение, что передаёт настроение fin de siècle, можно сказать, основа для того же «Портрета Дориана Грея», но я все же ожидала большей глубины.
1) Что я получила?
Огромные пассажи об искусстве, которых было слишком много. Любовь к эстетике – одно из проявлений декаданса, но Гюисманс мог вполне ограничиться несколькими эссе, написав их в газеты и журналы того времени. Его энциклопедические знания меня не впечатлили, а только создали впечатление того, что автор хотел в этот небольшой роман набросать всего да побольше. Я люблю искусство, люблю о нём читать, но в «Наоборот» эти размышления ГГ о прекрасном часто выглядели нелепо и нескладно.
Сюжетные дыры или неумение раскрыть ГГ через других персонажей. Конечно, не все второстепенные персонажи получают свое развитие, но у них в любом случае есть своя функция в произведении – либо они влияют на сюжет, либо же они служат инструментом для раскрытия характера главного героя. В случае «Наоборот» я не получила ощущения «законченности». Был мальчик, которого дэз Эссент пытался развратить, но я надеялась, что по ходу романа еще встречу его. Но нет.
2) Кстати, о нескладности. То ли перевод неумелый, то ли автор графоман… но постоянные инверсии и использованные невпопад деепричастные обороты сбивали с мысли, и читать было сложно.
3) ГГ по имени Жан дэз Эссент. ТЫ ДУШНЫЙ!
По замыслу автора он должен быть уставшим от жизни, эстетом и имморалистом, питающим отвращение к этим вашим культурным устоям, религиозным пережитком прошлого и тупости обывателя. На деле я получила душняру. Вот серьезно, постоянное именно что нытье «раньше было лучше». В целом, это уже не новый типаж героя, но дэз Эссент показался просто капризным ребенком.
В общем, в «Наоборот», как по мне, пострадала и форма, и содержание, а Гюисманс не смог и, как читателю, передать свой замысел.