Философия Кадра: Застава Ильича (1964) / Как Хуциев Играет с Вниманием Зрителя

Дисклеймер: Ваше восприятие картины может отличаться от авторского. Кино — это эфемерное искусство и каждый имеет право на собственное представление

Вы когда-нибудь замечали, что пересматриваете старые фильмы только ради нескольких завораживающих кадров? Это происходит неосознанно, словно вы ведомы инстинктами. Это признаки хорошего кино. И сегодня я хотел бы вместе с вами разобрать открывающую сцену фильма Марлена Мартыновича Хуциева «Застава Ильича». Мы вместе разберем ее значение и узнаем, как режиссер играет с вниманием зрителя.

Принято считать, что открывающая сцена в фильме служит неким знакомством зрителя с предлагаемыми обстоятельствами и с главными героями. Давайте посмотрим на то, как использует возможности начальной сцены Хуциев. Мы наблюдаем пустующую улицу и идущих к нам на встречу трех красноармейцев. Это бойцы возвращающиеся после революции и гражданской войны, что мы можем заметить по окружающей обстановке.

Философия Кадра: Застава Ильича (1964) / Как Хуциев Играет с Вниманием Зрителя

Символичен и сам кадр. Рельсы сворачивающие вбок отражают понимание того, что политический курс в стране сменился. Далее мы видим как бойцы уходят вдаль, но здесь неожиданно по мосту проходит электричка, у зрителя происходит диссонанс восприятия времени, поезд это уже символ настоящего. Хуциев таким незаметным монтажным приемом объединяет временные эпохи, показывая связь поколений. Это и есть главная тема всего фильма. (подробнее в видео)

Мертвые солдаты идут по живому городу. Эта сцена становится ещё более глубокой, когда начинаешь замечать мелочи, например звук шагающих красноармейцев.

«Так звучат шаги только в тюрьме!»

Леонид Федорович Ильичёв
Секретарь по идеологии

Марлен Мартынович ломает стереотипы восприятия стандартного киноязыка и создает свой уникальный почерк. Практически в одном кадре он умудряется показать связь поколений без единого слова, при этом не раз обмануть зрителя. Вообще киноязык нового советского поколения шестидесятников очень сильно отличался от сталинского кино. Если кино тридцатых-сороковых тяготело к внешним проявлениям чувств, то «оттепель» развила в советском человеке нового зрителя, желавшего видеть на экране выражение внутреннего мира, исследование души человеческой, раскрытие психологии человека. Если взять «Заставу Ильича», то это наглядно отражает сцена разговора одно из героев с погибшим на войне отцом.

Кино «шестидесятых»- это прежде всего кино про душевное состояние советского человека, про ощущение внутренней свободы выражения, когда люди освобождались от психологии «винтиков» государственной машины, от самозабвенного поклонения недавним кумирам и диктаторам. И новое кино стало своеобразным отражением этой жизни.

 

Источник

Читайте также