Классика хорроров, современные переосмысления и работы, на которые ссылается сериал.
Уже в первую неделю релиза четвёртый сезон «Очень странных дел» побил рекорды просмотров на Netflix. Стартовавший в 2016 году сериал набирает обороты становясь масштабней, круче и страшнее.
У многих зрителей после просмотра возникает желание увидеть что-то близкое и похожее. Причём сама идея «Очень странных дел» открывает огромный простор для советов. Сюжет разворачивается в восьмидесятых, а авторы регулярно ссылаются на поп-культуру того времени. Так что можно обратить внимание на старые ужастики или посмотреть ностальгическое кино последних лет.
В подборку вошли (за единственным исключением) только полнометражные фильмы. Среди сериалов на момент выхода первого сезона аналогом часто называли «Тьму», поскольку там действие тоже начинается с пропажи ребёнка в небольшом городке. Но потом сюжеты этих историй разошлись буквально в противоположные стороны.
Поэтому ближайшие аналоги из сериалов — антологии «Мурашки» и «Боишься ли ты темноты», мы писали о них в этой подборке.
Ностальгические фильмы XXI века
Если хочется чего-то максимально похожего, стоит начать с современных стилизаций. Мы посвятим им первую часть списка.
Трилогия «Улица страха» (Fear Street)
Эту серию фильмов можно попросту назвать «Очень странные дела 3,5». Посудите сами: действие разворачивается в прошлом, в сюжете и визуальном ряде множество отсылок к классике хорроров.
Мало того, в первой части Майя Хоук играет работницу торгового центра, одну из главных ролей отдали Сэди Синк. А у её героини периодически идёт носом кровь.
Полное ощущение, что Netflix и вовсе выпустил эти картины (их логичнее считать мини-сериалом из трёх частей, ведь сюжет общий), чтобы скрасить долгое ожидание четвёртого сезона.
Формально фильмы основаны на одноимённых книгах Р. Л. Стайна — создателя упомянутых «Мурашек». Но на самом деле авторы адаптации взяли из оригинала только самую основу, придумав собственную историю.
Действие начинается в 1994 году в городке Шэдисайд, где с незавидной регулярностью происходят жестокие убийства. Причём совершают их обычные люди без видимой причины. Ходят слухи, что так жителям мстит древняя ведьма.
Старшеклассница Дина пытается наладить общение со своей возлюбленной, которая переехала в соседний Саннивэйл — идеальный город, где о преступлениях даже не слышали. Вскоре героиню и её друзей начинает преследовать призрак.
Во второй части действие переносится в 1978 год, где в летнем лагере за детьми охотится маньяк. В третьей и вовсе рассказывают про 1666 год. Но все три сюжета свяжутся в одну историю.
Как и в «Очень странных делах», первые две части стилизованы под ужастики соответствующей эпохи. «Улица страха 1994» часто ссылается на «Крик», «1978» напоминает «Пятницу, 13-е».
Финальный же фильм просто завершает историю и представляет неожиданный поворот, который меняет отношение ко всему показанному на экране.
«Улица страха» — самый близкий аналог «Очень странных дел». Его даже хочется назвать спин-оффом сериала, хотя формально это не так.
Оно (It)
Ещё один очевидный аналог, которого не избежать в подборке. Знаменитый роман Стивена Кинга экранизировали дважды: в виде телефильма в 1990 году и в двух частях в 2017 и 2019 годах. Классическая версия будет ближе тем, кто хочет окунуться в атмосферу ужастиков начала девяностых.
Второй огромный плюс фильма — Тим Карри в роли клоуна Пеннивайза. Причём актёру изначально хотели сделать сложный пластический грим. Но потом, к счастью, отказались от этой затеи и позволили Карри много импровизировать с мимикой.
Вторая же версия, которую снял Андрес Мускетти (особенно фильм 2017 года), — прямой аналог «Очень странных дел». Вплоть до времени действия и Финна Вулфарда в одной из главных ролей. Причём ему придумали ровно противоположный образ: романтичного Майка сменил патологический шутник Ричи.
В оригинале сюжет разворачивался в пятидесятых, в экранизации его чуть осовременили, и теперь команда детей-неудачников сражается с жутким клоуном в восьмидесятые. От книги и старого фильма эту версию отличает больший акцент на социальности: здесь главное зло скорее в жестоких поступках самих людей. Среди взрослых и вовсе нет ни одного положительного персонажа. Детям приходится самостоятельно спасать себя и окружающих.
Вторая часть, как и в книге, уже посвящена повзрослевшим героям, которые возвращаются в родной город. Здесь создатели собрали немало звёзд: главные роли сыграли Джеймс Макэвой, Джессика Честейн и Билл Хейдер. Но в этом же и главная проблема продолжения. Каждый из актёров перетягивает внимание на себя, и вместо дружной команды зрителям показывают разрозненный набор одиночек.
Но как цельная история дилогия работает неплохо. Возвращаясь к аналогии с «Очень странными делами», можно задуматься: а кто бы мог сыграть повзрослевших персонажей сериала?
Меня это не устраивает! (I Am Not Okay with This)
А те, кто уже посмотрел и полюбил «Очень странные дела» и «Оно», могут сразу перейти к очередному проекту от Netflix. Формально это сериал, но 7 эпизодов по 20 минут по хронометражу чуть больше обычного фильма, поэтому для нашего списка сойдёт.
«Меня это не устраивает!» снял Джонатан Энтвистл по одноимённому комиксу Чарльза Форсмана. До этого ровно из такого же партнёрства появился «Конец ***го мира». А главные роли сыграли два актёра из упомянутого «Оно»: София Лиллис и Уайатт Олефф.
Потерявшая отца Сидни с мамой и младшим братом перебирается в небольшой городок в Пенсильвании. Однако на новом месте она общается только с единственной подругой и изгоем Стэнли.
На первый взгляд «Меня это не устраивает!» даже покажется скорее драмой: более мягкой, чем «Конец ***го мира», но так же тонко раскрывающей внутренний мир подростков.
Однако дальше в дело вмешивается сверхъестественное. Сидни (как и Одиннадцатая) обнаруживает способности к телекинезу. Вот только она практически не контролирует эти силы.
В итоге история превращается в микс «Очень странных дел» и «Кэрри» Стивена Кинга. На последнее сюжетно и визуально ссылается одна из главных сцен.
Единственный недостаток «Меня это не устраивает!» в том, что сериал обрывается буквально на полуслове. Изначально планировали второй сезон, но из-за пандемии Netflix отменил продолжение и даже не дал автору исправить финал. Но особо интересующиеся могут просто почитать комикс.
Бескрайняя ночь (The Vast of Night)
Этот малобюджетный фильм 2018 года — наследник классической «Сумеречной зоны». Если ещё точнее, это якобы эпизод какого-то подобного сериала: в самом начале показывают, что всё происходит на экране старого телевизора, и даже заставка явно копирует легендарную антологию.
Действие разворачивается в 1950-х годах в небольшом городке штата Нью-Мексико. Вечером почти все жители собираются посмотреть на баскетбольную игру. Юная работница коммутатора Фей (Сиерра Маккормик) и её друг — диджей местной радиостанции Эверет (Джейк Хоровиц) — слышат какой-то странный сигнал. Позже в эфир звонит некий человек и рассказывает, что это звук неземного происхождения.
Снова фантастическая и даже мистическая история, в которой подростки сталкиваются с чем-то сверхъестественным. Но «Бескрайняя ночь» цепляет немного другим. Во-первых, автор фильма Эндрю Паттерсон (это его режиссёрский дебют) взял за основу сюжета реальные загадочные события: создатели общались с людьми, якобы контактировавшими с НЛО, а также изучали, например, исчезновения у озера Фосс.
Во-вторых, этот фильм — великолепный пример, как с небольшим бюджетом сделать красивое и изобретательное кино. Нужно просто подобрать хороших молодых актёров и приставить к ним талантливого оператора. Камера почти неотрывно следует за героями, превращая зрителя в безмолвного спутника.
Оператор Мигель Литтин Менс снимает бесконечно длинными (по несколько минут) кадрами, но действие не кажется скучным. Персонажи могут подолгу говорить по телефону или рассказывать историю, но их эмоции и сам текст затягивают настолько, что статичность не бросается в глаза (почти как в фильме «Виновный»). Что уж говорить об этой невероятной сцене.
Единственное, что расстраивает — финал фильма легко предсказать. Но всё-таки общая атмосфера и таланты юных актёров доказывают, что сами поиски истины важнее развязки.
Супер 8 (Super 8)
В 2011 году знаменитый Дж. Дж. Абрамс, уже снявший на тот момент третью часть франшизы «Миссия невыполнима» и новый «Стартрек», выпустил ностальгическую ленту, посвящённую кинематографу времён его юности.
Действие разворачивается в конце семидесятых в Огайо. Несколько школьников снимают на видеокамеру «Супер 8» любительский хоррор о нашествии зомби. Одну из сцен они ставят ночью и случайно в кадр попадает авария на железной дороге. После этой катастрофы в городе происходят загадочные события: исчезают люди и появляется много военных.
Изначально Абрамс планировал два фильма: первый — о детях, снимающих любительское кино, второй — о нашествии пришельцев. Но потом он разумно объединил два сюжета, дополнив ностальгию и драму фантастикой.
Режиссёр в первую очередь скучает не по самому времени, а по старым фильмам. Он даже хотел все материалы, которые якобы снимают дети, реально записывать на восьмимиллиметровую плёнку. Остановила лишь необходимость добавлять в кадры CGI, что при низком качестве материала невозможно.
Подобно своему продюсерскому проекту «Монстро», режиссёр запустил вирусную рекламную кампанию: в первом трейлере нашли ссылку на сайт scariestthingieversaw.com (сейчас уже недоступен), где появлялись подсказки к будущему релизу.
Поначалу даже ходили слухи, что «Супер 8» сделают частью вселенной «Кловерфилда». Но картина вышла отдельно. Хотя общие черты с франшизой всё-таки есть.
Лето 84 (Summer of 84)
Осторожно: Не путать с «Лето 85» Франсуа Озона. Тот, кстати, хотел поместить в заголовок как раз 84-й год, но изменил его, чтобы вставить в сюжет песню In Between Days группы Cure. Она вышла как раз в 85-м.
В канадском «Лете 84» от трио режиссёров, снявших «Турбо пацана», нет сверхъестественных деталей. Но зато есть восьмидесятые, убийства, загадки и дети в центре сюжета. Так что ощущения будут похожими.
Юный Дэйви очень любит теории заговора и всяческую конспирологию. Узнав, что полиция ищет маньяка, который уже несколько лет терроризирует окрестности, мальчик вместе со своими друзьями решает поймать злодея. Самый вероятный кандидат — живущий по соседству простодушный полицейский. Вместе с друзьями Дэйви решает вывести «преступника» на чистую воду.
Авторы сознательно взяли слишком простой и примитивный сюжет: «Лето 84» отчасти пародирует популярные фильмы на сходную тему. А возможно, цепляет и первый сезон «Очень странных дел», вышедший на пару лет раньше. Все герои и повороты здесь более гротескны.
Однако сюжет не скатывается в откровенную комедийность. Здесь есть и настоящий хичкоковский саспенс (да и завязка отчасти отсылает к «Окну во двор»), и вполне драматические элементы.
Но всё же основную ставку создатели делают на ностальгию, иногда даже перегибая с деталями. Здесь и наивная история первой любви, и стилизованный саундтрек, и прочие необходимые элементы.
Классика кинематографа
Вторая часть подборки для тех, кто интересуется оригинальными фильмами, из которых черпали вдохновение авторы «Очень странных дел».
Балбесы (The Goonies)
В 1985 году юный актёр Шон Эстин сыграл свою первую роль в приключенческой комедии великого Ричарда Доннера. А в 2017 году актёр присоединился ко второму сезону «Очень странных дел» в роли нового приятеля Джойс. И это явно не совпадение, ведь братья Даффер очевидно ссылались на «Балбесов».
Застройщики выселяют жителей района Гун Докс. В последние выходные перед уездом несколько друзей, называющие себя «Балбесы» (Goonies — созвучно с местом жительства), находят на чердаке дома старинную монету и карту, которая якобы ведёт к сокровищам. Герои отправляются на поиски клада, который может спасти их от выселения.
Сюжет картины придумал Стивен Спилберг. По воспоминаниям Эстина, он немало помогал Доннеру и на площадке. Последний же с трудом справлялся с актёрским составом из детей. Те буквально горели желанием играть, но плохо слушались руководителей.
Зато в отдельных сценах их энтузиазм работал на пользу. Для съёмок построили полноразмерную копию пиратского корабля, и актёрам декорацию не показывали ровно до сцены, когда судно впервые видят их герои. Так что восторг на лицах детей настоящий.
Останься со мной (Stand by Me)
Разумеется, в этом списке невозможно обойтись без экранизаций Стивена Кинга. В списке новых фильмов фигурировало «Оно». А в классике вспомним сразу несколько картин по его произведениям. Начнём с не самого очевидного примера.
Экранизация повести «Тело» рассказывает о четвёрке юных друзей. Верн подслушивает разговор старшего брата и узнаёт, что тот обнаружил труп пропавшего недавно ребёнка. Но сообщить в полицию он не может, поскольку ехал в это время на угнанной машине. Тогда Верн собирает своих приятелей. Они решают самостоятельно найти тело, чтобы стать местными героями.
В первую очередь картину отличает великолепный актёрский состав. Здесь впервые появились на экранах Уилл Уитон и Джерри О’Коннел, сыграл одну из своих первых ролей Ривер Феникс. Также к ним присоединился Кори Фельдман, уже снявшийся в упомянутых «Балбесах» (а ещё раньше — в «Гремлинах», которых тоже стоит посмотреть).
«Останься со мной» больше тяготеет к драме, иногда уходя в триллер. Но всё же кинговский мистицизм чувствуется даже в этой простой истории.
Серебряная пуля (Silver Bullet)
И ещё один подзабытый фильм по Стивену Кингу. Причём в данном случае автор лично принимал участие в работе над экранизацией. Некоторые зрители, кстати, считают, что присутствие Кинга на площадке обычно портит кино.
Сразу стоит предупредить, что сейчас он смотрится как типичный фильм категории B. Но в этом же отчасти и его прелесть.
Юный Марти Кослоу (Кори Хэйм, вскоре ставший главной звездой подросткового кино) вынужден передвигаться в инвалидном кресле. Но когда в округе появляется оборотень, именно ребёнок решает вычислить, кто из жителей превращается в монстра. Помогает ему в этом лишь дядя Рэд (Гэри Бьюзи).
Съёмки картины проходили почти хаотично. Стивен Кинг и продюсер Дино де Лаурентис спорили, как должен выглядеть костюм оборотня. Победил писатель, поэтому чудовище выглядит вот так.
Из-за этих разборок режиссёр Дон Коскарелли (его сейчас помнят по серии «Фантазм») решил сначала отснять все сцены без монстра, а потом и вовсе ушёл из картины. За него работу доделал дебютант в большом кино Дэниел Аттиас.
Поэтому фильм выглядит немного разрозненным и в чём-то даже глупым. Но картина предлагает классический и трогательный сюжет, когда слабый ребёнок охотится на чудовище. Такая наивность даже подкупает.
Пропащие ребята (The Lost Boys)
Снова фильм с Кори Хэймом и Кори Фельдманом. На сей раз от Джоэла Шумахера, который на тот момент как раз набирал популярность, выпустив «Огни святого Эльма».
Подростки Майкл (Джейсон Патрик) и Сэм (Кори Хэйм) вместе с мамой перебираются в тихий городок в Калифорнии. Старший брат связывается с бандой байкеров, которые оказываются вампирами. Те обращают новичка. А младший Сэм в это время ищет способ спасти брата и победить монстров.
Изначально картину хотел поставить Ричард Доннер, превратив её в чуть более зрелую версию «Балбесов». Но потом он занялся другими проектами, и за дело взялся Шумахер. Он сделал действие более взрослым и даже сексуализированным.
Это и выделило «Пропащих ребят» на фоне многих похожих фильмов. Мало того, режиссёр с такой любовью прописал злодеев, что картина подтолкнула популярность готических культов и вернула на экраны вампиров.
Уже в XXI веке вышло два продолжения фильма с подзаголовками «Племя» и «Жажда». Но их лучше не смотреть, это скорее дешёвые самопародии, чем настоящие сиквелы.
А с 2019 года канал The CW периодически пытается запустить сериальный ремейк «Пропащих ребят». На главную роль даже прочили Тайлера Пози из «Волчонка». Но до релиза пока так и не дошло.
Кошмар на улице вязов (A Nightmare on Elm Street)
Действие «Очень странных дел» разворачивается в восьмидесятые. А все поклонники ужасов знают, что это — эпоха слэшеров. И, конечно, один из лучших фильмов того времени — «Кошмар на улице вязов» от великого Уэса Крейвена. Тем более, что в четвёртом сезоне в сериал заглянул сам Роберт Инглунд.
Основной сюжет картины наверняка известен даже тем, кто её не смотрел. Маньяк Фредди Крюгер преследует молодых парней и девушек во снах. При этом жертвы, умершие во сне, погибают и в реальности.
Интересно, что Крэйвен не просто пугал зрителей образом жуткого злодея. Он добавил в сюжет немало социальных тем. Режиссёра изначально заинтересовала идея массовой истерии, когда людям снятся одни и те же страшные сны.
А кроме того, он добавил в действие и социальные темы. Если присмотреться, в первой части проблема главной героини Нэнси (Хизер Ландженкамп) скорее в отношениях с родителями: мать вечно пьёт и не слушает дочь. А отец бесконечно пропадает на работе.
Дальше «Кошмар на улице Вязов» превратился в почти бесконечную франшизу. Вышло семь продолжений, а в 2010 году историю попытались перезапустить. Но с каждым новым фильмом серия скатывалась всё ниже.
«Кэрри» (Carrie) и «Воспламеняющая взглядом» (Firestarter)
Одним пунктом сразу две экранизации Стивена Кинга. Обе они посвящены девочкам с сверхъестественными силами. Нетрудно догадаться, что образ Одиннадцатой во многом пришёл из этих фильмов.
Про «Кэрри» мы уже упоминали в описании «Меня это не устраивает». Фильм Брайана де Пальмы основан на дебютном романе Стивена Кинга. И, кстати, это первая экранизация его работ. Сюжет посвящён замкнутой девочке, у которой проявляются способности к телекинезу.
Проблема в том, что Кэрри травят в школе и допекает одержимая мать. И это выливается в трагедию. Прямо как в начале четвёртого сезона «Очень странных дел».
«Воспламеняющая взглядом» вышла уже в середине восьмидесятых, когда фильмы по Кингу валили на экраны один за другим. Картина рассказывает о девочке (первая роль Дрю Берримор), способной поджигать предметы силой мысли. Но это проявляется только в моменты стресса.
«Кэрри» получилась драматической и глубокой. «Воспламеняющая взглядом» выглядит проще и более прямолинейной. Но посмотреть стоит обе. У каждой есть сиквелы и ремейки, но лучше остановиться на оригинальных версиях.
Бонусы
Ещё несколько картин, которые дополнят список.
Красный рассвет (Red Dawn)
В третьем сезоне «Очень странных дел» в действие ввели злых и очень глупых советских солдат, что возмутило некоторых российских зрителей. Но на самом деле авторы высмеивали скорее американское кино той эпохи.
В восьмидесятые индустрия была одержима борьбой с Evil Russians. «Рэмбо: Первая кровь 2» и «Рокки 4» с Сильвестром Сталлоне, «Вторжение в США» с Чаком Норрисом, «Вид на убийство» про Джеймса Бонда — во всех этих фильмах главные злодеи из СССР.
Но самый яркий и даже гротескный пример — «Красный рассвет» с совсем юными Патриком Суэйзи и Чарли Шином в главных ролях.
В мире фильма в 1989 году СССР нападает на США. В частности, спецназ зачем-то атакует маленький городок в Колорадо. Группа школьников организовывает партизанский отряд «Росомахи» и противостоит захватчикам.
В «Очень странных делах» Дастин даже пару раз упоминает «Красный рассвет», намекая на схожесть событий. Разница лишь в том, что в картине из восьмидесятых всё подавалось слишком серьёзно.
Изгоняющий дьявола (The Exorcist)
Как минимум небольшого упоминания заслуживает и легендарный фильм Уильяма Фридкина. Хотя бы потому, что «Очень странные дела» на него ссылаются с завидной регулярностью.
Сюжет фильма рассказывает об известной актрисе. Её юная дочь начинает вести себя странно. Врачи ничего не обнаруживают, и постепенно становится ясно, что девочка одержима демоном. Тогда мать обращается за помощью к экзорцисту.
Конечно, эта картина отличается от сериала Дафферов атмосферой. Но значительная часть второго сезона, когда из Уилла изгоняют Истязателя разума, сюжетно и визуально ссылается на «Изгоняющего дьявола».
И этот же фильм популяризировал эффекты, когда у людей неестественно выгибаются суставы, и когда ребёнка с раскинутыми руками поднимает в воздух. Подобные сцены есть в четвёртом сезоне сериала.
Бронзовая птица
Возможно, неожиданнее всего увидеть в этой подборке советское кино. Но те, кто в детстве смотрел экранизации книг Анатолия Рыбакова, наверняка до сих пор помнят троицу пионеров-детективов. Стартовала серия фильмов с «Кортика», но для нашей подборки лучше подойдёт «Бронзовая птица» — в ней побольше мистики.
Главные герои — Миша, Генка, и Слава — отправляются летом в пионерский лагерь в Московской губернии (действие происходит в 1920-х). Одновременно происходит два события: из лагеря сбегают два пионера, и тут же кто-то убивает местного крестьянина Кузьмина.
Всё это как-то связано с особняком Карагаевых, в котором живёт пожилая и довольно пугающая экономка (Мария Капнист — характерная актриса с трагической биографией), и легендой, что где-то неподалёку зарыт клад с огромным бриллиантом. Юным героям предстоит разобраться в запутанных делах.
В противовес «Кортику», который выглядел традиционным приключенческим детективом, «Бронзовая птица» изначально отталкивается от легенд. И дальше в действии немало жутковатых (по крайней мере для детей) элементов: героев запугивают местными байками, обитательница особняка словно призрак ходит по имению в чёрной одежде, а ночами кто-то копается в местных лесах.
Не будет спойлером сказать, что все события объяснят рационально. Но всё же общая атмосфера «Бронзовой птицы» получилась больше мистической, чем детективной.
Увы, как и в случае с «Неуловимыми мстителями», третья часть «Последнее лето детства», в которой показали уже повзрослевших героев, получилась не слишком интересной.
«Очень странные дела» визуально и сюжетно ссылаются на фильмы из восьмидесятых. А на фоне популярности сериала появилось и много современных копий. Так что теперь после просмотра любимого проекта Netflix можно устроить целый киномарафон, будет ощущение одного почти бесконечного фильма.