Как известно, реальная жизнь намного ужаснее любого фильма ужасов. В этом мире есть место и серийным убийцам, и гангстерам, и похитителям. Их, конечно же, ловят и судят, преступления вызывают широкий общественный резонанс. И, пока жертвы ходят к психологам и стараются стереть из памяти травмирующие события, находятся те, кто не прочь на этом заработать и перенести произошедшее на экран, что непременно вызывает вопрос об этичности съёмок художественных фильмов по реальным событиям. В данной подборке я хочу рассказать о нескольких известных картинах, которые были вдохновлены громкими преступлениями и трагедиями.
1. «Гражданин Х» и «Эвиленко» — история «Ростовского Потрошителя» (1995 и 2004 годы)
Главным «героем» стал не кто иной, как серийный убийца СССР, которому на протяжении целых 12 лет удавалось остаться безнаказанным. Орудовал он в излюбленном месте — лесополосе, а его фамилия надолго закрепилась в криминальной истории как нарицательное обозначение всех душегубов. Речь идёт про Андрея Чикатило, на чьем счету 53 жертвы (из них 10 эпизодов так и не удалось доказать). Он насиловал, убивал и расчленял детей, подростков и даже женщин. Тела его жертв во время жары поддавались скорейшим процессам разложения, и их было трудно опознать. Несмотря на то, что в феврале 1994 года преступника приговорили к расстрелу, долю своей славы в массовой культуре он всё-таки получил (и мои слова подтверждают песни рок-групп вроде Пургена, Slayer, Demons of Guiliotine и других, посвящённые Чикатило). Пока в СССР и в России СМИ и режиссёры ограничивались 6 -ю документальными книгами и фильмом из цикла «Криминальная Россия«, за рубежом маньяк стал знаменитой персоной в киноиндустрии.
Иностранный репортёр Роберт Каллен в 1993 году выпустил свою книгу под названием «Отдел убийц: Восьмилетняя охота детектива Виктора Буракова на самого жестокого серийного убийцу в истории России» (ориг. «The Killer Department»), где освещалась история поимки Чикатило следователем Виктором Бураковым. По мотивам этого произведения в 1995 году был снят художественный фильм «Гражданин Х» ( ориг. — «Citizen X») производства США-Венгриис Джеффри Деманном в главной роли. Здесь само детство и юность Чикатило не показываются, не раскрывается, почему он стал таким. Акцент делается лишь на его преступлениях. Картину снял известный сценарист Крис Джеролмо.
Свою версию печальных событий, произошедших в период с 1984 по 1992 годы в Ростовской области, изложил и итальянский режиссер и сценарист — Давид Гриеко. Его фильм под названием «Эвиленко» тоже был адаптацией книги — романа «Коммунист, который ел детей«, написанного им самим по мотивам злодеяний Чикатило. Главную роль маньяка сыграл актёр Малкольм Макдауэлл, известный по фильму «Заводной апельсин» начала 70-х годов.
Не обошлось и без «клюквы» — Андрей Эвиленко начал убивать детей не только на сексуальной почве, но и обозлившись распадом Советского Союза. Также Дэвид Гриеко снабдил маньяка некоей сверхспособностью — гипнотизированием своих жертв, что объясняет отсутствие у них сопротивления, и его постоянное уклонение от властей. Помимо самого преступника, имена реальных людей — следователя Буракова и психиатра Бухановского, были изменены. Род деятельности персонажей тоже стал другим… Точнее, психиатра переименовали в Арона Рихтера, а следователь (в фильме он — Вадим Лесиев) трансформировался в мирового судью.
2. «3096 дней» («3096 Tage») 2013 года
История австрийки — 10-летней Наташи Кампуш, попавшей в плен к душевнобольному Вольфгангу Приклопилю, который затолкал бедную девочку в свой белый фургон и у себя дома держал в подвале, не оставила равнодушным никого. Примерно 3096 дней в период с 1998 по 2006 год Наташа провела в заточении, фактически выросла, но не переставала думать о побеге ни на минуту. И этот шанс представился только в 2006 году, когда уже взрослая 18-летняя девушка пылесосила машину похитителя, а тот отвлёкся на телефонный звонок. В тот же день Приклопиль не стал дожидаться решения суда, а покончил с собой в духе Анны Карениной. На Наташу же обрушилась нежданная известность и даже гнев общественности — из-за несоответствия стереотипу идеальной жертвы насилия.
Пока родители Наташи — Бригитта Сирни и Людвиг Кох — утешали себя изданием книг, сама девушка поначалу избегала публичности. Она появилась во время презентации книги матери под названием «Verzweifelte Jahre» («Отчаянные годы»), но запретила папарацци себя фотографировать. Один раз девушка дала интервью телекомпании ORF, но те не заплатили ей гонорар. И лишь в сентябре 2010 года, замученная постоянными расспросами о произошедшем Наташа Кампуш написала выстраданную автобиографию под названием «3096 дней». В 2011 году книга была переведена на русский язык. Вообще, появления Наташи в средствах массовой информации были спорадическими и тщательно контролировались. В том же году пронёсся слух, что немецкий режиссёр Бернд Айхингер решил экранизировать эту историю и даже нашёл кандидатуру американской актрисы Кейт Уинслет весьма подходящей для роли главной героини. Журналист Петер Райхард, который брал интервью у Кампуш для немецкого телевидения, помог ему с первоначальными набросками. Но планам продюсера было не суждено сбыться — в 2011 году Бернд скончался в возрасте 61 года.
В 2012 году сообщалось, что роль Наташи Кампуш достанется двум актрисам — 29-летней ирландке Антонии Кэмпбелл-Хьюз и 10-летней англичанке Амелии Пиджон. Незаконченный сценарий Айхингера был всё же дописан, и тогда взять ситуацию в свои руки решила американский режиссёр немецкого происхождения — Шерри Хорманн. Фильм «3096 дней» вышел только в 2013 году. Сама Наташа Кампуш изначально была категорически против того, чтобы по мотивам ее личной трагедии снимали кино, но режиссер Бернд Айхингер пригласил девушку к себе домой и сумел завоевать ее доверие. Наташа Кампуш стала консультантом фильма. Напомним, 12 августа 2016 года она выпустила свою вторую книгу под названием «10 лет свободы» (нем. «10 jahre nach der flucht»), а в 2019-м — третью, про травлю жертв насилия в Интернете, о чем написала в своем профиле instagram.
3. «Кливлендские пленницы» (ориг. «Cleveland Abduction»), 2015 год
Ещё одна история похищения, на сей раз произошедшая в США, г. Кливленде штата Огайо в период с 23 августа 2002 г. — 6 мая 2013 г. Три молодые женщины — Мишель Найт (21 год), Аманда Мари Берри (в возрасте 17 лет) и Джорджина Линн ДеДжесус (14 лет) оказались за два года были похищены, изнасилованы и удерживаемы в подвале дома преступником Ариэлем Кастро. Одна из узниц — Аманда Берри — за 11 лет плена родила от похитителя дочь, имя которой не разглашается. Ей же в мае 2013 года удалось сбежать — Кастро вышел из дома и забыл закрыть дверь. Свидетелем побега стал сосед Кастро, Чарльз Рэмси. «Позвоните в службу 911, меня зовут Аманда Берри!» — кричала испуганная девушка. Двух других узниц и ребёнка спасли агенты ФБР. На момент освобождения дочери Аманды исполнилось шесть лет… Ариэль Кастро был приговорен к пожизненному заключению подряд плюс 1000 лет без возможности условно-досрочного освобождения, но 3 сентября 2013 года — повесился в своей камере.
Что касается жертв, то 9 июля 2013 года они дали о себе знать в коротком видеообращении, где поблагодарили общественность за поддержку и заявили, что условия конфиденциальности важны для них, чтобы суметь начать нормальную жизнь. Единственная узница — Мишель Найт, которая уже сменила имя, прервала молчание спустя год после трагедии и написала книгу «В поисках меня: Десятилетие тьмы, возвращенная жизнь»:
Именно по мотивам этих мемуаров телеканал Lifetime и снял художественный фильм. Главную роль Мишель Найт сыграла актриса Тэрин Мэннинг, а Ариэля Кастро — Раймонд Круз. Исполнительный продюсер Джудит Верно и актриса Тэрин Мэннинг очень тесно сотрудничали с Мишель Найт, пытаясь адаптировать реальную ужасную историю на экран и акцентировали внимание только на ней самой: «Одним из наиболее важных было то, что она была первой похищенной девушкой, поэтому с точки зрения повествования ее точка зрения была неоценима и дала нам полную картину. Еще одним фактором был ее возраст — Мишель значительно старше других девушек, поэтому мы чувствовали, что она повзрослела», — сказала Верно. Съёмки фильма проходили именно в том доме, где девушек держали в плену, даже сцены в зале суда были сняты в том же реальном суде, в котором Кастро был приговорен. По поводу фильма также были проведены консультации с настоящим судьей, а также с участвовавшими в деле полицейскими. А вот о том, давали ли согласие на съёмку две другие жертвы, история умалчивает…
4. «Красивый, плохой, злой» (ориг. Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile) 2019 года
Фильм повествует о преступлениях американца Теодора Роберта Банди. С его голливудской внешностью Тед мог бы стать известным актёром и получать премию Оскар, но судьба распорядилась иначе — под личиной харизматичного красавчика скрывалось настоящее чудовище, садист и социопат — мужчина в период с 1974 по 1978 год похитил, изнасиловал и убил 20 девушек и даже девочек. 24 января 1989 года преступник был казнён на электрическом стуле. Дело вызвало общественный резонанс в США, а Банди стал значимой фигурой в массовой культуре наряду с Чарльзом Мэнсоном. Фильм «Красивый, плохой, злой» был основан на мемуарах бывшей подруги Теда Банди, американской писательницы Элизабет Кендалл — «Призрачный принц: Моя жизнь с Тедом Банди». Картина изобретательно обличает напускную добропорядочность Банди и задаёт вопрос, что могло породить в привлекательном мужчине зверя? Это, в свою очередь, вызвало шквал зрительской критики и обвинений в симпатии к маньяку. При этом его жертвы оказываются лишены голоса и субъектности.
5. «Последствия» 2017 года и «Непрощённый» 2019-го — судьба осетина, потерявшего семью в авиакатастрофе над Боденским озером
В октябре 2005 года история осетина Виталия Калоева приобрела широкую известность. Дело в том, что в ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера на высоте 12 тысяч метров столкнулись российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии», выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). От взрыва оба самолёта разлетелись на куски. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров — 52 ребенка и пять взрослых. Все они погибли, включая двух пилотов. В скорбном списке оказалась и семья Калоева из Владикавказа — Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая тогда летела к мужу в Испанию, где тот работал по контракту.
24 февраля 2004 года швейцарский диспетчер Питер Нильсен был убит в своем доме в пригороде Цюриха Клотене, на глазах у своей жены и детей. Калоев нанёс ему 12 ножевых, за что был приговорен к восьми годам заключения, а в ноябре 2007 года был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. Мотивом преступления стала жажда возмездия — именно ее позже и взяли на вооружение режиссёры. Сам Виталий говорил, что пытался привлечь к ответу виновных в трагедии, которые по закону вышли сухими из воды. Знаменитый эпизод, где он показал фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, был попросту выдуман следствием, чтобы вызвать сочувствие к фигуре Калоева. Известно, что Виталий Калоев женился повторно более чем через десять лет после авиакатастрофы, примерно в 2012 или 2013 году, на женщине по имени Ирина Дзарасова, которая работала инженером ОАО «Севкавказэнерго». 25 декабря 2018 года Ирина родила двойню: мальчика Максима и девочку Софию.
Первый фильм на основе биографии Виталия Константиновича сняли в США в 2017 году. Картина называлась «Aftermath» («Последствия»). Другое ее название — «478» — столько дней минуло между авиакатастрофой и роковой встречей Калоева с диспетчером. Британский малоизвестный режиссёр Эллиотт Лестер увеличил количество погибших людей до 300 человек, перенес действие из Германии в Америку, а время катастрофы с июля — на рождественские дни, заменил дочь и сына Калоева на одну лишь дочь — Алину, и ту — беременную, и так далее. Роль главного героя исполнил актёр Арнольд Шварцнеггер, знакомый нам по саге «Терминатор».
Внимание зрителей к неоднозначному поступку Калоева было вновь приковано год спустя. На сей раз за экранизацию реальных событий взялся российский режиссёр Сарик Андреасян, а главную роль сыграл Дмитрий Нагиев, известный актёр из «Физрука». Несмотря на то, что в первом фильме имена действующих лиц трагедии были изменены (вместо архитектора из Осетии на экране фигурирует русский строитель Роман Мельник, авиадиспетчера зовут Джейкоб «Джейк» Бонанос, главгерой отбывает не 8, а 11 лет тюремного заключения и после освобождения встречается с сыном убитого диспетчера), Виталий Калоев раскритиковал его в пух и прах из-за некоторых «искажений».
По словам Калоева, сам он, в отличие от главного героя фильма, не искал ничьей жалости или извинений, а лишь хотел добиться справедливости. Кроме того, он заявил, что настоящий авиадиспетчер Нильсен, в отличие от авиадиспетчера, изображенного в фильме, не проявлял никаких признаков раскаяния, а наоборот, вел себя высокомерно и презрительно. Да и создатели явно проигнорировали участие компании Skyguide в роковых событиях, выставив диспетчера жертвой обстоятельств. Досталось и экранизации Андреасяна — режиссёр даже не спросил согласия на съёмку, члeнам съемочной группы Калоева не представляли и за дополнительными консультациями к нему не обращались.
6. «Девушка в подвале» (ориг. «Girl in the Basement») и «Последний код» («The Final Code»)
Не спросили создатели фильмов и австрийку Элизабет Фритцль. В начале 2021 года режиссёр Элизабет Рём (Elisabeth Röhm) решила экранизировать известную историю реальной девушки из австрийского города Амштеттен, которая в период с 28 августа 1984 года до 19 апреля 2008 года — ровно 23 года, 7 месяцев и долгих 8 635 дней — провела в плену в подвале доходного дома, родив там семерых детей от собственного отца — Йозефа Фритцля. Причём один умер через три дня от недостатка воздуха и был кремирован в мусоросжигателе, трое разделяли участь матери в подвале, а другая половина из оставшегося числа детей была подкинута отцом-дедом жене с сопроводительной запиской и усыновлена/удочерена как подкидыши от матери-кукушки, сбежавшей в секту.
А вскрылось всё благодаря тяжелой и запущенной болезни старшей дочери Керстин и отсутствию у нее необходимых документов. Письмо, предоставленное Фритцлем бдительным врачам, вызвало подозрение и запустило череду обстоятельств, в конечном итоге привёдших к аресту инженера-электрика и бизнесмена. Премьера состоялась 27 февраля 2021 года, а фильм вышел на экраны в марте, впритык к освобождению из тюрьмы российского «коллеги» Мохова. «Девушка в подвале» не то, что основана на реальных событиях — она ПОЛНОСТЬЮ дублирует сюжет биографии дочери Фритцля — Элизабет. Режиссёр лишь изменила имена участников (главные герои — отец Дон, мать — Ирэн и дочь — Сара Коди), переместила действие из Австрии в американский пригород и сократила количество рождённых детей узницей в подвале до четырёх, срок заточения — с почти 24 лет до 20, а ее двух братьев и четырех сестер — лишь до одной (Эми Коди), оставив только канву и кадры освобождения узников — вместо почечной недостаточности и приступов эпилепсии дочь-сестра Сары по имени Мари болеет астмой.
Cоздaтели фильмa пощaдили пcихикy зритeля и нe покaзали вcе тe ужасы, что претерпела реальная дочь Фритцля, да и финал истории приторно-красивый и неправдоподобный — если в действительности пленница превратилась в измождённую дряхлую старуху и ее толком не показали общественности, то в фильме время над Сарой практически не властно. В интервью Элизабет Рём сказала.
Удивительно, насколько актриса Стефани Скотт, сыгравшая роль забитой девушки Сары, похожа на Бри Ларсон, которая играла Джой в «Комнате» 2015 года, который тоже черпал вдохновение из истории одного из детей Фритцля, живших в подвале с матерью, но не следовал ей полностью!
Не успел выйти на экраны фильм ужасов «Девушка в подвале/Girl in the Basement», как спустя несколько месяцев после нашумевшей премьеры, на сей раз в августе того же, 2021-го года на экраны вышел фильм «The Final Code» («Последний код»). Режиссёром данной картины стал Карло Фуаско. На сей раз в картине, созданной тоже в США, совместно с Италией и Румынией, речь идёт не о молодой девушке, а уже о взрослой депрессивной женщине средних лет по имени Шэрон, запертой в подвальном помещении таким же полоумным отцом, который, по сравнению с Доном из вышеупомянутого фильма и тем же реальным Фритцлем, выглядит намного старше, дряхлым властным стариком, похожим скорее на Василия Каширина из «Детства» Максима Горького:
Фамилии же этих персонажей неизвестны. По сюжету синопсиса, отец держит Шэрон в подвале семнадцать лет, однако в самом фильме женщина ведёт подсчет срока, проведённого в неволе — всего 8082 полных ужаса, безысходности и безнадёги дня, а значит — где-то 22 года, один месяц и 16 дней — заточение длится чуть больше, чем у Сары из «Девушки в подвале» и намного меньше реальной Элизабет. Известно, что почти всех родившихся детей, а их в данной версии всего пятеро: Джулия, Майкл, Кристиан, Джордж и Мэттью, соответственно, которые упоминаются в начале фильма и показаны лишь мельком — на фото в бассейне и выходящими из дома в финале, неназванный отец семейства забрал к себе, оставив с Шэрон только их младшую, шестую совместную дочь… Угадайте, как её зовут?! Конечно же, опять — Сара! Никакой оригинальности… И так же, как и в «Девушке в подвале», отец и дед девочки в одном лице, которого в титрах зовут Buck, то и дело поучает и наставляет Сарочку: «Уважение нужно заслужить, оно просто так не даётся, это — обоюдное действие! Со временем ты научишься быть мне благодарна!».
В этой картине есть момент, отличающий ее от реальной истории — старшая дочь, спасительной ниточкой для матери которой стала её болезнь, к сожалению, умирает от укуса крысы, тогда как ее прототип Кёрстин всё-таки выздоровела и воссоединилась с семьёй в психиатрической клинике, а потом семью увезли на реабилитацию в секретное место. А дальше, после того, как отца арестовывают, а мать увозят в больницу во время митинга неравнодушных жителей города, нам показывают финальные титры реальной истории Йозефа Фритцля, а точнее — видео, когда он отдыхал в Тайланде и наслаждался жизнью, а его дочь тем временем томилась в подземье, и на этом, собственно, фильм и заканчивается:
Думаю, данную сцену включили просто потому, чтобы напомнить зрителю лишний раз, что создатели взяли за основу. Стоит заметить также, что живущая ныне в секретном месте Австрии под другим именем, в неразглашаемом общественности и СМИ местоположении и круглосуточной охраной сама Элизабет, жертва и дочь Фритцля, согласия на съёмку фильма НЕ ДАВАЛА, в качестве консультанта не выступала и даже книгу не писала о пережитом — ЗА неё это сделали СМИ и то — против воли. Возможно, она и жила то все эти 12 лет в полном неведении. Да и в репортажах о премьере фильма по мотивам дела Фритцля не говорилось нигде, что она принимала какое-либо участие в процессе съёмок и получила ли за это гонорар. Зато львиная доля уделяла внимание тому, какая крутая режиссёр Элизабет Рём, что взялась экранизировать столь щепетильную тему! Поэтому, что первый, что второй фильмы вышли весьма посредственными, а киношники попросту действовали по принципу: «молчание — знак согласия/пофигизма» и в очередной раз ИСПОЛЬЗОВАЛИ человека в критической ситуации! Однако, это не помешало «Девушке в подвале» и «Последнему коду» выйти в прокат и избежать судебных исков….