Фильмы, которыми нам запомнился 2017 год

Из-за особенностей российского проката многие ключевые картины 2017 года вроде «Призрачной нити» и «Леди Бёрд» мы посмотрим только в 2018-м, поэтому ближе к «Оскару» мы сделаем ещё одну подборку. А пока давайте поговорим о том, что мы уже видели.

«Конг: Остров черепа»

Это во всех отношениях самосознательное кино. Откровенную «бэшку» про гигантского монстра Джордан Вот-Робертс обернул в несколько слоёв иронии, так что критиковать её по-хорошему не получается. Только хочешь сказать слово поперёк, как из кустов высовывается режиссёр и как будто говорит: «Я в курсе, смотри дальше».

Поэтому «Остров черепа» получится таким, каким получился — ярким, гротескным и смешным в тех сценах, которые по идее должны были бы быть эпичными и серьёзными.

Удачной оказалась и идея перенести время действия к закату Вьетнамской войны — благодаря этому мы получили потрясающий саундтрек, отсылки к культовым военным фильмам и сильную мотивацию для Сэмюэла Л. Джексона (вояка, у которого отобрали возможность убивать).

Как и «Годзилла», с которым Конгу предстоит сразиться через несколько лет, «Конг» — это в каком-то смысле необычное супергеройское кино, для главного героя которого боевые вертолёты как назойливые мухи. Конг здесь защитник острова и сила природы, которая восстанавливает равновесие, когда это необходимо.

И тут можно было бы порадоваться за грядущую экранизацию Metal Gear Solid, за которой закреплён Вот-Робертс, однако 19 декабря режиссёра обвинили в сексуальных домогательствах, и с тех пор он не написал у себя в твиттере ни слова. — Вадим Елистратов

«Бегущий по лезвию 2049»

Если кто и мог снять достойное продолжение эпохального фильма Ридли Скотта, так это Дени Вильнёв — очень «гибкий» в плане стиля съёмок режиссёр, умеющий развивать чужие идеи и концепции.

Новый «Бегущий по лезвию» сохраняет атмосферу классики, но не повторяется и учитывает прошедшие с премьеры оригинала годы. Например, принадлежность главного героя к репликантам в этот раз определяют на первых минутах фильма, но это не значит, что в сиквеле меньше тайн: избавив зрителя от одного вопроса, Вильнёв задаёт с десяток новых.

Хорошенько подумать об увиденном получается только после просмотра: пока фильм идёт, хочется только одного — наслаждаться красотой каждого кадра. Возможно скептики скажут, что «Бегущий по лезвию 2049» не настолько целостный по идее, как оригинал, но картинка уж точно вышла идеальной.

Вильнёв умело играет цветовыми гаммами, не зацикливаясь только на ночном городе. Здесь есть туман и снег, красно-оранжевая пустыня и бушующая вода. И всё это будто отражает внутренний мир и перерождение самого героя. Каждая сцена снята неспешно, без рваного монтажа, свойственного многим современным блокбастерам, давая зрителю увидеть все детали. — Алексей Хромов

«Дюнкерк»

Иногда кажется, что Кристофер Нолан – искусственная форма жизни, лишённая зеркальных нейронов. Он строит великолепные сюжетные конструкции и ловко загоняет туда героев. Нагнетает такое напряжение, что даже у зрителя скрипят зубы, но когда дело доходит до характеров – терпит крах. Сколько среди вас, читатели, таких, кто ненавидит «Интерстеллар» за оправдание гравитационного вневременного вмешательства с помощью, извините, Любви?

В «Дюнкерке» Нолан наконец-то признал за собой эту патологию и снял фильм механический, лязгающий и дымящийся. Фильм-катастрофу, где важны не столько герои, сколько обстоятельства. В этом плане бегство из Дюнкерка, когда триста тысяч солдат чудом спаслись от плена и гибели, лучшая декорация. Хорошие парни уже проиграли, несокрушимая (пока что) машина нацизма готовится нанести последний удар. Меч занесён и мы все знаем, что он обрушится.

Нолан с отчуждённым любопытством учёного смотрит за тем, как простые и не очень люди в катастрофических условиях проявляют свою истинную сущность. Чаще всего – разные степени трусости, но порой и широту души. В «Дюнкерке» нет ни фальши, ни победоносного пафоса (кроме самого финала), ни отчаяния. Только локальный апокалипсис и те, кто силится не угодить в его жернова. — Евгений Баранов

«Тайна Коко»

После сделки с Disney студия Pixar потеряла стабильность — конвейер шедевров стал давать сбои. При этом Disney Animation чаще стала проявлять «пиксаровскую» изобретательность, а Pixar — «диснеевскую» сердечность.

Собственно, «Тайна Коко» — это как раз симбиоз обоих подходов, в котором уже трудно выявить почерк снявшей его студии. В фильме достаточно смелого и изобретательного, но в своих самых важных сценах он всё-таки полагается на классические приёмы и монументальные темы.

Да, детское кино о смерти не раз снимал Тим Бёртон, но для студии, каждый фильм которой стоит по 200 миллионов, сюжет «Коко» — это всё-таки смело. В определённый момент даже кажется, что главный герой ради своих принципов может распрощаться с жизнью, но потом сценаристы одёргивают себя и возвращаются в более предсказуемое русло.

Впрочем, к чёрту концептуальные вопросы. «Коко» — невероятно красивое и захватывающее кино, после которого хочется обнять близких. Остальное — детали. — Вадим Елистратов

«Нелюбовь»

Андрея Звягинцева нередко обвиняют в отсутствии патриотизма и тяге к теме «рашки-говняшки», а он упорно продолжает снимать российское кино мирового уровня.

«Нелюбовь», недавно вошедшую в шорт-лист «Оскара», в излишнем внимании к отечественным проблемам не обвинишь. Это фильм про людей, живущих в достатке.

Картина рассказывает о паре, переживающей развод. У них не осталось ни любви, ни ненависти друг к другу. Они существуют в промежуточном состоянии «нелюбви», которое и дало название фильму.

Апатия и безразличие создают почву для трагедии — у главных героев куда-то пропадает общий сын. Пока волонтёры, показанные в фильме настоящими героями, занимаются поисками ребёнка, родители постепенно забывают о его существовании. Он как будто стирается из реальности.

Ближе к финалу оказывается, что муж и жена — это метафора России и Украины в последние годы, а мальчик — символ людских судеб, которые губит возникшая между ними «нелюбовь». Впрочем, даже если отбросить в сторону политический контекст, кино всё равно получилось мощным, красивым и универсальным — его поймёт житель любой страны мира. Будем надеяться, последний фактор поможет Звягинцеву на «Оскаре». — Вадим Елистратов

«Лего Бэтмен»

Пока не ясно, как это работает, но в некоторых случаях кубики Lego открывают в сценаристах невиданный творческий потенциал. Кто бы мог подумать, что одну из самых правильных версий Бэтмена на большом экране мы увидим именно в этом фильме.

«Лего Бэтмен» — история любви Джокера и Бэтмена. Их вечные конфликты в картине показаны как отношения, которые Тёмный рыцарь в открывающем акте поспешно разрывает. И пока Бэтмен спасает Готэм от Джокера, страдающего от разбитого сердца, Брюс Уэйн обзаводится тем, что у него отобрали ещё в детстве — семьёй.

Но даже если уйти от обсуждений концепции, «Лего Бэтмен» — это кино с восхитительным экшеном и удачными шутками, которые начинаются прямо с открывающих титров (и, к сожалению, многое теряют в дубляже). — Вадим Елистратов

«Малыш на драйве»

Эдгар Райт снимает не кино, а метакино. Его фильмы — это всегда больше стилистическое упражнение, чем история, которую стоит воспринимать буквально. Так и с «Малышом на драйве». Если начать разбираться в мотивах персонажей и их поведении… в общем, лучше не начинать. Но для «Малыша» это и неважно.

Это фильм не о парне, который хорошо водит, а о том, насколько глубоко и талантливо можно внедрить музыку в кино, не превращая его в мюзикл. «Малыш на драйве» живёт и дышит треками, которые в нём звучат, подстраивает под них монтаж и действия героев. И Энсел Элгорт с его феноменальной пластичностью — не столько главный герой, сколько прима-балерина этого аудиовизуального представления.

Да, возможно, в «Малыше» Райт топчется на месте, но для режиссёра этот фильм — первая попытка выхода на массовую аудиторию. «Скотт Пилигрим», для сравнения, собрал по миру в шесть раз меньше. Там где деньги, там меньше оригинальности: таков закон. — Вадим Елистратов

«Прочь»

В России в последние годы сложился непробиваемый стереотип о том, что американцы только и делают, что восхваляют фильмы о притеснении меньшинств и женщин. Отчасти это правда (давайте признаем, что рецензии на «Чудо-женщину» могли быть и попрохладнее), но «Прочь» многие записали в эту категорию ошибочно.

Джордан Пил в своём фильме с ног на голову переворачивает стереотип об ущемлении темнокожих. В нём афроамериканцы — не лишённые части прав и свобод люди, а, наоборот, едва ли не самый защищённый слой населения, ролевая модель. Темнокожим быть так удобно, что об этом мечтают даже богатые белые. Проблема только в том, что белые даже такие изменения в мире воспринимают в очень уж извращённой форме, о которой и рассказывает «Прочь».

И эта концепция пронизывает весь фильм. Даже когда «Прочь» под самый конец превращается в подобие тарантиновского «Джанго», он не теряет своей оригинальности — выбранный контекст продолжает работать. Не просто так этот фильм собирает награды и попадает почти во все списки лучших картин года: Джордан Пил доказал, что даже представители низкого жанра могут быть остроумными и говорить о важных вещах, не скатываясь в банальности. — Вадим Елистратов

«Последние джедаи»

Райан Джонсон любит яркие образы и ему, кажется, не жаль пожертвовать чем угодно ради картинки. Не графики или стилистической красоты (хотя и того, и другого в фильме хватает), а эдакого слепка вымышленной реальности, кадра, живущего отдельно от кино.

В космической тишине малютка-крейсер на гипер-скорости рвёт пополам исполинский флагман: да, так могли сделать раньше, но всё равно бежали; да, это противоречит принципам сеттинга. Но кому какая разница, считает Джонсон, если перед вами нарочито уродливый звездолёт величиной с город картинно гибнет, купаясь в лучах пожирающего его же голубого пламени?

Такие образы режиссёр строит не только визуально, но и эмоционально. Джедай замахивается мечом над спящим учеником, опасаясь его падения на Тёмную сторону Силы, но тут же одёргивает себя. Это разрушает Люка Скайуокера как героя, ну и чёрт с ним, ведь вышла такая изящная эпитафия всему Ордену!

Везде, кроме таких зарисовок, коих в «Последних джедаях» масса, у фильма можно найти проблемы — от логических дыр до лишних сюжетных линий и недостаточно раскрытых героев. Долгожданный восьмой эпизод одновременно ужасен и прекрасен, и реагировать на него сдержанно практически невозможно. И в этом он уже во сто крат лучше стерильного «Пробуждения силы». — Евгений Баранов

«Логан»

Все поклонники Росомахи в исполнении Хью Джекмана с нетерпением и одновременно страхом ждали последней главы приключений самого известного персонажа из команды Людей Икс. Ещё в «Бессмертном» режиссёр Джеймс Мэнголд дал понять зрителям, что легкомысленным и ярким комиксам пришёл конец, настала пора серьёзных историй. От предыдущих фильмов вообще осталась только тонкая оболочка, исключительно для связи с франшизой и привлечения зрителей. А под ней — жёсткое и реалистичное кино и одновременно трогательная история о старости и одиночестве.

Сюжет «Логана» можно описать парой фраз: Логан и Чарльз Ксавьер спасают юного мутанта Лору от плохих парней, которые ставили над ней эксперименты. Но не в сюжете тут дело. Обычное «роуд-муви» показывает три искалеченные судьбы.

Ксавьер — когда-то один из самых влиятельных людей на Земле, а теперь полусумасшедший старик, повторяющий фразы из телерекламы. Своенравный воин Логан тоже постарел, и уже даже не живёт, а скорее выживает. И в противовес им девочка Лора, которую в жизни не научили ничему, кроме злобы и жестокости. Каждый из них — отражение совершенно реальных судеб: стариков, запертых в своей комнате, сильных мужчин, потерявших место в жизни, и детей, с рождения помеченных злобой нашего мира.

Разбирая «Логана» на части, можно сколько угодно говорить о слабых отрицательных персонажах, об отсутствии связи с франшизой или о провалах в сюжете. Но когда смотришь этот фильм, ни о чём подобном думать не хочется. Просто надеешься, что каждый герой получит то, о чём мечтает: будь то спасение, тёплая постель или заслуженный покой. — Алексей Хромов

«Оно»

Даже те, кто не читал роман Стивена Кинга «Оно» и не смотрел экранизацию 1990 года, наверняка слышали о злобном существе, которое скрывается под личиной клоуна Пеннивайза и похищает детей. Вероятно, поэтому новая версия классики без проблем стала самым кассовым хоррором в истории.

И те, кто ждал от перезапуска яркого злодея и скримеров, перемежающихся с шутками, получили то, что хотели. Новый Пеннивайз не копирует знаменитый образ Тима Карри из телефильма, он живее и страшнее. А уж детских шуток про мамку в фильме и хватает и подавно, Финн Вулфард отлично справляется с ролью патологического пошляка.

Но те, кто присмотрелся к «Оно» чуть лучше, получили действительно прекрасный психологический триллер о том, как взрослые калечат судьбы детей. Режиссёр Андрес Мускетти, следуя идеям Кинга, отказался от образа абсолютного зла в лице клоуна.

Теперь Пеннивайз служит маркером, помечающим будничные ужасы. Семья не обращает внимания на то, как хулиганы издеваются над новичком — у них в машине воздушный шарик. Отец не хочет и слышать, что его дочь взрослеет — её ванну заливает кровь. Мать окружает ребёнка гиперопекой и пичкает его ненужными лекарствами — он встречает прокажённого. На первый взгляд всё это лишь происки Пеннивайза, но по факту всё наоборот, Пеннивайз лишь делает то, для чего и существуют клоуны: гипертрофированно показывает реальность. «Оно» — фильм о невыдуманной жестокости, с которой сталкиваются дети во взрослом мире. — Алексей Хромов

«Джон Уик 2»

Первый фильм о киллере, неудачно ушедшем на пенсию, брал двумя вещами. Для начала, у Джона Уика была хорошая причина для мести — убитая грабителями собака. Это и трогательно, и свежо одновременно. А ещё действие картины происходило в оригинальном сеттинге – тайном мире наемных убийц со своими строгими законами и принципами.

Вторая картина удачно развила эту концепцию, а с завязкой оригинальничать не стала. Старый друг Джона потребовал убить другого старого друга Джона, и отказаться нельзя. Перестрелки стали краше, мир богаче. Киану Ривз всё такой же вечно молодой. А сама франшиза вот-вот превратится в дорогой телесериал, центром которого будет не Джон, а отель «Континенталь».

Но сначала мы получим ещё как минимум один фильм, в котором Киану будет красиво стрелять в людей и защищать собачек. А может, и приквел авторы сообразят, где расскажут, что же это за невыполнимое задание такое было в прошлом у Джона, что он до сих пор икает, вспоминая о нём? — Данил Свечков

«мама!»

В центре «Хижины в лесу» лежит чудесная концепция: зрители — это кровожадные боги, а кино создано лишь для того, чтобы удовлетворять их низменные потребности. Фильму Дрю Годдарда недавно стукнуло пять лет, и он только прибавляет в актуальности. Такое ощущение, что массовая аудитория совсем перестала искать в кино вызов. Даже истерия вокруг «Последних джедаев» говорит о том, что аудитории нужен комфорт и спокойная предсказуемость. Потому что удивление — даже позитивное — это стресс и необходимость перестраивать нейронные связи.

Именно поэтому «мама!» Даррена Аронофски — не только самое ненавистное кино 2017 года, но и одно из самых важных. Это не фильм, а двухчасовое «FUCK YOU!» зрителю и его ожиданиям. «мама!» пугает и отвращает всеми возможными способами — даже операторской работой — и легко поднимает самые сложные темы, включая аборт, беременность как вторжение в материнское тело, отношения творца и музы и ещё бог знает что. Этот многослойный фильм сопротивляется даже тому, чтобы его объяснили — после чтения всех доступных в сети разборов некоторые метафоры так и останутся висеть в воздухе.

Вряд в мире найдётся хоть один человек, который назовёт «маму!» любимым фильмом, но этого и не требуется. Её не нужно любить, потому что это такая кнопка перезагрузки, напоминающая зрителям, как кино может далеко заходить и какие границы разрушать. И в этом она прекрасна. — Вадим Елистратов

«Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов»

2017 год для российского кино вышел мягко сказать удачным. «Нелюбовь» метит на «Оскар», «Аритмия» сделала Бориса Хлебникова известным для массового зрителя, а «Теснота» покорила Канны. В какой-то момент хороших отечественных фильмов стало так много, что режиссёрский дебют Александра Канта даже немного затерялся, хоть и с восторгом был принят на некоторых синефильских кинофестивалях.

Сюжет картины рассказывает о детдомовце по имени Витька Чеснок (Евгений Ткачук). Он узнает, что его отец, зоновский авторитет, Лёха Штырь (Алексей Серебряков), получил травму и лежит в своей квартире парализованный. Любви к новоиспеченному папаше молодой человек не испытывает, да и давно искал место куда можно сбежать с любовницей от надоевшей жены. Витька решает отжать жилплощадь, сдав Лёху в дом инвалидов.

Фильм идёт всего 1,5 часа и авторы сознательно выбросили из него даже намёки на паузы. Действо снято в стиле роуд-муви, а с героями постоянно что-то происходит, будь то встреча с неожиданными попутчиками, стрелка с деревенскими бандитами или пьянка в придорожной забегаловке. Насыщенностью картина напоминает недавнего «Безумного Макса»: дорога, разруха и орущие уроды. Порой начинает греметь оркестр. Правда в произведении Канта его заменяют шлягеры «Грибов», «Хаски» и рэпера Антохи МС.

И да, герои именно уроды. Чеснок — аморальный гопник, который бьёт прежде чем думает. А думает он нечасто. Штырь — собирательный образ из алкаша, бомжа и зэка, вечно плюющийся грязноволосый дед. Смотреть на персонажей неприятно, и до самого финала им трудно сопереживать. Но именно концовка этой истории врезается в память надолго после просмотра. Настолько пронзительно о России в этом году не высказывался ни Звягинцев («Нелюбовь»), ни Хлебников («Аритмия»). Вместо того, чтобы ставить диагноз обществу, Кант прямо говорит: «Мы в этом живём». А вынужденно или добровольно — вопрос открытый. — Эдуард Голубев

«Квадрат»

Вычурный юмор, снобизм и издевательство над зрителем. В этом году на Каннском кинофестивале за «Золотую пальмовую ветвь» боролись две картины, в полной мере обладающие вышеописанными качествами. В итоге шведский режиссер Рубен Эстлунд обошёл «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке и забрал вожделенную награду.

По сюжету, «Квадрат» — новый экспонат стокгольмского музея современного искусства, а кто встал в его расчерченное пространство может рассчитывать на любую помощь. Тем временем у куратора выставки, пижона Кристиана (Клас Банг), крадут бумажник и телефон. Чтобы вернуть свои вещи он отправляется в самый неблагополучный район города.

Знаю, звучит не очень интересно, но это лишь одна из сюжетных линий фильма, раскрывать которые — преступление. Этим лента похожа на «маму!» Аронофски. Только если постановщик «Чёрного лебедя» томным взглядом всматривается в проблематику современного искусства, Эстлунд по-дружески толкает в плечо и предлагает над ним посмеяться.

«Квадрат» — это сатира, граничащая с издевательством. Чванливые искусствоведы сами не понимают, о чём говорят напыщенным посетителям дурацкой выставки, которые в свою очередь думают лишь о фуршете. Тем временем уборщик выбрасывает часть инсталляции, спутав её с мусором. На пресс-конференцию врывается сумасшедший, которого принимают за гения, а званный ужин превращается в оргию под эгидой Человека-обезьяны.

Разумеется фильм выходит за рамки пародии и высмеивает не столько современное искусство, сколько вечную человеческую глупость. Но лучше бы он этого не делал. От переизбытка тем картина кажется затянутой, при этом некоторые сюжетные линии завершаются многоточием.

К финалу Эстлунду удалось загнать в квадрат самого себя, но не хватило смелости из него выбраться. Ведь он тоже представитель искусства, а обличать себя перед публикой может не каждый. Поэтому расценивать ленту следует лишь как сборник анекдотов, а не авторское высказывание. Это не совсем то чего ждёшь от победителя главного кинофестиваля мира, но поверьте, фильм точно подарит вам хорошее настроение и несколько запоминающихся моментов. А посмеяться от души никогда не бывает лишним. — Эдуард Голубев

«Тор: Рагнарёк» и «Стражи галактики 2»

Да, собирать фильмы в такой подборке в бандлы — это немного странно, но с Marvel по-другому не получается. Поскольку студия производит блокбастеры с большой скоростью, а руководит процессом один человек, многие концепции и творческие приёмы распространяются сразу на несколько картин.

2017 год для Marvel по праву можно назвать «авторским». В студии внезапно ослабили поводок и разрешили приглашённым режиссёрам добавить в картины больше личного. Поэтому вторые «Стражи галактики» с их вечной темой отцов и детей ещё сильнее ассоциируются с персоналией Джеймса Ганна, а Тайка Вайтити беспрепятственно добавляет в третьего «Тора» шутки про новозеландский народ маори, которые понимает в лучшем случае один процент зрителей (а россияне просто теряют в дубляже).

И если к «Стражам» нас морально подготовила первая часть — тоже во многом игривая и независимая о остальной MCU, то финал трилогии «Тора» — сплошное изумление: Вайтити позволили включить в дорогой блокбастер свойственные ему юмор и импровизацию, пусть и ценой сюжета, который в фильме… присутствует.

В общем, 2017 год для Marvel стал этаким мягким перезапуском, который, если судить по сборам, сработал и частично снял зрительскую усталость. К «Войне бесконечности» мы теперь готовы. — Вадим Елистратов

«Роковое искушение»

София Коппола — режиссёр чрезвычайно неровный. После потрясающих «Девственниц-самоубийц» и «Трудностей перевода» была модная «Мария-Антуанетта» и странный «Где-то», за которыми последовало невнятное «Элитное общество». Но в 2017 года Коппола выпустила, возможно, свой лучший фильм.

«Роковое искушение» — ремейк ленты «Обманутый» 1971 года, который превосходит оригинал по всем параметрам. Действие картины происходит во времена гражданской войны в США. Размеренная жизнь закрытого пансиона для девушек меняется, когда одна из его воспитанниц находит в лесу раненного солдата армии северян и приносит в интернат. Именно этот военный в исполнении Колина Фаррела и является сюжетообразующим элементом.

Через него нам неспешно раскрывают всех героинь, у каждой из которых своё отношение к незваному гостю. И оно говорит о них больше, чем десятки минут пространных диалогов или демонстраций быта. Таким образом, экспозиция и знакомство с персонажами не кажутся натянутой сценарной рутиной, а органично вплетены в сюжет. Фильм, при всей своей медлительности, не теряет времени даром. Каждое слово, каждый взгляд или жест здесь работают на создание напряжения, которое, достигнув своего апогея, рушит все каноны викторианских триллеров.

Это роднит «Роковое искушение» с «Пикником у висячей скалы» Питера Уира. Только если последний обманывал ожидания зрителя, фильм Копполы под конец уходит в отрыв, без сожаления меняя выдержанную час хронометража эстетику на что-то настолько дикое и несвойственное жанру, что после первого просмотра не можешь сказать, хорошо это было или плохо. После второго, впрочем, всё встаёт на свои места, и любое сумасшествие начинаешь воспринимать как органичное разрешение всех сценарных конфликтов.

Да, всё это было и в «Обманутом», но в оригинальной картине не было почерка Копполы, этих долгих кадров и приглушённых цветов. Именно сочетание «нежной» эстетики и сурового правдоподобия позволяет ремейку делать то, чего не удавалось оригиналу — удивлять и шокировать. — Андрей Верещагин

«Убийство священного оленя»

После «Лобстера» от греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса ждёшь искусной «дичи», но «Убийство священного оленя» — намного более реалистичное кино, хоть и с примесью этакой античной трагедии. Здесь не превращают людей в животных, это не безумная антиутопия или что-то вроде того. Но от сюра никуда не деться.

Перед нами история краха вполне обычной семьи. Глава семейства — успешный кардиохирург Стивен (Колин Фаррелл), его жена — офтальмолог (Николь Кидман), у них двое детей и вполне обычная жизнь. Но всё меняется по воле античного рока, которого олицетворяет герой Барри Кеогана, необычайно спокойный и потому жуткий парень. Его и Стивена связывает большая тайна, событие из прошлого, за которое придётся платить близким людям. И расплата будет, конечно же, ужасной.

По описанию, фильм напоминает какой-нибудь мистический триллер, но Йоргос Лантимос идёт гораздо дальше. Он не просто показывает крах обычной семьи, но постоянно заставляет сомневаться — а правда ли всё это? Как будут вести себя обычные люди, встретившись с древним роком, от которого никуда не деться? Как бы в такой ситуации повёл себя я?

«Убийство священного оленя» доставляет дискомфорт, он выбивает у зрителя землю из-под ног. Вместе с семьёй Стивена Мёрфи фильм постепенно меняет своё отношение к реальности, подчиняется местной логике, и его странные события уже не кажутся такими странными. Жуткое кино. — Олег Чимде

«Планета обезьян: Война»

Главная проблема всей франшизы «Планета обезьян», как ни странно, в обезьянах. Даже если бы Мэтт Ривз снял великое кино на все времена, его бы всё равно никто не обсуждал всерьёз. Потому что, ну, там же говорящие обезьяны.

Во многом поэтому «Война», которую так восхваляли критики, почти не встречается в топах лучших фильмов года. И даже в рейтингах блокбастеров картину, собравшую полмиллиарда, игнорируют, не забывая при этом упомянуть покадрово переснятую с одноимённого мультфильма «Красавицу и чудовище».

Впрочем, фильм Ривза от этого не становится хуже — он говорит о войне не меньше, чем «Дюнкерк», он снят с не меньшей выдержкой и талантом, чем «Бегущий по лезвию 2049», он закрывает трилогию не хуже, чем… почти все финалы трилогий. Просто он, чёрт подери, про обезьян. — Вадим Елистратов

«Хорошее время»

«Хорошее время» рассказывает самую прозаичную историю, которая могла произойти даже в вашем районе. Однако он то притворяется фильмом из восьмидесятых, то включает элементы инди-хоррора в стиле Адама Вингарда, то перемешивает это с визионерскими приёмами Николаса Виндинг Рёфна. Идеальный пример того, как незамысловатый сценарий (неудачник впутался в переделку с полицией и мелкими наркодилерами, пытаясь вытащить из-под ареста слабоумного брата) можно превратить в настоящее удовольствие для глаз и ушей.

Блестящая режиссура, не дающая фильму провиснуть ни на секунду, атмосфера неонового безумия (в кадре преобладают синие, красные и фиолетовые тона) и саундтрек, который местами поинтереснее, чем в «Бегущем по лезвию 2049». Если у вас всё еще есть сомнения, что Роберт Паттинсон не потянет ничего сложнее роли смазливого вампирчика, «Хорошее время» вас переубедит. Да и сам по себе фильм — идеальное малобюджетное кино. Очень красивое, талантливо снятое, в меру умное, но ни капли не снобистское. — Тимур Сафаров

«Ветреная река»

Охотник Кори Ламберт (Джереми Реннер) связал свою жизнь с индейской резервацией «Ветреная река». Однажды он находит окоченевший труп девушки, которая скончалась от переохлаждения, но перед смертью была изнасилована.

Местная полиция не в состоянии найти преступника и запрашивает помощи у ФБР. Так в резервации оказывается агент Джейн Бреннер (Элизабет Олсен), которую Бюро прислало из солнечного Лас-Вегаса, потому что остальным ехать было лень. Девушка заручается поддержкой опытного следопыта, который испытывает личный интерес в поимке убийцы.

До недавнего времени Тейлор Шеридан был известен лишь тем, что кривлялся во второстепенных ролях сериалов вроде «CSI» и «Сыны Анархии». Решив, что актёрская карьера в гору уже не пойдёт, он занялся написанием сценариев. И преуспел! «Убийца» и «Любой ценой» позволили говорить о Шеридане как об опытном драматурге. «Ветреная река» — дебют сценариста в качестве постановщика. Фильм получил награду в Каннах за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд».

Действие ленты развивается неспешно. Картина долго строит экспозицию, обрисовывает характеры персонажей и даёт насладиться суровой красотой природы. Вместо того, чтобы концентрироваться на расследовании убийства, Шеридан обращает внимание на отношения белых и индейцев. При этом наблюдать за происходящим не скучно. Диалоги пулеметные, а взгляд Джереми Реннера пробирает до костей похлеще чем горный воздух. Да и приятно видеть отличного актера вне экранизации очередного комикса. От образа Соколиного Глаза осталась лишь меткая стрельба, благо в «Ветреной реке» не гнушаются насилием: кровь и разбросанные по снегу мозги — суровая действительность в индейской резервации.

У Шеридана получилось тяжёлое остросоциальное кино, которое вряд ли посоветуешь к семейному просмотру. При размеренном действии картина прибивает взгляд к экрану и отпускает лишь после финальных титров. Замечательный пример дебюта, который заставит вас следить за творчеством режиссёра в будущем году. — Эдуард Голубев

«Удача Логана»

Cтивен Содерберг в своём новом фильме переизобрёл придуманную им же формулу из «11 друзей Оушена». Больше никаких богатеньких аферистов, способных грабить лучшие казино мира от задетого самолюбия. Отныне у нас американская глубинка, реднеки, маскл-кары и дешёвое пиво в придорожных барах.

Именно в этих декорациях братья Логаны, хромой неудачник Джимми и однорукий бармен Клайд, готовятся к глуповатому, на первый взгляд, мероприятию: ограблению сейфа местного стадиона во время ежегодного турнира NASCAR.

Братья собирают команду «профи». Среди них фееричный пироманьяк Джо Бабах (Дэниэл Крэйг приятно удивил), способный сделать бомбу из мармеладок, соли и отбеливателя, а также парочка братьев-хакеров Джо («Я любую систему могу ломануть! Я в Твиттерах шарю!»).

Наблюдать за перепалками персонажей и дурацкими ситуациями, из которых им удается выбраться, действительно весело. Ну а сделать Татума и Драйвера братьями — блестящий ход. Представьте себе микс из «11 друзей Оушена», 21 Jump Street, GTA V и получится яркий, лёгкий фильм, оставляющий очень тёплые и светлые чувства после просмотра.

«Удача Логана» важна не только как эталонная криминальная комедия и лучшее кино для компании. На этом фильме Содерберг тестировал свою новую модель создания авторского кино со средним бюджетом (нулевая поддержка студий, собственное финансирование и маркетинг, минимальный актерский гонорар с выплатой процента от сборов), которая, увы, не оправдалась. Может, Netflix подсобит? — Тимур Сафаров

«Окча»

Если коротко, «Окча» — лучший оригинальный фильм Netflix на сегодняшний день. Да, с учётом «Яркости», «Машины войны» и россыпи других картин второго сорта, выпущенных онлайн-кинотеатром, это не то что бы большое достижение, но всё же шаг в верном направлении.

Пон Чжун Хо, которого многие наверняка знают по антиутопии «Сквозь снег», снял красивое детское кино о дружбе маленькой южнокорейской девочки с суперсвиньёй, выращенной для того, чтобы решить проблему мирового голода.

Как и свойственно детскому фильму, «Окча» прямолинейна в своём посыле. Фактически зрителю говорят, что убивать животных ради мяса — это плохо. Чтобы получить удовольствие от картины, с этим месседжем совсем не обязательно соглашаться, да и защитников животных она сама показывает скорее с иронией, но ближе к финалу даже у самого большого фаната стейков встанет ком в горле, а по щеке покатится слеза. — Вадим Елистратов

«Зови меня своим именем»

«Зови меня своим именем» — драма, основанная на одноимённом романе Андре Асимана. Это один из главных фаворитов всех возможных премий сезона и основной претендент на главный «Оскар». В нём любимец женщин Арми Хаммер ненароком совращает юнца в исполнении Тимоти Шаламе, и между ними такая химия, что после просмотра с трудом верится в правдоподобность брака Хаммера с Элизабет Чэмберс.

История разворачивается медленно, но последние минуты фильма переворачивают всё с ног на голову. Катарсис достигается за счёт финального монолога отца главного героя, и ради этого монолога стоит потерпеть даже юношескую мастурбацию персиком в середине фильма.

Потому что оказывается, что это повествование не о гомосексуальности, а о самоидентификации и поиске себя. Это кино про адекватную толерантность, которая должна существовать в нашем мире, и которой, к сожалению, становится всё меньше: людей клонит либо к безумной «толерастии», либо в сторону абсолютного невежества.

Это кино рвёт на части залы российских кинотеатров, в которых его время от времени внезапно показывают, так как фильм в наш суровый прокат не куплен. Оно и ясно, красавец-студент в открытую флиртует с несовершеннолетним сыном своего преподавателя и делает ему минеты средь бела дня, а родители совращённого юнца ещё и адекватно к этому относятся — голубая мечта наших депутатов.

Бесконечные аншлаги, очереди из подростков перед входом и слёзы на выходе. Кинофеномен, которого Россия давно не видела — тяжело вспомнить хотя бы один инди-фильм, так и не добравшийся до нашего проката, который и после пяти фестивальных показов собирал бы аудиторию. «Лобстер» сдулся на втором же сеансе. Даже порнографическая «Любовь» Гаспара Ноэ ушла в тень быстрее. — Анастасия Плотникова

«Проект Флорида»

Девочка Муни и её друзья живут за чертой бедности, но даже не подозревают этого, потому что каждый их день похож на день, проведённый в Диснейленде, а то и круче. То нужно мороженое выпросить у строгой продавщицы из ларька, то от администратора мотеля убежать, то соседний дом спалить, то над странным постояльцем у бассейна поиздеваться. Одним словом – рай. История о детстве, о человечности и о дружбе, рассказанная глазами малышей.

Они не знают горя, даже если оно где-то рядом, и верят в то, что всё вокруг – это так или иначе – чудеса, а любую проблему можно решить мороженым. Они пытаются оживить рыбу в бассейне лавандового мотеля под названием «Magic Castle», целыми днями гуляют по полуразбитым бирюзовым и ультрамариновым кварталам, а вечерний фейерверк в соседнем настоящем Диснейленде (герои живут в эпицентре парков развлечений США – Орландо, что символично) вообще исправляет любые глупости. И после просмотра думаешь – а разве в реальной жизни не так?

«Проект Флорида» — один из самых внезапных и приятных сюрпризов 2017 года. Это такое «Отрочество» — фильм-комментарий к самой жизни — только яркое и несерьёзное. Лучшая роль Уильяма Дефо, за которую он сейчас ловит номинации, и невероятный выход малышки Бруклин Принс, которая играючи затмевает весь «взрослый» актёрский состав. — Анастасия Плотникова

«Затерянный город Z»

За свою многолетнюю карьеру американский режиссёр Джеймс Грэй поставил всего несколько картин, действие которых ни разу не выходило за пределы родного Нью-Йорка. Да и снимал он камерные драмы о судьбе эмигрантов, явно вдохновлённые Ремарком, благодаря чему стал любимцем европейских кинофестивалей. Поэтому совершенно не ясно, что вдохновило постановщика на создание приключенческого фильма, причём основанного на реальных событиях.

Сюжет «Затерянного города» строится на злоключениях офицера британской армии Персиваля Фоссета (Чарли Ханнэм), который в начале ХХ века загорелся идеей найти легендарный Эльдорадо. Экспедиция займёт годы, но вместо того, чтобы вернуться к беременной жене (Сиенна Миллер) в Англию, Фоссет продолжает шариться по джунглям в компании верного адъютанта Генри (Роберт Паттинсон).

Последние лет 30 приключенческий жанр строго ассоциируется с балагуром Индианой Джонсом. От этого сравнения не смог скрыться Рик О’Коннел («Мумия»), Азиатский Ястреб («Доспехи Бога»), да и Натан Дрейк («Uncharted») его не избежал. В своём фильме Грэй воссоздал совершенно иной архетип.

Подобно вышеперечисленным героям Фосетт одержим некой идеей, однако вместо безумия Ханнэм демонстрирует зрителю выдержанную британскую целеустремленность. Подобно Одиссею из стихотворения Теннисона он предлагает «бороться и искать, найти и не сдаваться» не только уставшему от путешествий адъютанту, но и зрителю. В конечном итоге «Затерянный город Z» — очень жизнеутверждающее кино.

Сам Грэй, вырвавшись из мегаполиса, творит на экране натуральную магию. Рассветная дымка чередуется с ослепительным буйством зелёного, камера регулярно взмывает ввысь, окидывая взором бескрайний простор джунглей. Среди исполинских деревьев герои кажутся крошечными, что не отменяет их бесподобной игры. Отдельного упоминания заслуживает Генри — за густой бородой лицо Паттинсона трудно узнать. Его роль схожа с настроением самого фильма. «Затерянный город Z» — очень медленное и вдумчивое кино, которое не стесняется отойти от набивших оскомину штампов. Эта обособленность от всего происходящего в жанре делает произведение самым запоминающимся приключенческим фильмом за долгие годы. — Эдуард Голубев

 
Источник: DTF

Читайте также