Фильмы, которые определили десятилетие

От «Начала» до «Джокера».

Настала пора поговорить о самых громких фильмах, которыми нам больше всего запомнилось прошедшее десятилетие. И это не всегда то кино, которые можно включить в списки лучших фильмов. Есть киноленты, которые своей спорностью или влиянием на кинорынок затмили многие великолепные, но быстро забытые картины.

Начало (2010)

Фильмов про путешествие по чужим снам снято много — вспомним, например, «Клетку» или ту же «Паприку», которой вдохновлялся Нолан. Но «Начало» — теперь уж точно самая известная работа на эту тему и неотъемлемая часть современной поп-культуры. Этот фильм уже не раз копировали: особенно — его визуальную часть и структуру.

По Нолану, сон — мир с собственными правилами, где можно попасть в сон во сне — и так вплоть до пятого уровня сна. А оживлённые споры вокруг того, проснулся ли главный герой или нет, ведутся до сих пор.

Хоть «Начало» — одна из главных причин, почему Нолана зовут гением, иронично или не совсем, это ещё и важный фильм для Леонардо ДиКаприо. Именно с тех пор зрители начали требовать всё-таки дать ему «Оскар», а сам актёр начал череду ролей, которые сделали ему репутацию главного актёра десятилетия, что снимается только в фильмах лучших режиссёров.

Фильмы, которые определили десятилетие

Социальная сеть (2010)

«Социальная сеть» Дэвида Финчера вышла на заре десятилетия и фактически определила его — за последующие годы никто так и не снял более важный и влиятельный байопик, чем этот. Даже тандему Ааарона Соркина с Дэнни Бойлом это не удалось: «Стив Джобс» оказался никому не нужным.

Возможно, Марк Цукерберг показан в фильме не совсем корректно, но это и не важно: главное, что Финчеру с его холодной и эффективной манерой подачи удалось показать, как несколько молодых людей навсегда изменили мир.

Поначалу казалось, что «Социальная сеть» — история об одиноком человеке, который попытался «добавить в друзья» всё человечество, но так и остался одиноким. Но спустя годы становится понятно, что главный герой фильма — не Цукерберг, а мы сами, в эру бурного развития самых разных средств связи отдалившиеся друг от друга ещё сильнее, чем прежде.

Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2 (2011)

Несмотря на сумбурное начало, которое будто бы предполагает, что вы будете смотреть этот фильм сразу же после первой части, у Warner Bros. всё же получилось грандиозное завершение истории Гарри Поттера. Одно из самых зрелищных сражений в истории киношного фэнтези, закономерное продолжение сюжета, достойное закрытие большинства сюжетных линий — далеко не всякой большой франшизе удаётся так удачно завершить основную историю.

А ещё с этого фильма пошла мода на деление финалов кинофраншиз на две части, которая продолжается даже в конце десятилетия с разделением последних «Мстителей» на «Войну бесконечности» и «Финал».

Рейд (2011)

В позапрошлом десятилетии никто и представить не мог, что индонезийский фильм с крохотным бюджетом может быть одним из самых влиятельных экшен-фильмов XXI века, с оглядкой на который будут ставить ряд западных фильмов и сериалов.

По сути весь фильм — одна большая зачистка здания в трущобах. С какого-то момента персонажи почти перестают использовать огнестрельное оружие — и сталкиваются с бандитами в рукопашном бою. Все драки поставили лучшие мастера боевых искусств, и при этом они выглядят предельно яростно, брутально и жестоко, из-за чего происходящее порой смотрится чуть ли не как хоррор.

Это не просто фильм с невероятно поставленными боями, с него фактически началась эра современного каскадёрского кино. Благодаря его успеху в том числе запустилась и карьера Чада Стахелски и Дэвида Литча, снявших «Джона Уика», «Дэдпула» и «Взрывную блондинку».

Драйв (2011)

Николас Виндинг Рефн начал снимать кино ещё с середины девяностых, но на весь мир прославился именно благодаря «Драйву». А Райан Гослинг с той поры превратился из актёра малоизвестных драм в одну из самых востребованных голливудских звёзд.

Но ещё сильнее «Драйв» повлиял на массовую культуру в целом. Контрастные неоновые цвета, электронная музыка, навеянная восьмидесятыми — многих настолько впечатлил этот стиль, что его с тех пор регулярно копировали в самых разных фильмах, сериалах и играх. Выход «Драйва» удачно совпал с волной ностальгии по восьмидесятым, так что он поспособствовал развитию ретровейва. Ну и Hotline Miami, где этот стиль выкручен на максимум, у нас есть тоже во много благодаря Рефну.

Мстители (2012)

Многие считают, что киновселенная Marvel построена на базе успеха «Железного человека», но на деле первые «Мстители» куда больше подходят на роль краеугольного камня. Если успешные «сольники» про супергероев раньше снимали и другие студии, то кроссовера такого уровня не делал никто.

Первые «Мстители» — это вся суть MCU: тут и шутки, и захватывающие взаимодействия между героями, и некий усреднённый визуальный стиль, который не даёт кому-то из героев перетянуть одеяло на себя.

Наконец, «Мстители» — это проверка телевизионного построения сюжета, на котором во много держится успех этой киновселенной. Недаром студия позвала снимать «финал сезона» талантливого телевизионного продюсера — Джосса Уидона.

Сам по себе этот фильм далеко не идеален, но его всегда будут вспоминать в числе лучших работ Marvel: как минимум, из-за новых ощущений, которые подарила картина. Герои нескольких блокбастеров собрались вместе и приумножили популярность друг друга.

Сколько бы ещё подобных картин ни снимали другие студии, сколько бы их ни делала сама Marvel, «Мстители» навсегда останутся первыми.

Голодные игры (2012)

Книга «Голодные игры» копирует концепцию «Королевской битвы» Косюна Таками: в антиутопическом мире будущего государство собирает детей для того, чтобы они бились друг с другом насмерть в изолированной от всех лесистой местности до тех пор, пока не останется только один.

Но, в отличие от жестокой «Королевской битвы», «Голодные игры» ориентируются прежде всего на подростковую аудиторию. Это, а также до той поры незаезженная концепция позволили превратить экранизации в очень успешную франшизу.

Кроме того, этот фильм популяризировал жанр подростковых антиутопий, гремевший в кинотеатрах половину десятилетия. Спустя пару лет после выхода первой части «Голодных игр» кинотеатры заполнили экранизации «Дивергента», «Бегущего в лабиринте», «Дающего». В похожем стиле начали делать и сериалы вроде «Сотни».

«Голодные игры» поспособствовали развитию видеоигрового жанра battle royale, хоть первый его представитель и был создан под впечатлением от экранизации «Королевской битвы».

А ещё жест в виде трёх поднятых пальцев, бывший символом сопротивления режиму в «Голодных играх», вдруг просочился в реальную жизнь и превратился в символ протеста в Таиланде.

Холодное сердце (2013)

В основе «Холодного сердца» лежит сюжет «Снежной королевы» Ганса Христиана Андерсена, однако сценаристы не повторяют классическую историю, а деконструируют её. В отличие от «Белоснежки», «Спящей красавицы», «Золушки» или «Красавицы и чудовища», тут для счастья не нужен принц, а первый встречный, в которого влюбляется одна из героинь, оказывается злодеем.

В остальном это попросту очень удачный диснеевский мультфильм с красивой графикой и юмором для всей семьи. Но благодаря нацеленности на женскую аудиторию, диснеевскому маркетингу и чудной музыке «Холодное сердце» превратилось в самый популярный мультфильм десятилетия. Даже если вы стараетесь держаться подальше от анимации, то просто не могли не услышать «Let It Go» хотя бы раз. А товары с персонажами «Холодного сердца» до сих пор пользуются безумной популярностью.

Впрочем, известность мультфильма даже немного вышла ему боком. Принцесса Эльза благодаря своей популярности в качестве одного из персонажей попала в тысячи костюмированных и мультяшных видео для детей на YouTube. Из-за того, что значительная часть этих роликов была практически лишена сюжета и пропитана психоделическими образами, сексуальными подтекстами и шок-контентом, начался один из самых странных скандалов десятилетия, известный как «Эльзагейт».

Лего. Фильм (2014)

До премьеры «Лего.Фильм» казался чем-то вроде двухчасовой рекламы, однако Крис Миллер и Фил Лорд раскрыли тут свой талант во всей красе.

От конструктора здесь только узнаваемый визуальный стиль и анимация, выполнения в духе stop-motion: на деле «Лего.Фильм» оказался всё-таки куда больше «фильмом», нежели «лего».

Главный герой в исполнении Криса Пратта очаровывает, фантазия авторов поражает воображение, но высшей точкой всей картины, конечно, становится выход за рамки анимации и появление живых актёров. Банальная история про избранного вдруг превращается в мощное высказывание о том, что не быть ребёнком — это выбор каждого, независимо от возраста человека.

Всей последующей франшизе переплюнуть эту историю так и не удалось, хотя надо признать, что «Лего.Бэтмен» тоже вышел очень удачным.

Джон Уик (2014)

Первый фильм о Джоне Уике был во многих отношениях дурацким (особенно во всём, что касалось русской мафии), однако благодаря общей простоте конфликта сработал как часы. Какой зритель откажется от старой-доброй истории про месть?

Но важнее всего тут, конечно, не сюжет, а невероятный Киану Ривз, который спустя много лет после «Матрицы» наконец-то снова нашёл себе идеальную роль. Ну и запредельное качество постановки экшен-сцен, конечно.

Джони Уик — вам не какой-нибудь розовощёкий супергерой Marvel. Он без задней мысли за пару минут раскрасит целую комнату мозгами своих врагов. Его беспощадный танец смерти порой сильно утомляет, но от действа на экране всё равно невозможно оторвать глаз.

Спустя несколько лет после выхода первого фильма само имя Джона Уика стало нарицательным, а франшиза обзавелась лором и значительно разрослась: впереди ещё сериал, спин-оффы и, конечно же, четвёртая часть. Мы ещё не прощаемся, Джон.

Интерстеллар (2014)

«Интерстеллар» — один из немногих научно-фантастических фильмов, что не только популяризировал некоторые научные теории, но и немного помог самим учёным. Уравнение, которое вывела команда консультантов для визуализации Чёрной дыры в фильме, помогло в разработке более точных инструментов изображения искривленных световых лучей, находящихся в движении.

Несмотря на то, что вокруг научной достоверности фильма шло немало споров, «Интерстеллар» сумел показать многое из того, что мы ранее не видели в кинофантастике. До первого настоящего снимка модель из «Интерстеллара» была самым достоверной визуализацией чёрной дыры — пускай для художественности аниматоры не использовали доплеровские поправки и сделали её менее асимметричной. Внешний вид червоточины, искажения течения времени — благодаря «Интерстеллару» про это начали массово говорить и, что немаловажно, шутить.

Кунг Фьюри (2015)

Ностальгия по восьмидесятым была одной из главных тем в поп-культуре прошлого десятилетия. И «Кунг Фьюри» — одно из самых ярких воплощений всех самых стереотипных архетипов из фильмов той эпохи. Аналоговые синтезаторы, неоновые цвета, обилие фиолетового, ультранасилие, зашкаливающий уровень преступности, крутые копы-напарники, кунг-фу, путешествия во времени, абсурдный хакинг, дешёвые мультсериалы, диалоги, целиком состоящие из панчлайнов, нацисты-антагонисты, злодей, который обещает вернуться во второй части — в получасовой «Кунг Фьюри» умудрились впихнуть буквально всё.

Что самое удивительное, «Кунг Фьюри» снял никому до селе неизвестный человек, премьера фильма состоялась на YouTube, а его целиком профинансировали на Kickstarter. И это в очередной раз доказывает, что нечто культовое могут снять даже простые энтузиасты без опоры на какие-то большие киностудии.

Безумный Макс: Дорога ярости (2015)

«Дорогу ярости» часто называют главным фильмом десятилетия. Почему именно картина Джорджа Миллера? Чем она заслужила такой статус?

Ответ на эти вопросы, на самом деле, лежит на поверхности: Миллер сделал то, чего за последние десять лет не делал почти никто — он построил мост между подлинным искусством кино и гремящими блокбастерами с раздутыми бюджетами.

«Дорога ярости» — это не просто очередной экшен-фильм, который не даёт передохнуть. По работе Миллера можно (и нужно) учить новичков и писать диссертации. Режиссёр здесь рассказывает историю и объясняет лор не словами, а движением и действием — так, что эту часть «Безумного Макса» легко можно смотреть без звука и с чёрно-белой картинкой, чётко понимая все эмоции персонажей и конфликты.

«Дорога ярости» — это кино в его высшей форме. Доступное, массовое, развлекательное, но в то же время снятое так, что повторить за режиссёром смогут только два с половиной человека в этом мире.

Головоломка (2015)

Это десятилетие для Pixar сложно назвать удачным. Были у студии и бесполезные сиквелы, и провальные эксперименты вроде «Хорошего динозавра». Но «Головоломка» как ни что другое доказывает, что Pixar всё ещё может создать нечто самобытное и запоминающееся.

Рассказ о девочке, которая испытывает стресс от переезда в чуждый ей город, целиком построенный на приключениях её внутренних эмоций — это попросту гениальная идея. И аниматоры Pixar воплотили её в жизнь с такой безупречностью, что «Головоломка» стала классикой уже в день своего выхода.

Пятьдесят оттенков серого (2015)

Этот фильм язык не поворачивается назвать одним из лучших, да и до категории худших он всё-таки не дотягивает. Но это экранизация самой популярной книги десятилетия, так что от бурных обсуждений вокруг неё скрыться было трудно.

В основе сюжета «Пятидесяти оттенков серого» — новая вариация на тему истории золушки с лёгким налётом БДСМ. Этим и обусловлена такая бешеная популярность что книг, что их экранизаций.

Что самое забавное, фильму часто приписывали выведение в мейнстрим запретных тем, но на деле показанный на экране БДСМ настолько лёгкий, что у поклонников этой субкультуры вызывает только смех.

При этом идеологически «Оттенки» — это во всех смыслах порно для большого экрана. Главную героиню все любят и хотят без видимых причин — прямо как в настоящем порно, только в этот раз в качестве целевой аудитории выбраны тоскующие домохозяйки.

Стражи галактики (2015)

В киновселенной Marvel было много самых разных фильмов: конспирологический триллер «Первый мститель: Другая война», школьная комедия «Человек-паук: Возвращение домой», фильм-ограбление «Человек-муравей», «Доктор Стрэндж», заполненный сюрреалистическими образами. Но всё-таки самым заметным, помимо первых и последних «Мстителей», были именно «Стражи галактики».

Благодаря популярности всех остальных фильмов киновселенной, Marvel взялась за фильмы и про таких мало кому известных персонажей. И не прогадала: теперь Звёздный лорд, Грут, Ракета, Дракс и Гамора — одни из самых любимых в народе персонажей MCU.

«Стражей галактики» обожают по многим причинам — тут и безупречный ретро-саундтрек, и яркая картинка, и харизматичные герои. Но самое главное — это один из немногих фильмов Marvel, где режиссёру удалось протащить на экран много личного. Джеймс Ганн по большому счёту сам один из Стражей, и потому обе его картины получились настолько эмоционально богатыми и непривычно искренними для блокбастеров MCU.

Дэдпул (2016)

После провала «Хранителей» Зака Снайдера (да и до него, чего уж там) Голливуд надолго забыл про высокобюджетные фильмы с рейтингом «R»: казалось, что большие кассовые сборы неразрывно связаны с PG-13, и мы уже никогда больше не увидим крови и настоящей брани в блокбастерах.

Однако во время разработки «Дэдпула» Райану Рейнольдсу и Тиму Миллеру всё-таки удалось продавить своё видение героя. Картину сняли за осторожные 58 миллионов долларов, но благодаря искромётной рекламной кампании и по-настоящему яркому главному герою она собрала почти 800 миллионов.

После этого крупные студии наконец-то поняли, что рейтинг «R» не означает слабую кассу: напротив, это отличный способ выделиться на фоне тотального доминирования MCU. Благодаря этому мы получили «Логана» и «Джокера».

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016)

После успеха MCU студия Warner Bros. так спешила запустить свою собственную киновселенную, что решила совместить в одном фильме первое появление Бэтмена в исполнении Бена Аффлека и его кроссовер с Суперменом. В итоге кинотеатральная версия получилась сумбурной, а более внятная режиссёрская вышла позже и длилась больше трёх часов.

Фильм собрал в мировом прокате 873 миллиона долларов, и его часто называют успешным, но на самом деле эта цифра — лишь вершина айсберга. У картины про двух главных супергероев всех времён был потенциал как минимум на 1,5 миллиарда, но после первых отзывов её сборы начали падать с феноменальной скоростью: даже в США «Бэтмен против Супермена» уже на вторые выходные потерял 70% аудитории. Да и с бюджетом в 250 миллионов без маркетинга 873 миллиона — не такая уж и большая сумма.

Так или иначе, картина стала началом конца мрачной киновселенной DC. Теперь студия делает ставку на более яркие истории вроде «Аквамена» и экспериментирует с отдельно стоящими историями вроде «Джокера».

Логан (2017)

Киношные «Люди Икс» были в значительной мере одной большой историей про Росомаху — почти во всей линейке блокбастеров он фигурировал в качестве одного из ключевых персонажей. И последний фильм про Логана, которого к тому моменту уже 18 лет играл Хью Джекман, обязан был стать чем-то особенным.

Понимая это, студия развязала Джеймсу Мэнголду руки и позволила снять картину с рейтингом «R», а заодно забить на некоторые элементы уже существующего лора ради качественной одиночной истории.

В итоге мы увидели на экране не только подлинную ярость Росомахи — с кровью и расчленёнкой, но и мощный неовестерн о старости и смерти.

Звёздные войны: Последние джедаи (2017)

Если оценивать фильмы по тому, для скольких людей они оказались небезразличными, то «Последние джедаи» — безусловно главное достижение Lucasfilm после сделки с Disney.

А всё потому, что в своём блокбастере Райан Джонсон нащупал мощный конфликт поколений. За прошедшие с выхода первого фильма десятилетия «Звёздные войны» превратились в подобие Библии, священные тексты которой нельзя тронуть, не вызвав при этом бури негодования и гнева. Да и сами фильмы Джорджа Лукаса прямым текстом говорили нам о том, насколько важна преемственность и наследственность.

И тут появляются «Последние джедаи», которые подобно новому поколению поставили все каноны под вопрос и громогласно заявили, что настоящим героем может стать любой человек, а не только тот, кому это положено по праву крови.

Само собой, многим фанатам не понравилось, что Райан Джонсон превратил один из каноничных эпизодов в творческое высказывание, но, как ни крути, в итоге из новой трилогии мы действительно запомним только этот фильм. «Пробуждение силы» обсуждали не так ожесточённо, а на «Восход» всем было плевать уже через две недели после выхода.

Прочь (2017)

Киноакадемики очень не любят жанровое кино, и в особенности — фильмы ужасов и комедии. «Прочь» — первый хоррор за два десятилетия XXI века, который сумел успешно показать себя на «Оскаре». Три номинации на главные награды и статуэтка за лучший сценарий — настоящий успех для кино «низкого жанра».

И такой успех «Прочь» далеко не случаен. За нулевые зрители устали от обилия тупых «ужастиков», и это дало старт хоррорам новой волны — фильмам, которые использовали жанровые тропы не для того, чтобы напугать зрителя, а для того, чтобы высказаться о чём-то важном.

«Прочь» в данном случае стал своего рода флагманом этого подхода. Фильм практически не пугает зрителя, а классическая для жанра завязка приводит нас не к банальным пряткам, а к жёсткой сатире на тему расизма, в которой белые привилегированные люди извратили толерантность максимально причудливым образом — лишь бы не принимать её в самом простом виде.

Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Дени Вильнёва не просто так называют главным режиссёром десятилетия. Других постановщиков, которые снимали бы в последние годы так часто и так хорошо, найти трудно. Не говоря уже о том, чтобы столь удачно совмещать авторское с популярным. «Пожары», «Враг», «Пленницы», «Убийца», «Прибытие» — каждый из этих фильмов заслуживает попасть в списки лучших картин прошедших десяти лет. Но пока что вершина творчества Вильнёва — «Бегущий по лезвию 2049».

Обычно сиквелы, снятые спустя десятки лет после оригинала — это жалкое подобие оригинала, однако Вильнёву, как и Миллеру в «Дороге ярости» удалось увернуться от этого проклятия.

Дени Вильнёв сумел сохранить узнаваемые черты оригинала, но при этом создал что-то своё уникальное. Это именно тот же самый мир, но обилие геометрически точно выверенных общих планов и монструозных локаций, контрастное освещение, «ревущий» саундтрек и голограммы позволили сиквелу выделиться. Сюжетно «Бегущий по лезвию 2049» опирается на прошлый фильм, но при этом раскрывает с совершенно новых сторон вопрос о том, что значит быть человеком.

Человек-паук: Через вселенные (2018)

Ещё несколько лет назад все думали о том, что Человек-паук в руках Sony буквально чахнет, но теперь у компании есть сразу две хорошие версии этого персонажа на большом экране: одна — для гигантских сборов, а вторая — для души (и сборов поменьше).

Со стороны Sony это был действительно смелый шаг. Не каждая студия готова отвлекать внимание зрителей от своей основной франшизы, однако в итоге мы все оказались в выигрыше. «Через вселенные» не только не размывает бренд, но и делает его намного сильнее.

Анимационная версия стала для студии отличным полем для экспериментов — как сюжетных, так и стилистических. Чего только стоит 3D-картинка, которую превратили в подобие 2D с помощью ротоскопирования. Ну а история с одной стороны оказалась неожиданно амбициозной, а с другой — не растеряла эмоциональной простоты и искренности, свойственным приключениям дружелюбного соседа.

Мстители: Финал (2019)

Голливудские студии часто используют выражение «фильм-событие», и в случае «Финала» второе слово в этом сочетании явно перевешивает.

Это не кино в привычном понимании, но это, возможно, самое масштабное кинотеатральное событие в истории. И что особенно важно, Marvel до самого релиза удалось сохранить большую часть картины в секрете: это позволило создать незабываемый эффект, когда зрители со всего мира чувствовали себя посетителями мировой премьеры.

А что касается творческой части, то тут каждый решает для себя сам. Кто-то плакал навзрыд вместе с героями, а кто-то — закатывал глаза. Как ни крути, другого такого фильма у нас нет. И не факт, что будет в ближайшие годы.

Паразиты (2019)

Если говорить о кино за пределами Голливуда, то наиболее заметной кинематографической страной в прошлом десятилетии была Южная Корея: вспомнить хотя бы «Сквозь снег» и «Поезд на Пусан». Особенно сильно корейцы прославились своими напряжёнными триллерами: «Я видел дьявола», «Человек из ниоткуда», «Служанка», «Пылающий» — вот лишь часть южнокорейских фильмов, уже давно прочно обосновавшихся в списках лучших фильмов десятилетия в этом жанре.

В прошлом году на Западе наконец-то признали заслуги южнокорейского кинематографа и дали «Паразитам» от Пон Чжун Хо сначала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а затем и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.

Но «Паразитов» быстро бы позабыли, если бы он получал такие награды только за былые заслуги южнокорейских режиссёров. «Паразиты» хороши сами по себе. Интересное соединение комедии и триллера по достоинству оценили критики, и при этом фильм умудряется оставаться самым интересным для массового зрителя победителем каннского кинофестиваля за целое десятилетие.

Джокер (2019)

Если разбирать феномен «Джокера» на части, то становится понятно, что этот фильм нельзя назвать прорывом в какой-либо конкретной области. Он работает именно в совокупности: это и «R»-блокбастер с рекордными сборами, и невероятный микс развлекательного и фестивального кино, и история популярного персонажа комиксов, авторы которой уверенно вышли за границы привычного.

«Джокер» — это прорыв во всём и ни в чём, но именно поэтому фильм наверняка изменит подход голливудских студий к экранизациям комиксов. Это невероятно успешный фильм DC, который не может позволить себе современная Marvel, и, кажется, он в ближайшие годы изменит судьбы обеих конкурирующих киностудий. Особенно, если возьмёт пару ключевых «Оскаров».

Дау (2019)

Многие называют этот проект Ильи Хржановского фильмом — хотя это можно считать арт-проектом хронометражем в семьсот часов, из которых уже сделали тринадцать полнометражек. Формально «Дау» показали в прошлом году в Париже — но до широкого проката он вообще неизвестно когда дойдёт.

Хотя всё начиналось как байопик про Льва Ландау, за десять лет «Дау» разросся до совершенно безумных масштабов. Три года почти безвылазно несколько сотен человек буквально жили в декорациях Института физических проблем АН СССР и нескольких советских улиц. Говорят, за это время там родилось четырнадцать детей.

Всё выполнено исторически достоверно. На съёмочной площадке запрещалось говорить о чём-либо, не относящимся к времени действия. Режиссёр запретил приносить на площадку вообще что-либо современное: все пользовались советскими деньгами, а за современные трусы могли выгнать из проекта или посадить в местную тюрьму — да, условия работы вызывают много вопросов.

Это настолько странно звучит, что вообще может так обернуться, что «Дау» на самом деле не существует, и это заговор ряда кинокритиков. Но даже если это так, то всё равно останется история создания этого проекта, одна из самых необычных за всю историю кинематографа.

Также заслуживают упоминания

«Скотт Пилигрим против всех» (2010)

Со второй половины 2000-х гик-культура начала обретать невиданную ранее популярность. И «Скотт Пилигрим против всех» — одно из воплощений гик-культуры той эпохи: фирменный монтаж Эдгар Райта, всплывающие вокруг персонажей надписи, как в комиксах, совмещение реальности с элементами восьмибитной графики и сюжет, развивающийся по логике видеоигр.

«Пипец» (2010)

«Пипец» высмеивает штампы большинства супергеройских ориджинов. К примеру, главный герой — это простой парень в дурацком костюме и без каких-то особенно крутых способностей, которому просто не всё равно, отчего в первой же драке его избили до полусмерти.

Но в то же время «Пипец» заставляет по-новому взглянуть на то, как и почему может появиться настоящий супергерой. Но больше всего в «Пипце» зрителям полюбилась малолетняя и милая машина для убийств по имени Убивашка, что чуть ли не до середины десятилетия была самой популярной киношной супергероиней.

«История игрушек: Большой побег» (2010)

Перед премьерой многие сомневались в том, нужен ли этот триквел Pixar. Но в итоге мы получили очень трогательный финал истории о дружбе с неожиданно мрачными моментами о закрытом сообществе, порой напоминающем нацистский концлагерь. Хотя, впрочем, Pixar в конце десятилетия сделала ещё один мультфильм об игрушках, но он сильно уступает «Большому побегу» в драматическом накале.

«Алиса в Стране чудес» (2010)

Благодаря Тиму Бёртону, экранизация старой диснеевской классики в формате боевого фэнтези не растеряла части своего сюрреалистично-безумного очарования. А ещё успех «Алисы» на фоне последующих провалов «Джона Картера» и «Одинокого рейнджера» по сути открыл эпоху высокобюджетных live-action экранизаций диснеевской классики, поток которых и не думает заканчиваться.

«Гадкий я» (2010)

Хоть это начало серии из трёх мультфильмов про похождения исправившегося злодея, но самое заметное, что с ним случилось — это первое появление миньонов, сверхпопулярных персонажей для детей. Одно время от них вообще нигде нельзя было скрыться: везде были игрушки-миньоны, на E3 помпезно показывали мобильную игру про миньонов, везде включали короткометражки про миньонов — про них даже в итоге сняли отдельную полнометражку.

«Как приручить дракона» (2010)

Захватывающее дух, временами грустное, а временами очень весёлое приключение в мире, где викинги воюют с драконами — пожалуй, самое ёмкое описание для одно из лучших мультфильмов DreamWorks.

«Неудержимые» (2010)

Сильвестр Сталлоне воплотил давнюю мечту многих фанатов боевиков и собрал в одном фильме всех самых крутых актёров жанра, которых смог. Хоть сам по себе фильм вышел не ахти, но концепция пришлась по душе зрителям и запомнилась.

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011)

По своей сути четвёртая часть «Миссия невыполнима» не сильно отличается от предыдущих частей. Но вот чем она действительно запомнилась, так это сценой на Бурдж-Халифе, самом высоком небоскрёбе в мире, по которому Том Круз взбирался сам лично. Кажется, что после этого с каждой новой частью «Миссии» актёр пытается переплюнуть этот трюк.

«Джанго освобождённый» (2011)

Первый вестерн Квентина Тарантино — и он же последний на сегодняшний фильм режиссёра, приближенный к его стилю из 2000-х. Размах действия, множество персонажей, обилие экшена и смехотворно огромное количество крови — всё это несколько контрастирует с более камерной «Омерзительной восьмёркой» и довольно нетипичным для Тарантино «Однажды в… Голливуде». А ещё здесь Ди Каприо исполнил один из своих самых запоминающихся перформансов, после которого ему пришлось наложить несколько швов на руку.

«Хижина в лесу» (2011)

Джосс Уидон и Дрю Годдард сняли эталонную деконструкцию подростковых хорроров. «Хижина в лесу» совсем не страшная, но зато сценаристам удалось эффектно объяснить, почему во всех картинах жанра главные герои ведут себя как полные идиоты, и даже создать некий единый лор.

Главная проблема «Хижины» в том, что и рекламировали её как рядовой хоррор, так что многие зрители не были готовы увидеть вместо него своего рода мета-фильм. Хотя это же можно считать и главным плюсом.

«Легенда № 17» (2012)

После «Дневного дозора» в России всё было плохо с блокбастерным кино. Такие фильмы выходили, и они даже порой неплохо окупались — но они были ужасными кальками с западных фильмов (вспомним ту же «Чёрную молнию»). И на таком фоне появилась «Легенда №17» — крепко сбитая спортивная драма про легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. С тех пор российский прокат заполонили спортивные драмы и фильмы о советских достижениях второй половины XX века. А Данила Козловский долгое время был чуть ли не в каждом мало-мальски заметном отечественном фильме.

«Прометей» (2012)

За прошлое десятилетие Ридли Скотт растерял значительную часть своей репутации, и «Прометей» — самая спорная картина режиссёра с последние годы. С одной стороны, в нём было много сюжетных дыр, рассказывалась ненужная предыстория ксеноморфов, а персонажи вели себя порой просто невыносимо глупо. С другой же стороны, многих впечатлили красивые виды и история, наполненная библейскими отсылками к богам-творцам. Ну а позже режиссёр уже открыто признался, что больше симпатизирует андроидам, нежели людям, и многие спорные моменты «Прометея» прояснились.

«Волк с Уолл-стрит» (2013)

Несмотря на то, что Скорсезе на момент съёмок «Волка с Уолл-стрит» было уже за семьдесят, это его самый драйвовый фильм. Трёхчасовой хронометраж даже не ощущается, ведь вся история заполнена гигантским числом абсолютно безумных выходок нечистого на руку брокера, обожающего секс, наркотики и проворачивающего какие-то запредельно денежные аферы.

«Тихоокеанский рубеж» (2013)

На Западе уже давно пытаются экранизировать аниме в формате традиционного голливудского блокбастера, и больших успехов в этом направлении пока нет. Но Гильермо дель Торо пошёл несколько иным путём и рассказал оригинальную историю на стыке двух культур. Вероятно, именно оригинальность взамен паразитирования и позволила «Рубежу» добиться успеха и обрести не очень большую, но верную базу фанатов.

«Горько!» (2013)

В российском кино регулярно выходят фильмы, о которых скандалят на протяжении целого года — а затем про них практически забывают: «Матильда», «Утомлённые солнцем 2: Предстояние», «Сталинград» и другие. Но о «Горько!» говорят до сих пор. Одним претит местный непритязательный юмор, другим нравится «жизненность», атмосфера, приближенная к реальной безумной российской свадьбе, и конфликт поколений.

«Гравитация» (2013)

Для своего времени «Гравитация» — самый настоящий технический шедевр. В 2013-м сцены в космосе из фильма многим казались чем-то запредельно зрелищным и реалистичным. К тому же с «Гравитации» начал собирать «Оскары» оператор Эммануэль Любецки, создавший для изображения низкой гравитации просто нереально сложные конструкции.

Ну а ещё этот фильм задал тренд на космические истории, в центре которых находились личные — максимально приземлённые — переживания людей. Позже его продолжили «Интерстеллар», «Марсианин» и «К звёздам».

«Бёрдмэн» (2013)

История об актёре, пытающимся побороть театральных критиков и былую славу исполнителя роли супергероя в голливудских блокбастерах, благодаря своему необычному исполнению заработала кучу наград — а зрители обсуждали её ещё долгие годы. Знаменитые длинные кадры от Любецки обеспечили оператору очередной «Оскар». А Майкл Китон, исполнивший главную роль, с тех пор переживает второй всплеск своей популярности.

«Заклятие» (2013)

«Заклятие» сложно назвать каким-то особо оригинальным фильмом ужасов — он целиком состоит из жанровых штампов. Но Джеймс Ван умудрился подать их наилучшим образом, создав действительно напряжённую атмосферу, отчего «Заклятие» превратилось в один из самых копируемых хорроров десятилетия.

«Одержимость» (2014)

В прошлом десятилетии было много фильмов о музыкантах, но «Одержимость» — самый яркий среди них. Противостояние парня-джазового барабанщика со своим дьявольски требовательным учителем сделало Дэмьена Шазелла одним из самых интересных новых голливудских режиссёров, а фразу «Не в моём темпе!» — одной из самых цитируемых в нулевые.

«Бабадук» (2014)

Монстр-Бабадук почти что не появлялся в фильме, а его постоянное незримое присутствие было скорее воплощением депрессии матери-одиночки, воспитывающей истеричного сына. Фактически с этого фильма начиналась волна «интеллектуальных» хорроров.

«Дурак» (2014)

Одним из главных российских режиссёров 2010-х был Юрий Быков, и «Дурак» — самая популярная его работа. Безысходность — вот то ощущение, которое вызывает этот фильм, ставящий колоссальное число неоднозначных вопросов для зрителей.

«Левиафан» (2014)

«Левиафан» Звягинцева за границей получил целую кучу наград и почти что всеобщее одобрение критиков, но в России его встретили яростные споры. С одной стороны, фильм обвиняли в русофобии, изображении «рашки-говняжки», как сказал министр культуры, и ругали за ряд сюжетных дыр. С другой же стороны были хорошая операторская работа и предельно актуальная тема борьбы маленького человека с «Левиафаном» из государственной и церковной власти.

«Отель «Гранд Будапешт» (2014)

Уэс Андерсон и до съёмок этого фильма был довольно известным режиссёром — но после трагикомедийного «Отеля» о его особом стиле узнали все. Яркие тёплые тона, симметричные кадры, редкие движения камеры — такую манеру съёмок даже частично позаимствовало несколько фильмов. «Приключения Паддингтона 2», к примеру.

«Грань будущего» (2014)

У нас бы уже давно была «Грань будущего 2», если бы студия нормально продвигала первый фильм. Трейлеры блокбастера с Томом Крузом выглядели до зевоты скучно. Каким же было удивление зрителей, когда они увидели в кинотеатрах не очередной унылый парад спецэффектов, а остроумное фантастическое кино, где за главных героев по-настоящему переживаешь.

«Реальные упыри» (2014)

Жанр комедии в большом кино прошлого десятилетия был в глубочайшем кризисе: лучшие авторы ушли на телевидение и стриминговые сервисы, либо начали делать более серьёзное кино. Новые жанровые фильмы забывались уже через считанные недели — или ещё чаще полностью проваливались. «Реальные упыри» — счастливое исключение. Шутки из этого фильма цитируются даже сейчас, а Тайка Вайтити превратился в автора одних из самых весёлых фильмов декады. Более того, «Упыри» лучше переизобрели тему вампиров, чем недавний «Дракула».

«Планета обезьян: Революция» (2014)

Несмотря на то, что франшиза приквелов к «Планете обезьян» началась ещё в 2011-ом с «Восстания планеты обезьян», в полную силу драматичная история войны людей и эволюционировавших обезьян проявила себя именно в 2014-ом. Именно обезьяна Цезарь превратился в одного из самых популярных персонажей десятилетия, а оскаровских киноакадемиков вновь начали призывать номинировать Энди Сёркиса на лучшую мужскую роль, хотя Цезарь был целиком создан на компьютере на основе захвата движений актёра.

«Форсаж 7» (2015)

Постепенное превращение «Форсажа» из драматичной истории об уличных гонщиках в одну из самых громких франшиз современности ещё будут изучать в киношколах, ну а пока можно с уверенностью сказать, что во всей серии было два по-настоящему особенных фильма — первый и седьмой. «Форсаж 7» выстрелил по причинам, связанным с кино лишь косвенно, но сейчас это уже не так уж важно: уж больно трогательным и искренним получилось прощание с Полом Уокером.

«Лобстер» (2015)

«Лобстер» — едкое, почти лишённое эмоций и в то же время бьющее в самое сердце высказывание об устройстве современного мира, где общество вынуждает людей искать себе пару и давит на тех, кому и в одиночестве хорошо. Прежде чем установить себе Tinder, посмотрите этот фильм. Может, ну его, нафиг?

«Марсианин» (2015)

Экранизация одной из самых громких научно-фантастических книг десятилетия, которая только приумножила славу Марка Уотни — космонавта, что с неизменным оптимизмом выживает благодаря науке, несмотря на диско и жестокие марсианские условия. Это редкое по-настоящему позитивное кино о выживании в космосе. И ещё «Марсианину» всё же удалось немного реабилитировать репутацию Ридли Скотта после «Робина Гуда», «Прометея» и «Исхода».

«Kingsman: Секретная служба» (2015)

К 2010-м шпионские фильмы растеряли былой китчевый задор. «Kingsman» с изрядной долей британской иронии осовременил все эти штампы, благодаря чему получился чуть ли не лучший летний блокбастер со времён первых частей «Пиратов Карибского моря». А драка в церкви превратилась в одну из самых драйвовых экшен-сцен в кино.

«Выживший» (2015)

Иньярриту сделал очень жёсткий фильм о выживании в практически невозможных условиях, прекрасно снятый Эммануэлем Любецки. Но большинству он запомнился сильнее всего как фильм, за который Леонардо Дикаприо спустя пять номинаций всё-таки дали заветный «Оскар».

«Хардкор» (2016)

Полнометражные фильмы, снятые целиком «от первого лица» встречались и раньше — тот же «Русский ковчег» к тому же снят одним длинным кадром. Но никогда раньше такие фильмы не были настолько сильно наполнены экшеном, как «Хардкор». Несмотря на претензии к сюжету и тому, что некоторых от фильма буквально укачивает, все сходятся во мнении, что это действительно революционное техническое достижение.

«Охотники за привидениями» (2016)

Новые «Охотники за приведениями» — не фильм, а одна большая ссора. Им недовольны зрители, недовольны критики и недовольны сами актёры, и все — по своим причинам. Именно из-за этой картины в Голливуде поняли, что топорная «женефикация» франшиз не работает сама по себе, если с творческой частью всё плохо.

«Отряд самоубийц» (2016)

Хотя трейлеры обещали яркое и весёлое зрелище, на деле всё вышло довольно блёкло и не столь интересно. Помимо просто титанического шквала критики, обрушившегося на сам фильм и на Джокера, сыгранного Джаредом Лето, самое запоминающееся, что было в фильме — это новый образ Харли Квинн. В итоге Квинн превратилась в чуть ли не самого популярного персонажа десятилетия для фанартов и косплея.

«Зверополис» (2016)

Disney во второй раз в своей истории сняла мультфильм на тему общества антропоморфных животных. Но только в этот раз мультипликаторы копнули глубже и построили весь сюжет на проблемах, порождённых видовым разнообразием такого общества. Получился один из самых изобретательных диснеевских мультфильмов десятилетия — на уровне лучших работ Pixar.

«Прибытие» (2016)

Экранизация рассказа Теда Чана — один из самых ярких примеров того, что одной из самых важный проблем при первом контакте с инопланетянами будет именно языковой барьер. Вторая центральная научно-фантастическая концепция — теория о том, что тот язык, на котором ты общаешься, влияет на восприятие мира — в особенности, если этот язык совершенно чужд людям. Режиссура Дени Вильнёва придала этой истории очень запоминающийся вид.

«Фантастические твари и где они обитают» (2016)

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» всё же не был завершением франшизы — студия захотела сделать ещё и приквелов. Но на первых «Фантастических тварях» от этого совершенно не хочется негодовать: обаятельные главные герои, целый выводок необычных фантастических существ и атмосфера старого заснеженного Нью-Йорка сумели покорить многих зрителей. А вот с сиквелом уже не задалось.

«Ла-Ла Ленд» (2016)

В сообществе любителей мюзиклов на «Ла-Ла Ленд» часто смотрят косо. С одной стороны, фильм снискал больше славы, чем большинство музыкальных картин прошедшего десятилетия, а с другой — до полноценного мюзикла ему всё же далеко. Дэмиен Шазелл явно не хотел раскрывать своих героев одними лишь песнями. Но кого волнуют рамки привычных нам форматов, если песни из «Ла-Ла Ленда» до сих пор на слуху, а от финала по-прежнему щемит в груди.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)

Мартин МакДона успел снять культовый «Залечь на дно в Брюгге», лишь слегка менее удачный «Семь психопатов» — но все теперь запомнили его именно по «Трём билбордам на границе Эббинга, Миссури». Остроумный сценарий, полная этическая неоднозначность, обилие чёрного неполиткорректного юмора, великолепная актёрская игра — всё это помогло фильму обрести популярность не только на родине, но и по всему миру.

«Защитники» (2017)

Сарик Андреасян хотел ответить «Мстителям», но ответил в лучшем случае какому-нибудь африканскому кино — настолько не соответствовала заявка авторов реальному продукту. Мы будем помнить этот фильм ещё очень долго — ни одна другая отечественная картина не касалась дна настолько уверенно.

«Оно» (2017)

Это самый кассовый хоррор в истории и почти безупречная экранизация одного из главных романов Стивена Кинга. Авторы смогли передать не только весь ужас столкновения с абсолютным злом, но и доказать, что обычный школьный задира или отец-насильник могут быть страшнее любого Пеннивайза.

«Реинкарнация» (2018)

Хоть зло в «Реинкарнации» имеет почти что физическое воплощение, чувство ужаса скорее возникает от семейных обстоятельств, в которых показывают персонажей фильма. Ари Астер сумел сломать множество жанровых шаблонов, обойдясь без скримеров и жутких силуэтов.

«Чёрная пантера» (2018)

«Чёрная пантера» заработала в прокате свыше миллиарда долларов и даже получила номинацию на «Оскар» за лучший фильм. Она ещё надолго останется самым спорным блокбастером Marvel, который считают как главным достижением студии, так и главной творческой неудачей. Чего только стоит сам образ высокотехнологичной африканской страны — то ли уважительный, то ли оскорбительный.

«Ирландец» (2019)

В «Ирландце» Скорсезе эффектно прощается с фильмами про мафию, рассказывая о том, что в криминальных разборках на самом деле было не так уж много романтики. Впрочем, очередная качественная работа режиссёра запомнилась и скандалами вокруг неё: от крестового похода Скорсезе против Marvel до странноватой компьютерной графики, которая в итоге сослужила Роберту Де Ниро дурную службу — он вообще не получил наград и номинаций за свою работу.

«Однажды в… Голливуде» (2019)

Возможно, это последний фильм Квентина Тарантино — одного из самых ярких режиссёров последних тридцати лет. Картина получилась очень личной и непривычно размеренной для режиссёра, который приложил все усилия, чтобы вернуться в собственное детство. Жалко, что смелую концовку режиссёр невзначай заспойлерил другой своей работой.

Вот такое выдалось десятилетие в плане кино. Поделитесь в комментариях, какие фильмы с 2010 по 2019-й вам запомнились больше всего.

Над текстом работали: Илья Цуканов, Вадим Елистратов.

 

Источник

Читайте также