В честь недавнего юбилея Круза вспоминаем кино, в котором актёр поработал с Мартином Скорсезе, нашёл свой образ на десятилетия вперёд и помог появиться DOOM.
Однажды в баре немолодой мужчина в сером костюме (Пол Ньюман) замечает, как несколько партий в бильярд вчистую выигрывает новичок Винсент (Том Круз). Мужчина приглашает Винни и его девушку на ужин, представляется Эдди Фелсоном и, слегка интригуя, слегка соблазняя, намекает энергичному парню, что под его руководством тот может на бильярде прилично заработать.
Но Винсенту неинтересно выигрывать ради денег, ему хочется играть для удовольствия и хорошо проводить время с подругой. Эдди, сговорившись с девушкой, всё же уговаривает юнца поехать с ним и заняться делом профессионально: делая ставки, блефуя. Винсент часто упрямится, но в партиях неизменно побеждает, Эдди учит его хитрить и из всего извлекать выгоду, а сам всё чаще вспоминает, как и ему когда-то не было равных в бильярде.
«Цвет денег» вышел в 1986 году и несколько несправедливо затерялся среди других фильмов Мартина Скорсезе: перед этим постановщик снял «Короля комедии» и «После работы», сразу после — «Последнее искушение Христа». Режиссёр и сам, кажется, не очень любит вспоминать об этом кино. Вероятно, потому, что это был не вполне его проект: снять «Цвет денег» ему предложил Пол Ньюман, который за 25 лет до этого сыграл бильярдиста Эдди Фелсона в «Мошеннике» и решил, что историю этого героя можно продолжить.
Критика встретила фильм прохладно: сплошные, мол, штампы. С одной стороны, так и есть, в «Цвете денег» много клише, присущих кино о спорте и азартных играх. Молодой игрок — вундеркинд, всё умеющий, но наивный и ничего знающий. Старый игрок — опытный, но близкий к закату и оттого печальный. Жажда побеждать, которая сменяется готовностью проигрывать ради денег, а потом возвращается.
Всё так, но клише бояться — в кино не ходить. Мартин Скорсезе, как и подобает сильному режиссёру, не стал придумывать историю с нуля, а адаптировал материал к своему стилю. Все его фирменные приёмы на месте: длинные проезды камеры, закадровые монологи, резкие переходы. И музыка, много музыки; Скорсезе никого не стесняется, и когда ему нужно показать, скажем, дикую силу Круза, включает на фоне Werewolves of London и Who Owns This Place.
Бильярд, как известно, не самая зрелищная игра, но режиссёр всё время поддерживает визуальную динамику, играя с ракурсами, крупными планами: шар катится прямо в объектив, партию показывают быстрой чередой стоп-кадров. В самом запоминающемся моменте, когда Пол Ньюман теряет самоконтроль, камера кружится вокруг него так, словно он в центре карусели.
Впрочем, молодому Тому Крузу было что противопоставить своему могучему коллеге. Он в «Цвете денег» воплощение молодости, сама молодость: наглая, вальяжная, яростная, требующая только победы. Все удары в бильярдных партиях он выполнил, разумеется, сам — кроме одного, удара-перескока (и только потому, что не хватало бюджета и времени, чтобы его выучить). Примерно такое же сочетание качеств актёр использовал в 1986 году в первом «Топ Гане» — да так и сохранил его (вместе с молодым лицом) на следующие 35 лет.
И то, как совпали в «Цвете денег» два артиста и материал, с годами поражает всё сильнее. На экране сошлись не просто два известных актёра из разных поколений, а два чемпиона всех времён. Пол Ньюман, который в 61 год после десятка великих фильмов и ролей не остановился, а продолжил работать и получил давно заслуженный «Оскар». Том Круз, который стал кинозвездой и остаётся ей в свои нынешние 60 лет, собирая со вторым «Топ Ганом» миллиард долларов в прокате. Быть может, ему помог именно пример Ньюмана и вывод, к которому подводит «Цвет денег»: что человек при случае способен на всё.