С минимальными спойлерами вспоминаем фантастический триллер о бесконечных попытках изменить прошлое
«На пустынной дороге в Техасе вот-вот столкнутся время, пространство и убийство»
Оригинальное название картины — «Retroactive» (дословно «Обратная сила»), но отечественные локализаторы уже тогда, видимо, считали, что зрители недостаточно сообразительные, и название должно отражать истинную суть фильма, а потому в названии обязательно нужно намекнуть, про что это кино. Фильм назвали «Провал во времени» (иногда встречается вариант «Скачок во времени»).
«Провал во времени» – единственная режиссерская удача Луи Морно, начинавшего свою карьеру режиссером трейлеров для фильмов Роджера Кормана, человека, которого прозвали «королем фильмов категории B».
Поднатаскавшись на подхвате у Кормана, Морно начал самостоятельную карьеру и снял, например, героев боевиков 90-х, Майкла Дудикоффа и Кари-Хироюки Тагаву, в картине «Бойцы», а также написал сценарий для (внезапно) российско-американского мистического триллера «Дьявольская симфония», который был снят на «Мосфильме» с использованием декораций и костюмов, оставшихся после «Войны и мира» Бондарчука-старшего. Главную роль в «Дьявольской симфонии» исполнил Бен Кросс.
Вскоре после этого в карьере Морно-режиссера и случился главный успех — фильм «Провал во времени». Картина получила множество премий на различных кинофестивалях второго плана и тематических фантастических форумах (Брюссельский кинофестиваль, Mystfest, кинофестиваль фантастики в Швеции и даже номинация на премию «Сатурн»).
После локального успеха «Провала во времени» боссы Warner Bros доверяют Морно проект «The Brig» с бюджетом в сто миллионов долларов, но никаких дальнейших подробностей проекта, как и самого фильма, мы с вами не увидим.
Морно возвращается в привычный для себя мир B-movies и если вдруг вы смотрели хоррор-боевик «Оборотень: Зверь среди нас» (ну вдруг) 2012 года – его тоже снял Луи Морно.
Главные роли в «Провале во времени» исполнили Кайли Трэвис, Джеймс Белуши и Шэннон Уирри.
И если с Джеймсом Белуши все ясно — вряд ли хоть кто-то из нас не видел его в «Красной жаре» со Шварценеггером, фильмах «К-9: собачья работа» или «Кудряшка Сью» (ну или, например, в замечательной комедии «Мистер судьба» благодаря которой Рене Руссо попала в список десятилетия 10 самых горячих женских персонажей), то вот с женскими ролями в этом кино посложнее.
Для Кайли Трэвис роль в фильме Морно станет самой успешной с кинокарьере, как до, так и после «Провала во времени» Кайли можно будет заметить на второстепенных ролях лишь в паре картин, самые известные из которых «Джиа» с Анджелиной Джоли и комедия «Отец невесты 2» со Стивом Мартином, причем в последней Трэвис даже не будет указана в титрах, исполнив роль безымянной girl in the car.
При этом Трэвис – идеальный каст для подобного низкобюджетного кино конца девяностых: яркая блондинка, полфильма возбужденно бегающая по пустыне с растрепанными волосами.
Шэннон Уирри, еще один основной женский персонаж, обладает куда более успешной кинокарьерой, и даже удостоилась, в отличие от Трэвис, странички в русскоязычной Википедии.
При этом начинала свою карьеру Уирри в начале 90-х как «королева крика» эротических фильмов все той же категории Б и прославилась благодаря многочисленным сценам обнажения, встав в один ряд с другими признанными «мастерицами» этого жанра: Таней Робертс или Шэннон Твид.
Названия фильмов, в которых Уирри принимала в те годы участие, говорят сами за себя: «Животный инстинкт», «Животный инстинкт 2», «Влияние плоти», «Тайная страсть».
После «Провала во времени» Шэннон часто повлялась на ТВ в эпизодических ролях различных сериалов, но при этом многие из вас помнят как минимум одну ее, небольшую, но весьма яркую роль: той самой кормящей матери в комедии с Джимом Керри «Я, снова я и Ирэн» (ниже NSFW-эпизод):
Далее в тексте будут неизбежные спойлеры к фильму «Провал во времени», но как я и обещал, постараюсь максимально избежать конкретики в важных сюжетных поворотах, чтобы не испортить вам первый просмотр, если вы фильмом заинтересуетесь.
«Провал во времени» — фантастический триллер, снятый за весьма скромный бюджет. Продолжительность картины – классические полтора часа вместе с титрами, никаких трехчасовых режиссерских версий, на которых многие из вас (если верить обзорам на Бэтмена, заполонившим DTF) успели уснуть.
Главная героиня фильма, Карин автостопом путешествует по Техасу и ее подбирает проезжающая мимо пара, Фрэнк и Рианна.
Забавно, что зрители подметили в фильме такую мелочь как неправильные деревья в кадре: действие происходит в Техасе, но съемки проходили в Калифорнии, о чем постоянно напоминает коротколистная юкка Джошуа, растущая вдоль дороги. А вот в Техасе таких деревьев нет.
Череда мелких событий приводит к тому, что на дороге случается конфликт, в результате которого гибнут люди, и Карин вынуждена сбегать от убийцы. И вот тут начинается самое интересное: Карин обнаруживает в пустыне секретный комплекс, в котором одинокий ученый проводит эксперименты по перемещению во времени. Разумеется, для того, чтобы попасть в секретный научный комплекс, девушке достаточно просто перелезть через забор.
Пытаясь помочь беглянке, ученый случайно запускает процесс перемещения в прошлое, и Карин вдруг обнаруживает себя «отброшенной» во времени на 20 минут назад, снова беззаботно едущей в машине Фрэнка и Рианны.
Произошедшие события помнит только Карин, и она пытается этим воспользоваться и переиграть ситуацию, но, разумеется, становится только хуже. Тогда она вновь отправляется в комплекс, чтобы получить еще одну попытку – и с каждым новым разом ситуация лишь усугубляется, жертв становится все больше и больше.
Фильм построен по тому же принципу, что и знаменитый «Эффект бабочки» с Эштоном Кутчером, который появится лишь в 2004-м: герой пытается исправить ошибки прошлого, но каждый раз получается только хуже. Но если в «Эффекте бабочки» Кутчер проживал заново целую главу своей жизни и видел, как его действия повлияли на окружающих его людей, то «Retroactive» — более камерная история, где все ограничено одним 20-минутным эпизодом в пустыне. Практически Deathloop на VHS.
Для своего времени (все же 25 лет уже прошло) и тем более, для своего скромного бюджета фильм до сих пор отлично смотрится. Типичный олдскульный боевик из девяностых, когда мы не особенно заморачивались по поводу достоверности перестрелок, количества патронов в обойме у героя, а некоторые диалоги выглядели так, словно сейчас в кадре появится Джонни Синс и, наконец, начнется то, ради чего вся эта сцена снималась.
«Провал во времени» – кино, где персонажи не философствуют относительно прошлого и не рефлексируют по поводу настоящего. Экшн, светский, ни к чему не обязывающий, разговор и снова экшн.
Как воскликнет ближе к концу главный злодей картины: «как круто, что я могу повеселиться! Я могу пристрелить вас обоих, отправить себя на 10 минут назад и пристрелить вас еще раз, а потом еще раз и еще раз!»
Джеймс Белуши сыграл в «Провале во времени», конечно, не самую свою лучшую, но крайне нетипичную и яркую роль, его харизма и актерские эмоции явно «вытягивают» на себе значительную часть фильма.
Для всех, кто любит фильмы про путешествия во времени, временные петли и все, что с этим связано – рекомендуется к просмотру.
За, казалось бы, бесшабашным и стремительным экшном, в картине скрывается очень верный и простой посыл: все что ни делается – все к лучшему. И когда мы с вами переживаем по поводу тех или иных событий, думаем, что неправильно поступили в той или иной ситуации и мечтаем все переиграть, стоит задуматься, а точно стало бы лучше? Ведь жизнь одна и именно в ней с нами происходят единственно правильные вещи.
Спасибо, что дочитали.
«Провал во времени» Год выпуска: 1997 Жанр: фантастика, боевик, триллер Режиссер: Луи Морно В главных ролях: Кайли Трэвис, Джеймс Белуши, Шэннон Уирри Оценки: IMDB 6.2; КиноПоиск 6.8 Провал во времени (1997) «Retroactive» — Трейлер (Trailer) #обзор #кино #рецензия #лонгрид Источник
Год выпуска: 1997
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Режиссер: Луи Морно
В главных ролях: Кайли Трэвис, Джеймс Белуши, Шэннон Уирри
Оценки: IMDB 6.2; КиноПоиск 6.8
Провал во времени (1997) «Retroactive» — Трейлер (Trailer)
#обзор #кино #рецензия #лонгрид
Источник