Самый сумасшедший японский боевик нулевых.
Заключенный KSC2-303 вместе с напарником сбегают от полиции и укрываются в зловещем лесу. В результате стычки с бандитами, которые должны были помочь им выбраться, напарник героя погибает, а сам KSC2-303 вызволяет из плена гангстеров девушку и начинает сражаться за свою жизнь, попутно узнавая шокирующие подробности о своём прошлом.
Осенью 1999-го года молодой и неизвестный 30-летний режиссёр Рюхэй Китамура снимает в лесу за 400 тысяч долларов боевик, который войдёт в историю японского кино, как один из самых кровавых, жестоких и беспощадных зомби-фильмов. В нём смешалось всё — гангстеры, ожившие мертвецы, самурайские мечи, куча огнестрельного оружия, суперспособности и литры крови.
У Китамуры на тот момент уже был небольшой опыт съёмок. Уехав в возрасте 17 лет из Японии в Австралию (потому что очень любил австралийское кино), он поступил в сиднейскую школу визуальных искусств. После её окончания, Китамура поработал над двумя небольшими фильмами — «Ночная схватка» и «Прямо в ад», на которых он набил руку и кое-что понял — чтобы ворваться в высшую лигу, ему нужно было сделать нечто большее.
Короткометражка «Прямо в ад» (1997), длящаяся 47 минут – по сути, предшественник «Противостояния». 3 000 долларов, пять актёров и почти аналогичный сюжет. Четверо отморозков, убивающих ради забавы в лесу людей, похищают офисного клерка, отвозят в глушь и дают ему шанс на спасение – только если он сможет от них сбежать.
Клерк пытается дать отпор негодяям, но потом погибает. Правда, не совсем – что-то оживляет его и теперь уже жертвами становятся охотники, тщетно пытающиеся спастись от мстительного духа.
«Прямо в ад», снятая в ядовитом серо-зеленом фильтре и почти полностью разворачивающаяся в лесу (потому что у Китамуры не было денег на аренду локаций), наглядно даёт понять откуда растут ноги у «Противостояния». Уже тут камера принимает вычурные позы, несётся по локациям, а клиповый монтаж позволяет даже примитивные драки сделать зрелищными. Немного кровавого трэша, немного закоса по снафф, продолжительная драка на фоне водопада и отличный финал.
Здесь видно, как молодой постановщик стремится совместить в своей картине всё, что он любит в кино – и как эти мотивы потом перекочуют в полноценную двухчасовую феерию безумия и жестокости.
Китамура изначально планировал сделать «Противостояние» сиквелом к «Прямо в ад», но затем решил превратить свою новую работу в отдельный полноценный фильм. Деньги на него он собирал у друзей и знакомых, потому что никто из продюсеров не заинтересовался проектом.
Вместо запланированных трёх недель, съёмки заняли семь месяцев, а режиссёр вместе с командой практически выживали во время работы над картиной.
Китамура понимал – он должен играть ва-банк, чтобы наконец-то запустить свою карьеру в кино. Поэтому «Противостояние» кажется таким избыточным – режиссёр, не зная меры, до краёв насытил фильм отсылками, жанровыми клише, иронией и абсурдными боевыми сценами. В ход шли все методы – главное, чтобы зритель по ту сторону экрана оказался в восторге.
Если кратко описывать «Противостояние» — это, как если бы «Матрицу» смешали с «Горцем», «Зловещими мертвецами», различными зомби-муви и кровавейшими эксплуатационными фильмами.
Ведущие роли в картине ушли молодым и неизвестным актёрам, согласившимся на безумную авантюру. Так Сакагути был бойцом, которого режиссёр как-то ночью увидел дерущимся прямо на улице. Китамура предложил парню поучаствовать в съёмках фильма и Сакагути, который до этого никакого отношения к кино не имел, стал главным героем – заключённым KSC2-303, внезапно попавшим в эпицентр битвы добра и зла.
Визуально «Противостояние» полностью соответствует своей эпохе – клиповая съёмка, бодрый монтаж, тотальное превалирование стиля над смыслом. В качестве саундтрека — яростное техно, идеально дополняющее динамичные боевые сцены.
Китамура признавался, что первые фильмы Сэма Рэйми оказали на него колоссальное влияние в детстве. Он сам хотел делать подобные handmade-картины и эту любовь к любительскому, кустарному творчеству он принёс с собой, когда начал в Японии снимать свою первую полнометражную работу.
В итоге, уже его «Противостояние» вышло идеальным партизанским handmade-фильмом, собранным людьми, верящими, что экшен-кино может быть весёлым, свободным от скованности современного кинопроизводства и скучного продюсерского виденья.
Сюжет о Лесе Возрождения, являющимся последней преградой перед порталом в ад, реинкарнациях и сверхсилах тут, конечно, сделан для галочки, но он умудряется интриговать до самого финала, а самое главное — оправдывает весь творящийся на экране беспредел.
Кроме номерного знака KSC2-303 главного героя, у всех остальных персонажей фильма нет нормальных имён. Просто стандартные описания — вроде The Girl и The Man. Подобное решение превращает и так абстрактный боевик в парад архетипов, придавая картине вневременной статус сказочной притчи.
Во время просмотра не перестаёт поражать жанровое разнообразие ленты — тут есть элементы и чёрной комедии, и тямбары, и якудза эйги, и зомби-хоррора, и фэнтези, и фантастики. Единственное, что не получилось добавить в картину – автомобильный экшен из-за ограничений в бюджете.
Китамура, отдавая должное японским самурайским фильмам, построил целые сцены на применении холодного оружия и даже позвал специалиста, помогавшего с постановкой боевых эпизодов. Здешние схватки на мечах не уступают в зрелищности и красоте многим студийным лентам о самураях, а кое в чём даже превосходят их.
Но как-будто этого для режиссёра было мало — вот стрельба по-македонски, вот мексиканское противостояние, вот ган-фу (напоминающее «Эквилибриум»), вот пальба из огромной снайперской винтовки. Недаром на постере картины изображен силуэт героя, держащего сразу меч и пистолет, тем самым намекая зрителям, что в фильме будет активно использоваться и то, и другое.
Удивлять зрителей Китамура хотел не только экшеном, но и самим изображением. Голландские углы, пролёты на стедикаме, замедление и ускорение съёмки, bullet-time, цветофильтры, кадры от первого лица – чего тут только нет. Словно дети с видеокамерой, Китамура вместе с командой ни в чём себя не ограничивали и выжимали максимум из своих творческих и физических возможностей.
Вообще, «Противостояние» так и тянет громко окрестить эталонным экшен-кино, в котором практически нет ничего лишнего. Набитое доверху изощренными техническими приёмами, оно удивляет на протяжении всего просмотра, постоянно подкидывая зрителю очередную яркую сценку, очередной трюк, очередную изобретательную смерть.
Поместив место действия в загадочный лес, Китамура не только сэкономил бюджет, но и позволил себе полностью сконцентрироваться на боевых эпизодах, которые тут становятся безумнее с каждой последующей секундой.
10-минутная финальная схватка – пафос помноженный на эпичность, самурайские мечи, кунг-фу, выстрелы в упор и разлетающиеся в воздухе осенние листья. Идеальное кульминационное сражение — разнообразное, избыточное, как и весь фильм.
Отдельного упоминания достойна концовка, переворачивающая всё с ног на голову и заставляющая в недоумении пойти пересматривать снова отдельные сцены, чтобы убедиться, что ты всё правильно понял. Для трэш-боевика подобные сюжетные особенности не просто редкость – исключение из правил.
Итоговое название – Versus, появилось благодаря другу Китамуры, ведь изначально фильм позиционировался, как продолжение «Прямо в ад» и имел заголовок The Return: Down 2 Hell. Когда стало понятно, что картина превращается в самостоятельное произведение, близкий знакомый постановщика сказал:
Так название стало метафорой творческих и духовных страданий, которые проходит режиссёр, борясь с равнодушием мира в попытке заявить о себе.
Уже на следующий год, в 2001-м, Такаси Миике выпустит «Ичи-киллера» — ещё один культовый японский боевик, воспевающий на экране насилие и жестокость. Миике, в отличие от Китамуры, снимает свой фильм в городе – «Ичи-киллер» превращается в урбанистический криминальный кошмар, когда «Противостояние» — это абстрактная бойня добра и зла на фоне мистической природы.
В ноябре 2003-го Китамура вместе с командой вернулся в горы, туда, где четыре года назад они начали делать «Противостояние». И всё ради новых сцен — отснятых за пять дней 10 минут, которые они решили добавить в обновлённую версию фильма Versus Ultimate.
Примерно в это же время Toho Studios позвали Китамуру сесть в режиссёрское кресло блокбастера «Годзилла: Финальные войны» (2004) — огромная удача для молодого японского постановщика, только-только ворвавшегося мир большого кино. Примечательно, что Китамура и здесь отдал предпочтение практическим эффектам, отказавшись от упора на CGI и, тем самым, противопоставив свою версию компьютерному голливудскому монстру Роланда Эммериха.
Уже потом Китамура уедет в Голливуд, где в 2008-м снимет «Полуночный экспресс», а после пойдёт одну за другой делать жестокие «бэшки», в целом, достойные, но уже, очевидно, лишённые его отважного синефильского безумия молодости.
Так Сакагути станет успешным актёром в фильмах о боевых искусствах, заглянет к Китамуре в «Финальные войны», снимется в культовых трэшовых боевиках («Токийская полиция крови») и вплоть до сегодняшнего дня будет востребованной экшен-звездой. Сыгравший антагониста Хидэо Сакаки, для которого роль в «Противостоянии» оказалась всего лишь второй в жизни, тоже построит неплохую карьеру в японском кино.
В 2013-м году Китамура обещал снять сиквел к Versus и даже написал к нему сценарий, а Так Сакагути планировал снова вернуться к своей роли. Но вот прошло десять лет, а о продолжении ни слуху и духу. Возможно, оно и к лучшему, всё-таки есть сомнения, что сегодняшний Китамура способен повторить подвиг двадцатилетней давности.
А Versus до сих пор остаётся отличным примером низкобюджетного, но крайне креативного боевика, который даст фору большинству современных стерильных экшен-картин.
Вставая в один ряд с «Музыкантом» Родригеса и «Инопланетным рагу» Джексона, «Противостояние» — ещё один наглядный пример победы воображения и безумной любительской отваги на грани нервного срыва над ленивым коммерческо-студийным кино, не способным даже в самых простых вещах увидеть возможность для создания подлинного кинематографического зрелища.
Этот фильм — как большое признание в любви ко всем боевикам в мире, к дешёвым трэшовым картинам и тем старым ужастикам, просмотренным в детстве ночью по телевизору, к которым отчего-то испытываешь очень тёплые, почти родные чувства.
У Китамуры получилось создать собственную ультимативную библию экшен-кино — и если честно, мало какой фильм оказался способен побить это хулиганство за последующие двадцать лет.
Он рискнул — рискнул и выиграл. А всё потому, что, когда появилась идея снять самый зрелищный боевик на свете, то несмотря на бесконечные отказы продюсеров, отсутствие денег и тяжёлые условия, никому не известный Рюхэй Китамура тогда просто взял камеру в руки и, ничего на свете не боясь, скомандовал: «Мотор!»