Всю жизнь я не был собаковладельцем. Дома были кошки, собаки в деревне. Собаки в детстве меня пугали и кусали, с тех пор было как-то страшно. Многое изменилось зимой, когда мы взяли из приюта «комнатную собаку средних размеров», которая оказалась каким-то далеким образом связана с бельгийскими овчарками. К тому же, игра Ченнинга Татума всегда была убедительна (очень понравился в свое время фильм «Она мужчина»), поэтому увидев в расписании фильм «Лулу и Бриггс» сомневаться в выборе кино не пришлось. Но самое странное, что посмотрев фильм один раз, мне тут же захотелось посмотреть его ещё раз. Что-то подобное было у меня с фильмом «Довод», который в итоге посетил 5 раз в кинотеатре и очень много раз посмотрел трейлеры, это навело написать статью о структурах управления. Повторный же недавний просмотр фильма «Dog» (мне нравится именно это оригинальное название фильма) заставил смотреть его на постоянно нажатой паузе, потому что записывал возникающие мысли. Которыми и захотелось поделиться с вами.
Фильм «Dog» — невероятно метафоричный, что совершенно не билось с тем, что я ожидал от него…
Дальше будут спойлеры и, если вы хотите посмотреть фильм, то сначала посмотрите, а потом возвращайтесь к чтению статьи.
… с самого начала фильм кажется историей о завоевании доверия с животным, но он оказывается историей нахождения доверия с самим собой. Весь фильм — это как путь становления личности, пораженной синдромом посттравматического стрессового расстройства. Собака по имени Лулу — это списанная в утиль бывшая военная собака, которую собираются усыпить, ведь она стала ненужной. Так же относится к своей жизни и главный герой — Бриггс, рассуждая о том, как он хотел бы на полной скорости съехать в Гранд Каньон. Так и поступает его напарник Родригез, бывший владелец Лулу — врезается в дерево на полном ходу. На его похороны и отправляют Бриггса, чтобы тот доставил собаку туда, а потом на усыпление на военную базу.
Бриггс — отставник с просроченным пропуском, а раз у тебя просроченный документ, то ты перестаешь существовать для охраны базы. Ты не человек, ты документ с датой и печатью, все остальное не имеет значения. Этим правилам следует не только военная полиция, но и коллеги, командиры, которые требуют не того, чтобы с головой было в порядке; бывший командир Лулу не дает рекомендации потому, что в бумагах у Бриггса есть данные о перенесенной травме. Бумага, она все стерпит и не терпит нарушений того, что написано пером
А все, что умеет Бриггс — это рубить топором. Одни из первых кадров фильма это то, как Бриггс рубит дрова, классическая мужская сцена для фильма об американской глубинке, где главный герой обязан быть в клетчатой фланелевой рубашке. В целом фильм на первый взгляд кажется нагромождением штампов, но при каждом следующем пересматривании считываются всё новые и новые детали глубины смысла
Освобождение главного героя символически начинается в моменте, когда прохожий разбивает стекло его машины, чтобы выпустить собаку на волю. При этом Лулу бросается на освободившего его человека. «Куда, куда вы выпускаете наших ветеранов» как бы говорит нам главный герой
Следующий этап освобождения — это когда Бриггс берет в руку топор, чтобы освободиться из плена семьи, выращивающей растения на плантации. При этом Бриггс следует вбитым в него установкам, свободу он пытается найти таким же способом, что решал проблемы раньше, он идет с топором. Но действуя по установленным кем-то для него ранее правилам освободиться невозможно, собаку из машины освобождают, разбив стекло машины, нарушая всяческие правила
Само название фильма оно очень символично, вот в начале 2000-х должна была выйти игра War Monkeys, про сражения в космосе, однако издатели поменяли название на Dogs of War, потому что военные должны быть не бандерлоги в раже экстаза, а дрессированные и выполняющие команду псы
Весь фильм окружающий главного героя мир показывает новое, жена владельца плантации кормит боевую псину с руки, и на недоуменный вопрос главного героя говорит «как это она у вас с руки ест?» отвечает просто «я её ни к чему не принуждала». Это очень пересекается с подкастами Эндрю Хубермана, где он рассказывает о том, что цепочка прохождения дофамина у нас в мозгу заканчивается в лобных долях и зависит от отношения к процессу. От физических упражнений растет дофамин, но если тебя заставляют это делать, то прохождение дофамина блокируется. Вот так небольшой сценой Ченнинг Татум подает очень глубокую мысль
Дальше главный герой проходит психоделический трип, который выступает как шаманский обряд, инициация, смена одежды, обретение образа себя, что очень важно, ведь главный герой «уже пахнет хуже, чем хряк», таков груз поломанного и тёмного, что несёт в себе вернувшийся с войны сержант Бриггс
Все что должен сделать Бриггс это найти мир внутри себя, в то время как он отрицает всё, что не вписывается в его шаблон «я не люблю эту собаку», для него жизнь своя и собаки теряет смысл, ведь «собака сделала все, ради чего родилась», а значит дальше незачем жить. При этом Бриггс говорит, что «я никогда не видела собаки сильнее», сильный духом воин, но при этом абсолютно глухой к тому, что происходит внутри него. Как он говорит про Лулу «она никогда не спала в мягкой постели», так и сам главный герой никогда не давал себе, своему телу жизни и не слышал своих сигналов. Собака здесь является отражением внутреннего живого, того, что является чем-то большим чем функция, чем целенаправленная система.
Тело сержанта исполосовано шрамами как травмами, Бриггс говорит Лулу, что «никто не пустит таких дикарей как мы в буржуйский отель». Эти шрамы как стигмы, при этом стигмы, которые на войне дают отдых в госпитале, а в мирной жизни — являются препятствием для отдыха. Однако Бриггс придумывает надеть очки и изобразить слепого, ведь «слепому ветерану не откажут», здесь инверсия, слепое общество не откажет, если оно видит твои внешние травмы, но общество не видит твоих внутренних, душевных травм. В номере отеля главный герой пытается отмыться от грязи, стать чистым, обновиться. Бриггс хотел бы понежиться в ванной с девушкой, но сидит в ванной с Лулу, сначала нужно принять себя, своё тело в текущем состоянии. Необходимо встретить своё внутреннее живое и очиститься вместе с ним, найти примирение. Но здесь ещё Бриггс сгоняет с кровати собаку, ведь так нельзя, так не положено, правила запрещают ему встретить своё живое
Дальнейшая сцена в полицейском участке показывает фильм как ответ нового поколения на старые вызов, если в фильме Рэмбо после того, как ветерана Вьетнама задевают в участке, начинается кровь, кишки и продолжается смерть, то новое поколение, которое уже умеет сказать своему ребенку, что любит его (с), умеет по другом проживать ПТСР и Бриггса мирно расходится с полицейским.
Вообще сам фильм, это как путешествие героя, причем путешествие, где он должен убить своё живое внутри, что требуется drill sergeantgs в армии. Как это было в одном из фильмов: «Как это у тебя получилось солдат? Я перестал думать и все получилось, сэр!»
В течение фильма происходит налаживание контакта Бриггса с живым внутри себя, сначала он зовет её псина, и лишь к концу фильма Лулу; сначала собака не берет еду у него из рук
Переломным моментом является сюжет ровно в середине фильма, на фразе «о, Всевышний, я прозрел», когда внутреннее живое столкнулось с представителем религии. После этого рациональное оказывается в клетке, на него давят внешние правила в лице военной полиции, которые пытаются вернуть прозревшего обратно в слепоту. Военная полиция не любит то рациональное, которое всё время ищет способы объегорить правила, как в русском языке звучит классическая фраза «че, самый умный что ли?». Бриггс говорит о военной полиции так «в караульной будке у стены стережёте нас».
Дальше чернокожая полицейская объясняет, как понимать своё живое, а перед этим доктор Аль Фарид советует обратиться к специалисту. Рациональное внутри героя выходит за рамки, начинает мыслить шире, кроме того как ещё и осознает и, начинает путь к родне, то есть к истокам и отношениям.
На этом этапе внутренне живое впервые даёт лапу, произошло восстановление внутренних отношений, которое приведёт к восстановлению отношений внешних. Как говорит закон Богданова, связность управляющей структуры должна быть выше связности решаемой проблемы, Серафим Саровский говорил «обрети мир внутри себя и тысячи спасутся вокруг», потому что своя цельность, связность внутренняя должна быть мощнее связности внешних обстоятельств. Если даже вокруг вьюга и буря, внутри необходим мир
Дальше в фильме показан кадр берега, подчёркивается берег, как граница суши и моря, символизирующий контакт между рациональным и живым, как трансцендентная функция, постоянно сшивающая сознательное и бессознательное с миллиардами лет существования живого. Машина, которая едет вдоль побережья символизирует ту самую трансцендентную функцию связывающая между собой слои личности.
В один момент Бриггс начинает разговаривать с собкой и вдруг себя прерывает «а с кем я советуюсь?». То есть спросить себя самого, услышать внутренние эмоции — в этом проблема. Это считаю обретением современного поколения, которое больше слышит себя внутри, это означает большую способность изменить мир вокруг. Восстановленное внутреннее бытие молодёжи есть предпосылка к изменению мира вокруг.
Вот идёт охранник по вагону электрички и держится своих символов и одновременно инструмента власти — дубинки и наручников, как будто это и есть его природа. Это суть обезжизненные функции, лишенные содержания. Но глядя на разгильдяйских охранников на вокзалах, магазинах и прочее, ты понимаешь, для чего так в такой тугой узде держат военных, потому что у них много-много власти. Чем больше у тебя власти, тем больше внутри должно быть дисциплины. А людей с оружием есть власть убивать.
Но вот выпускает из рук оружие солдат, идущий с войны. А правила в голове остаются те же. По сути нужно сказать прощай оружие по Хэмингуэю. Это, может быть, важнее для человека, чем даже опустить пистолет; главное положить оружие в своей голове. Бойцов, которые ехали из Чечни, поезда с отслужившими усердно обыскивали, чтобы они не увезли с собой оружие. Но озаботился ли кто так же усердно тем, чтобы они не увезли с собой в голове своё оружие?
Бриггс пытается заехать к своей семье, к тем, кого он рационально считает близкими, а ему нужна была Лулу, то живое, которое всегда было рядом с ним
Дальше Бриггс встречает знакомого, который говорит, что для того, чтобы опустить оружие, отпустить себя, ему понадобилось работать каждый день в течение 6 месяцев. Результат был получен, когда пёс Нюк перестал сопротивляться, когда ты принимаешь сознательно сам себя, душа становится на место.
Дальше Бриггс со своим знакомым опускаются в чистилище, жилище бездомных под мостом, в поисках украденной формы. На упреки Бриггса в отношении воров его напарник говорит «в таких местах нельзя сказать, кто ряженый, а кто нет», не нашедшие мир внутри себя идут в чистилище, владелец Нюка нашёл мир и поднялся, укравший форму — упал на дно. Райли из чистилища ушел в ад самоубийцей. Райли хотел въехать на полной скорости в большой каньон так же, как и Бриггс.
Наступает темная ночь перед рассветом, Бриггс вместе с Лулу смотрят записи передачи, которые они смотрели во время войны, этой же ночью в дороге Бриггс произносит ключевую фразу фильма «знай они правду, чего нужно сделать чтобы стать героем, они бы напугались до смерти». Кто знает, какой ценой достается героизм? Сколько стоит герою восстановить мир в душе? Оказавшись в заброшенном ангаре, без связи, в темноте, как в Гефсиманском саду, по сути в монашеской аскезе Бриггса начинает путь обретения себя. Здесь в первый раз Лулу берет еду из его рук, Бриггс разделяет с ней хлеба в виде вкусняшек, оказавшихся рядом.
Дальше идут похороны напарника Бриггса, до которых морпех несет собаку на своих плечах сквозь жару. Дальше они приезжают на военную базу, чтобы сдать собаку. Повторяется история с просроченным пропуском, который должен сдать Бриггс. Оставив собаку и уезжая оттуда он видит в зеркало заднего вида, как до последнего момента Лулу сопротивляется тому, кто ведёт её на смерть. Именно в этом особенность живого — делать своё дело, несмотря на неизбежность смерти, конечность каждого из существ.
На военной базе Бриггс оставляет пропуск, тем самым оставляя свою категорийность внешних правил, и забирает живое с собой, примиряясь сам с собой.
Таков фильм о преодолении посттравматического стрессового расстройства, роднящее произведение с фильмом Исходный код, где раскрывается история о запертом внутри машины человеке, в традиции человека в футляре А.П. Чехова. В фильме Исходный код есть антагонист, который заложил бомбу, тоже военный, но бывший, который ушел с войны не оставив войну внутри. Осознав свой проигрыш антагонист кричит как резаный, кричит как живое, столкнувшееся со смертью, как персонаж картины Мунка «Крик»
Эрос и Танатос близки знающим избеганием, как писал Гегель, можно «оттолкнуться» от тезиса, только возразив, зная исходный тезис; в случае со смертью, живое должно знать, чего оно избегает, но не должно думать об этом постоянно. Избегающее неизбежность состояние ума — та проблема, которая должна быть решена при развитии сознания, в ином случае сознание просто ломается этим конфликтом. Но как следствие Бриггс, не способный бояться смерти, больше её неким образом не опасающийся, стремящийся ко смерти, одновременно не способен любить, это какой-то одновременно нарушаемый баланс душевного состояния.
Как написано в другой рецензии на фильм «по прошествии времени Бриггс понимает, что сам точно так же заперт, и на настоящую свободу ему позволит выйти только дерущая сиденья собака с чувствительными из-за службы ушами», в этом же обзоре на столь неожиданно зацепивший меня фильм, мне хотелось показать читателю то, каким именно образом Бриггс обретает свободу, каким есть его путь.
P.S. Если кому-то интересны такие размышления, то ещё экзерсисы тут