Мнение легендарного фантаста о будущей адаптации своего романа «Снятся ли андроидам электроовцы?»
Ровно 40 лет назад на экраны североамериканских кинотеатров вышел «Бегущий по лезвию». Картина разделила незавидную прокатную судьбу с другим шедевром жанра, «Нечто» Джона Карпентера, но история расставила всё по местам — оба фильма стали культовыми со временем и повлияли не только на простых зрителей, но и профессиональных кинематографистов. Феномен BR плотно осел в сознании творцов и глубоко пустил свои корни — если влияние прослеживается в аниме, фильмах, комиксах, видеоиграх, музыке и других сферах поп-культуры, до которых он сумел дотянуться.
Филип Дик участвовал в переговорах ещё на раннем этапе производства фильма, где в том числе обсуждались черновые версии сценария Хэмптона Фанчера. Он не был впечатлён работой, что особенно заметно в серии коротких телефонных интервью, которые записывались с начала 1980 по 1982, завершившись всего за три недели до безвременной кончины писателя. И здесь видно, как первоначальные опасения автора по поводу адаптации его книги в конце сменяются восхищением от увиденного отрывка фильма.
Но письмо в производственную компанию The Ladd Company было написано сразу после просмотра даже не полной версии или чернового варианта фильма, а лишь короткого сюжета на ТВ со съёмок «Бегущего».
11 октября 1981
Джеффу Уокеру
The Ladd Company,
4000 Warner Boulevard,
Burbank, Calif. 91522.
Дорогой Джефф,
Сегодня вечером мне на Channel 7 случилось увидеть телепередачу «Да здравствует Голливуд!» с cюжетом про «Бегущего по лезвию» (ну, если быть честным, я не собирался это смотреть, но кое-кто предупредил меня, что фильм станет частью шоу). Джефф, посмотрев и особенно послушав, как Харрисон Форд рассуждает о фильме — я пришёл к выводу, что это в самом деле не научная фантастика, не фэнтези; это именно то, что сказал Харрисон: футуризм. Влияние «Бегущего» будет просто ошеломляющим, как для публики, так и для творческих людей — и, я полагаю, для научной фантастики как области.
И поскольку я пишу и продаю научно-фантастическую литературу в течение тридцати лет, этот вопрос имеет для меня особое значение. Со всей откровенность должен сказать, что наша сфера деятельности в последние годы постепенно и неуклонно ухудшается. Ничто из того, что мы сделали, индивидуально или коллективно, не соответствует «Бегущему по лезвию». Это не эскапизм, это суперреализм, настолько смелый и детальный, подлинный и чертовски убедительный, что, ну, после этого отрывка я заметил — моя нормальная современная «реальность» бледна по сравнению с той. Я просто хочу сказать, что все вы коллективно создали уникальную форму графического, художественного выражения, никогда прежде не встречавшегося. И, я думаю, «Бегущий» перевернёт наши представления о научной фантастике и чем она может являться.
Позволь мне подвести такой итог. НФ медленно и неотвратимо превращается в монотонную смерть: она вторичная, устаревшая, она стала вырождаться. И тут внезапно появляетесь такие люди, как вы. Пожалуй, талантливейшие из ныне живущих, — и рождается новая жизнь, новое начало. А что касается моей собственной роли в проекте «Бегущий по лезвию», могу сказать лишь то, что даже не осознавал, как моя работа или набор идей могли разрастись до таких ошеломляющих масштабов. Моя жизнь и творчество оправданы и завершены «Бегущим». Спасибо вам… это будет огромный коммерческий успех. Его ничто не превзойдёт.
От всего сердца, Филип К. Дик. [оригинал письма]
Вопреки предсказанию писателя, фильм провалился в прокате и был не понят широкой аудиторией. Сам Дик умер 2 марта 1982 года — за почти 4 месяца до мировой премьеры «Бегущего».
С 2015 года я собирал все интересные материалы по фильму, которые только удавалось находить в Сети. Вот лишь некоторые из них, остальное вы можете посмотреть в ВК-паблике:
- Наиболее полная коллекция из официальных кадров и промо
- Кадры со съёмок, включая фото их личного архива документалиста Чарльза де Лозирики (его фильм про создание BR и дополнительные фичуретки также залиты в видеоальбомы)
- Миниатюры, созданные командой Дугласа Трамбалла («2001 год: Космическая одиссея») — легендарного мастера визуальных эффектов и новатора в этой области
- Альбом с оригинальными раскадровками, включая сцены, не попавшие в финальную версию
- Концепты футуриста Сида Мида, внесший большой вклад в визуальную составляющую фильма
- Старый отсканированный скетчбук с различными иллюстрациями и комментариями
- Cпециальный выпуск закрытого ныне журнала Cinefex, посвященный спецэффектам «Бегущего».