Фантастическая ДЕФА

В 1945 году после окончания Великой Отечественной войны и раздела Германии на территории, отошедшей к Советскому Союзу, на базе киностудии Бабельсберг было создана компания Deutsche Film, которая спустя всего 7 лет была преобразована в несколько государственных студий, объединенных под известным многим сегодня именем DEFA или Deutsche Film-Aktiengesellschaft (Deutsche Film AG).

Фантастическая ДЕФА

В первую очередь, кинокомпания DEFA прославилась съемками многочисленных вестернов с главным индейцем всей Восточной Европы, югославским актером и каскадером Гойко Митичем. Конечно же, большой блок фильмов занимали военные картины и кинохроника. Однако не были забыты и другие жанры, среди которых сказки и мультфильмы, а также фантастика. Именно о последнем и фильмах этого направления, в частности о космической фантастике производства DEFA, я сегодня расскажу.

Безмолвная звезда / Der Schweigende Stern

На земле найден контейнер внеземного происхождения, в котором зашифровано некое послание, которое было частично утрачено при попадании на Землю. В результате расшифровки удалось выяснить, что контейнер попал на нашу планету с Венеры. Международный космический совет во главе с СССР решает направить туда самый современный космический корабль «Космократор» для вхождения в контакт с внеземной цивилизацией, отправившей послание.

Первый фантастический фильм, снятый на студии DEFA. 1960 год, со времени ядерной атаки на Хиросиму прошло уже 15 лет, но это слишком мало, чтобы трагедия забылась и ушла из памяти сотен и тысяч людей. Пропитанный страхом перед атомной энергетикой и возможностью ее бесконтрольного использования, фильм, в создании которого помимо немецких кинематографистов приняли участие их коллеги из соседней Польши, практически в каждом кадре «кричит» о том, что нужно беречь то, что у нас есть и развиваться далее исключительно осознанно.

Принимая и разделяя указанный выше посыл, картина включает в себя еще один ингредиент и не самого хорошего качества. Лента о полете на Венеру, к сожалению, сильно страдает от бездушных пафосных диалогов, ведут которые не обычные, хоть и очень умные люди, а устремленные в будущее, постоянно восхищенные картонные главные герои, которые вместо обычных слов и фраз используют речи дикторов советского телевидения или тексты газетных передовиц того времени. Сегодня это смотрится совершенно нелепо, равно как выглядело перебором в то время, пусть и в меньшей степени.

Обладая неплохой идеей и динамичным развитием сюжета, экранизация романа Станислава Лема «Астронавты» донельзя напичкана пропагандой, что, к сожалению, на корню убивает всю красоту и глубину ленты. А ведь съемки Венеры и та часть фильма, которая происходит после приземления на планету, выглядит интересно и сегодня, несмотря на то, что фильм вышел на экраны без малого 60 лет назад. Если бы это развить в правильном направлении…

Трейлер к картине «Бемолвная звезда» (1960), без перевода

Сигналы – Приключения в космосе / Signale — Ein Weltraumabenteuer / Sygnały MMXX

Далекое будущее. Космический корабль «Икариос» (не путать с венгерским «Икарусом») оказался уничтожен недалеко от Юпитера. Хотя все говорит о том, что команда корабля погибла и его остатки не найти, командир Вейкко все же добивается разрешения космического совета на спасательную экспедицию в район гибели «Икариоса». В полет среди прочих отправляется и космонавт Павел в исполнении актера Евгения Жарикова, жена которого Кристина, погибла в том злосчастном полете.

На дворе 1968 год, американская киностудия MGM выпускает на экраны очередную картину режиссера Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», которой в будущем суждено стать одним из этапных фильмов кинематографа США и всего мира. Несмотря на смешанные отзывы критиков и средние кассовые сборы, лента постепенно обретает славу культового кино, все больше и больше увеличивая армию своих поклонников.

Социалистический блок и страны Варшавского договора несомненно нуждаются в аналогичном собственном кинотворении, которое снискало бы ни меньшую славу. Команда кинематографистов во главе с немецким режиссером Готфридом Кольдицем при помощи своих польских коллег решает сделать фильм, который станет достойным ответом ленте Кубрика.

Сказано – сделано. В 1970 году на экраны ГДР, а потом и других стран Восточной Европы и Советского Союза выходит лента под названием «Сигналы – Приключения в космосе». Польский вариант названия Sygnały MMXX дает при этом весьма очевидную отсылку к тому, на что ровнялись немецкие и польские кинодеятели.

Высокое качество декораций, тщательная проработка мелочей и большое количество съемок внутри корабля создают необходимый уровень убедительности и реалистичности происходящего. С учетом эпохи съемки следует признать достойными.

Главный и, пожалуй, единственный серьезный промах или недостаток картины – это чрезмерная неэмоциональность героев. Даже находясь на волосок от гибели или в момент важного открытия, они нарочито спокойны и неестественно невозмутимы, словно не происходит ровным счетом ничего существенного. Прямо-таки роботы, а не люди.

Сегодняшнему зрителю фильм может показаться слишком медленным и заунывным (кстати, именно такую реакцию выдали зрители, которые покидали кинозалы во время просмотра ленты Кубрика, равно как и часть критиков, которая не смогла досмотреть фильм Стэнли до конца), однако в отличие от шедевра MGM, про который ныне знает любой мало-мальски увлеченный кино человек, лента Кольдица остается широкой известной в узком кругу любителей фантастики соцстран.

Впоследствии Готфрид Кольдиц все же сумеет снискать славу и известность, но руководя съемками вестернов с участием Гойко Митича (они станут фирменным знаком киностудии DEFA), который, кстати, снялся и в этой картине. А где Митич, там и кони. И действительно в ленте есть несколько шикарных видовых сцен, где команда корабля отдыхает на балтийском побережье, дурачась и катаясь на лошадях.

Трейлер к фильму «Сигналы — Приключения в космосе» (1970), без перевода

Эоломея / Eolomea

На космической базе Марго происходит что-то непонятное. Корабли, отправляющиеся с этой базы, через некоторое время перестают выходить на связь и пропадают. Количество пропавших кораблей достигло семи и, видимо, будет продолжать расти. Космический совет вводит мораторий на полеты, решая серьезно разобраться в сложившейся ситуации.

Еще один фантастический фильм производства ДЕФА, который появился на свет всего спустя пару лет после «Сигналов…» в 1972 году при содействии кинематографистов Болгарии и Советского Союза. Теплая и добрая, как часто говорят сегодня, ламповая фантастика о человеческом долге, поиске истины и самопожертвовании.

Имеющий в активе неплохую сюжетную завязку и роскошную блондинку по имени Кокс Хаббеба (голландская актриса, часто снимавшаяся в фильмах, выпущенных в странах Восточной Европы) в роли профессора Шолл, фильм сегодня кажется медленным, нелогичным и местами смешным. Да и эффективная девушка в роли профессора выглядит порой точно также «убедительно» как и Дениз Ричардс в роли ученого-атомщика в одном из приключений Джеймса Бонда.

Тем не менее, если принять во внимание год создания фильма, большинство претензий можно смело снять, оставив среди актуальных лишь рваное повествование и заурядную операторскую работу. А в копилку плюсов стоит отнести роскошные натурные съемки (почти что Галапагосы, на которые так мечтал попасть один из героев фильма) и веселого, но неуклюжего робота RA-0-560.

Напоследок необычный факт: несмотря на то, что фильм был снят в цвете, в прокат на территории СССР он был выпущен в черно-белом варианте. Причина мне неизвестна, а трейлер черно-белой версии можно увидеть на великом и могучем YouTube.

Начальные сцены фильма «Эоломея» (1972), без перевода

В пыли звезд / Im Staub der Sterne

Получив сигнал бедствия с планеты ТЕМ-4, обитатели планеты Цинро отправляют на помощь свой космический корабль с экипажем. По прибытии выясняется, что сигнал бедствия был подан по ошибке. Не поверив сказанному, члены экипажа решают выяснить, что же происходит на самом деле. Оказывается, что планету ТЕМ-4 оккупировали агрессоры с другой планеты, которые поработили местных жителей и принуждают их работать на рудниках в нечеловеческих условиях.

Еще одна фантастическая лента производства киностудии DEFA появилась на свет в 1976 году, спустя 16 лет после дебютной в данном жанре «Безмолвной звезды» и всего 4 года после «Эоломеи». Созданная по заказу государственных структур, картина стала очередной красиво сделанной политической агиткой о том, как плох империализм и почему он должен быть уничтожен не только на земле, но и во всей Солнечной системе. Да что там системе, во всем космосе!

В попытках разнообразить и оттенить пропаганду и, наверняка, с целью повышения зрительского внимания к картине, авторы в нее щедро добавили обнаженку и небольшие, но запоминающиеся и экстравагантные музыкальные номера (привет, Болливуд).

Тем не менее, идеологическая составляющая все же сильно окутывает экран, ввиду чего смотреть становится не так интересно. Ну и финал в ленте, конечно, трагический и героический, как того и требует пропаганда. Кого-нибудь обязательно нужно принести в жертву, чтобы победа была ценнее и весомее. Неплохая фантастическая история о том, как добро побеждает зло, которая сегодня мало кому известна за исключением фанатов жанра и тех, кто сумел ее увидеть в прокате.

Трейлер ленты «В пыли звезд» (1976), без перевода

Помимо студии DEFA и кинематографистов ГДР фантастику снимали и другие страны соцлагеря. Кто-то более часто и успешно, кто-то менее, однако, это уже совсем другая история.

 

Источник

Читайте также