Отличный легасиквел культового метахоррора.
«Крик» всегда выделялся на фоне других слешеров. В каждой номерной части менялся лишь убийца, основные же герои раз за разом доживали до финала и разоблачали очередного психопата. А в центре внимания всегда была не столько сама история, сколько метакомментарий и сатира на закостенелый жанр.
Создатель франшизы Уэс Крэйвен уже проворачивал похожий приём в «Кошмаре на улице Вязов 7», но именно в «Крике» он смог продать его аудитории: получился бодрый подростковый хоррор с закосом под детектив, необычными сюжетными ходами и своеобразным юмором. Успех ленты открыл дорогу сиквелам, и Крэйвен работал над каждой новой частью.
Не считая телесериала, эту традицию нарушил лишь новый, пятый фильм франшизы. Посвящённый покойному Уэсу Крэйвену, он вобрал всё, за что фанаты полюбили «Крик». Не хватает лишь чувства новизны.
Сложно ставить это в укор: сиквелы «Крика» всегда строились по единой формуле и всё дальше уходили в метаюмор. Это и помогало поддерживать интерес зрителя. Дошло до того, что в третьей части герои выживали на пару с актёрами, которые играли их в серии фильмов ужасов «Удар ножом», основанной на событиях «Крика». А четвёртая часть и вовсе началась с гениальной сцены, где девушки перед смертью смотрели и обсуждали «Удар ножом 7», в котором девушки перед смертью смотрели и обсуждали «Удар ножом 6», в котором девушки перед смертью обсуждали хорроры.
Новый «Крик» высмеивает современные жанровые тренды: первая жертва убийцы считает слешеры тупыми и фанатеет от новомодных возвышенных хорроров. Она живёт в Вудсборо, но куда лучше разбирается в событиях «Бабадука» и «Реинкарнации», чем в реальных убийствах, которые произошли в её родном городе. Ведь в тех фильмах — сложные эмоции и метафоры, а не банальный удар ножом.
Шутки про эмоции и психологию ещё сыграют свою роль в сюжете, но стёб над постхоррорами — лишь один из козырей ленты. Ведь «Удар ножом 8» уже пытался «возвысить» франшизу и оказался худшим в серии. Поэтому новый убийца решил устроить настоящий перезапуск, «легасиквел», где новые герои соседствуют со старыми «звёздами», а франшиза очищается от возвышенной тягомотины и возвращается к корням. Прямо как «Хэллоуин» или новые «Звёздные войны», с которыми герои напрямую сравнивают происходящее вокруг.
Главной звездой перезапуска убийца выбрал девушку Сэм Карпентер, которая имеет прямое отношение к событиям 25-летней давности. В своё время она сбежала из дома, пустилась во все тяжкие и уже не планировала возвращаться в Вудсборо. Но когда маньяк в маске напал на её младшую сестру, девушка решилась столкнуться с призраками прошлого лицом к лицу. И обратилась за помощью к главному эксперту по борьбе с маньяками в масках — отставному шерифу Дьюи Райли.
Иронично, что пятый «Крик» наследует не только достоинства «легасиквелов», но и недостатки — особенно в первой половине. Порой создатели излишне драматизируют и тратят время на те самые «возвышенные эмоции» в ущерб зрелищности и темпу.
Псих в маске жесток как никогда, а многие сцены расправы смакуются во всех подробностях, но некоторым убийствам не хватает ни выдумки, ни банально экранного времени. Даже идея с захватом умного дома, которая так заманчиво смотрелась в трейлере, здесь используется всего один раз и без особой фантазии.
Драма не портит просмотр сама по себе: из всех сиквелов «Крика» здесь однозначно самый целостный и проработанный сценарий. Юмора меньше, чем в прошлых частях, но зато он всегда бьёт в цель, не портит напряжённые сцены и не кажется вымученным. Некоторые шутки здесь настолько хороши, что их хочется проспойлерить. И чем ближе финал, тем больше сюжетных штампов высмеивают герои.
Проблема в том, что главную роль получила Мелисса Баррера, которая за весь фильм не смогла изобразить эмоции даже в самых выразительных сценах. Ни одна реплика, ни одна сцена с её участием не кажется убедительной. Сложно сказать, было ли это сделано намеренно: другие персонажи оправданно сравнивают героиню Барреры с Рей Скайуокер. Да и сама она в ужасе от того, что оказалась типичной Мэри Сью в каком-то фанфике.
Но если покерфейс и сонный голос актрисы — часть метаюмора, то получилось слишком уж тонко. Потому что над игрой Барреры даже ни разу не пошутили, а ведь её можно назвать в лучшем случае отвратительной.
Ситуацию спасают постаревшие герои оригинала. Когда в дело вступают Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс и Дэвид Аркетт, фильм расцветает. Их персонажей не задвигают на второй план и не показывают «для галочки». Напротив, им уготованы самые остроумные шутки, яркие диалоги и зрелищные сцены.
В отличие от тех же «Хэллоуина» и «Звёздных войн», здесь старые герои выглядят аутентично: они не поглупели в угоду новичкам, а их характеры эволюционировали органично. Создатели пятого «Крика» отлично работают с ностальгией и оступаются лишь один раз — опять же, ради не совсем уместного драматизма. Но что поделать, законы легасиквелов нерушимы.
В итоге фильм даёт ровно то, чего ждёшь от подобной картины: бодрый комедийный метахоррор с продуманным детективным сюжетом, знакомыми героями и кучей ностальгического фансервиса. Тот же «Крик», что и 25 лет назад, только более зрелищный, кровавый и современный.