Удалённые сцены и другой вырезанный контент.
Прошло три месяца с момента выхода картины Ридли Скотта «Чужой: Завет». Фильм получил смешанные отзывы от критиков и расстроил многих фанатов франшизы. В сети даже не было резонанса и нескончаемых споров, как с тем же «Прометеем». Студия «Двадцатый век Фокс» разочарована небольшими кассовыми сборами, а выход продолжения остаётся под вопросом.
Редакция DTF уже высказалась о фильме в обзоре, эссе и коллективном материале. В августе «Чужой: Завет» вышел на Blu-Ray, поэтому самоё время рассказать о вырезанных сценах и контенте, от которого отказались в процессе съёмок
Удалённые сцены
Ридли Скотт удалил из картины больше 20 минут отснятого материала. Сначала об этом сообщили зрители, побывавшие на тестовых показах внутри студии, потом сам Скотт подтвердил информацию изданию Collider. Реакция зрителей на тестовых показах помогла определить, что стоит вырезать из картины. Первая монтажная версия «Чужого: Завет» длилась 2 часа и 23 минуты, театральная — 2 часа и 2 минуты.
Если вставить вырезанные сцены в театральную версию, то общая продолжительность картины увеличится всего на 8 минут (оставшиеся 13 минут первоначального монтажа режиссёр, видимо, решил убрать насовсем). Многие сцены, представленные на диске, нельзя назвать полностью вырезанными. Скорее это дополненные версии уже имеющихся эпизодов из фильма. Ридли Скотт в основном удалял пустые диалоги и моменты, тормозящие темп повествования.
Такой сценой стал расширенный пролог, где Питер Вейланд общается с только что активированным андроидом Дэвидом. В новом варианте больше рассуждений о боге и искусстве, но сцена не несёт практической пользы для картины.
Две сцены посвящены капитану «Завета» Ораму, который вступил на новую должность после похорон капитана Джейкоба, мужа Дэниелс. Зритель и так знает, что экипаж не доверяет руководителю, но в первой версии фильма это показано куда ярче.
В вырезанных сценах капитан совершает больше ошибок. Он всерьёз советует Дэниелс проплакаться после смерти мужа, вдруг ей полегчает. Нелепый момент, вызывающий у зрителя неприязнь к персонажу Билли Крудапа. Видимо из-за этого сцену и вырезали.
Дэниелс острее переживала смерть мужа в первой монтажной версии. По понятным причинам удалена сцена, в которой андроид Уолтер приносит Дэниелс марихуану, выращенную в оранжерее. Видимо, таким своеобразным образом он хочет её утешить.
Из фильма полностью вырезана сцена-воспоминание, где Дэниелс обсуждает с мужем постройку домика у озера на Оригае-6. Джейкоб говорит Дэниелс, что в домике обязательно должен быть дымоход. Та соглашается и с улыбкой смотрит на заснеженный Нью-Йорк будущего.
Красивая и трогательная сцена, которая могла быть в фильме, но была вырезана по причине того, что зрителю и так сообщают о домике у озера, просто чуть позже. Тем не менее, из-за этого персонаж Джеймса Франко почти полностью пропал из картины. В театральной версии «Завета» показана разве что его смерть. Нормально героя можно увидеть в рекламном прологе, опубликованном на официальном канале студии.
Есть сцена с мнением андроида Уолтера об андроиде Дэвиде. Уолтера не пугает прототип, но вызывает определённое беспокойство. Дэвид точно что-то скрывает, к тому же андроид не проходил техобслуживание больше 10 лет. Зрителю и так очевидно, что с Дэвидом что-то не так, поэтому эпизод убрали.
Почти все вырезанные сцены не несут никакой смысловой нагрузки для фильма. Есть они или нет — фильм ничего не потерял и не приобрел от этого. Однако есть совсем небольшая сцена, которая полностью уничтожает одну фанатскую теорию, и в чём-то даже смысл всей картины. В ней выжившие члены «Завета» следуют за андроидом Дэвидом в его убежище. Они пересекают главную площадь города Инженеров, смотрят на останки бывших жителей и видят огромную дыру в центре площади.
Дыра оказывается ангаром с двумя космическими корабля-«бубликами» в идеальном состоянии. Почему это сцена так важна? Во-первых, она разрушает мнение, будто действие происходит не в родном мире Инженеров, а на ещё одной планете, колонизированной могущественной инопланетной расой. Ранее выдвигалось несколько теорий, будто Дэвид уничтожил не Инженеров. Возможно, это были их деградировавшие потомки или совершенно новая раса. Благодаря этой сцене становится понятно, что это — родная планета Инженеров.
Во-вторых, сцена разрушает всю мотивацию Дэвида. Андроид ненавидит людей, он хочет уничтожить всю человеческую расу, но при этом сидит на планете 10 лет. В «Прометее» зритель видит, что андроид умеет управлять кораблями Инженеров. В его руках тонны черной жижи и готовые яйца ксеноморфов, а он фактически бездействует. Здесь нет логики. В театральной версии хотя бы было понятно, что на планете отсутствуют другие корабли, поэтому Дэвид не смог улететь. Видимо Ридли Скотт понял ошибку, вовремя спохватился и вырезал сцену из прокатной версии.
В театральной версии зритель видит, что над ангаром летает функционирующий космопорт. Если космопорт находится в хорошем состоянии, плюс за кораблями следят, то скорее всего Инженеры не деградировали. Хотя всё же непонятно, почему столь могущественная раса пишет на пергаменте и живёт в аскетичных домах, напоминающих землянки. Это как если бы неандертальцы вооружились автоматами и изобрели компьютер.
У Инженеров есть впечатляющие корабли и чёрная жижа, способная создавать и одновременно уничтожать всё живое. Как они этого добились? Откуда появились? Если они создали людей, то кто их Создатель? «Завет» показал, что так глубоко Ридли Скотт копать не будет.
Остальные материалы на диске слишком поверхностны. Документальный фильм «Мастер-класс: Ридли Скотт» практически ничего не рассказывает о процессе создания картины, тонкостях сюжета и вырезанных идеях. Первую половину фильма весь актерский состав хвалит Скотта за то, какой он гениальный визионер, и как с ним приятно работать. Вторую половину фильма сжато и сухо рассказывают о съёмках.
В документальной картине также звучат противоречивые фразы и заявления вроде: «фильм избегает клише», «у Ридли Скотта в голове целая вселенная» и «в фильме все персонажи хорошо проработаны». Многие с этим точно не согласятся.
Любопытно выглядит короткометражный фильм «Пришествие», проливающий свет на настоящие цели Дэвида. Андроид собирался создать новый рай для Элизабет Шоу на месте разрушенного города, но та отказалась. Дэвид убил её, вытащил все внутренности и забальзамировал труп для будущих экспериментов. Созданные им Чужие должны править всей галактикой, ибо человечество — вымирающий и мерзкий вид.
Главный вопрос картины: как Дэвид создал прототип классического Чужого? По зарисовкам андроида на диске можно понять, что сначала он проводил эксперименты на насекомых, членистоногих и мелких животных. Он изучал и жизнь растений, хотя на них мутаген совсем не действует.
Потом он проводит эксперименты на телах Инженеров. Знаменитое яйцо лицехвата он создал на основе морских раковин.
Получается, что Чужой создан после многочисленных мутаций разных существ этой планеты.
В целом, дополнительные материалы получились неинтересными и малоинформативными. На фоне этого двухдисковое издание «Прометея» —настоящая кладезь знаний и энциклопедия.
Отвергнутые идеи
Создается ощущение, будто из диска намеренно убрали контент, который рассказал бы об огромном количестве материала, вырезанного на разных этапах съемки. О другом удалённом контенте мы узнали из официальной новеллизации, утечках с закрытых показов и концепт-артах.
Книга от Алана Дина Фостера основана на сценарии, датированном концом 2015 года. В ней присутствуют все не попавшие в фильм сцены, а некоторые автор добавил от себя, будто бы оправдываясь за неразумные действия персонажей. Так, например, команда корабля не сразу решают лететь на неизвестную планету. Они долго и методично обсуждают все риски, внимательно изучают атмосферу планеты. После высадки они выпускают андроида Уолтера на разведку для повторных замеров атмосферы.
Фостер также дает ответ на то, почему Дэвид не смог улететь с планеты. После сброса мутагена Инженеры отключили корабли, чтобы мутаген не смог распространиться по галактике. Как, когда и каким образом они это сделали — Фостер не объясняет.
На Blu-Ray присутствует вырезанная сцена, в которой Дэвид даёт понюхать капитану Ораму благовония. После этого Орам спускается вместе с андроидом в хранилище с яйцами. Дэвид предлагает подойти к яйцу, капитан покорно слушается и заражается лицехватом. Казалось бы, что такого в этой 30-секундной сцене.
Напомним, что новеллизация основана на ранней версии сценария фильма. Если судить по книге, то Дэвид дал Ораму легкий наркотик под видом благовоний. Андроид приказал ему подойди к яйцу, а капитан послушался под действием наркотика. Главный вопрос: зачем Ридли Скотт это вырезал? Ведь в театральной версии фильма нет сцены с благовониями, из-за чего Орам выглядит как полнейший дурак, который сам виноват в своей гибели.
Судьбу Элизабет Шоу в театральной версии сильно сгладили. Было выдвинуто множество идей по поводу того, что Дэвид сделает с Шоу. Убийство, вскрытие и бальзамирование — самые безобидные варианты. Вначале из Шоу планировали сделать страшного мутанта в духе работ Гигера. От этих гротескных форм отказались.
Из фильма в самый последний момент вырезали одну интересную идею, связанную со старой картиной Гигера. «Ли Один» — портрет Ли Тоблер, первой девушки Гигера, которая покончила с собой в 1975 году. В смерти Ли часто винят Гигера. Будто из-за его влияния она впала в депрессию и застрелилась.
По мотивам «Ли Один» создали тело Шоу для лаборатории Дэвида, но от него отказались в пользу чучела с вырезанной грудной клеткой.
Утечки с закрытых показов многое рассказали о ранней версии картины. Пролог с прилётом Шоу и Дэвида в полном виде присутствовал в фильме. Его не снимали специально для рекламы «Завета», как сообщалось позже.
Зрители, побывавшие на тестовых показах, рассказывали об интересной сцене, в которой неоморф и прототип ксеноморфа сражались у входа в храм Инженеров. Исход битвы был предсказуем — ксеноморф победил неоморфа и погнался за Дэниелс к челноку. В театральной версии последний неоморф был убит капитаном Орамом в храме. После этого существа больше не появляются в сюжете картины.
Сражение между двумя видами Чужих присутствуют в официальной новеллизации Фостера. Опять же: почему сцену полностью удалили из фильма? Неужели она была лишней? К сожалению, не осталось никаких кадров или концептов из неё.
В оригинальной концовке фильма Дэниелс так и не узнала, что вместо андроида Уолтера они подобрали Дэвида. «Уолтер» спокойно попрощался с Дэниелс перед сном, проверил эмбрионы лицехватов в морозильнике и попросил Мать включить ему Вагнера. Потом он записал сообщение, направленное в головной офис компании «Вейланд-Ютани» на Земле, и проложил курс «Завета» до колонии на Оригае-6. Такая же концовка присутствует в новеллизации Фостера. Никакой драмы и превосходства машины над человеком, как в театральной версии.
В самых ранних набросках сценария была идея, будто Дэвида охраняли громилы-мутанты, которые когда-то были Инженерами.
Ну и совсем уж безумные замыслы — двухголовый чужой, чужой-акула, чужой-паук и чужой-сороконожка.
Недавно в сеть выложили черновой сценарий Джона Логана, датированный ноябрем 2015 года. Из значительных изменений в нём есть эпизод, где выжившие члены «Завета» изучают храм Инженеров. Они выходят на крышу и обнаруживают на ней какое-то астрономические устройство, отдаленно напоминающие кресло из космического корабля Инженеров. Эту сцену не сняли, но есть её концепт-арт.
На планете Инженеров полностью отсутствует какие-нибудь животные. Их либо мало, либо Дэвид истребил их всех за 10 лет. Однако в ранних версиях сценария (когда фильм назывался «Прометей: Потерянный Рай») у Дэвида была маленькая армия собак-мутантов.
В этом же сценарии растения были чрезвычайно опасны для человека. Они выпускали споры и за несколько секунд превращали живой организм в ужасное создание.
Удаленные из «Завета» материалы лишний раз подтвердили, что Скотт создаёт самостоятельную вселенную, основанную на «Прометее» и первом «Чужом». Об этом мы уже писали в отдельном материале. Во вселенной Скотта не существует Королевы Чужих, у Рипли нет дочери, а на LV-426 так и не сделали колонию. Скотт игнорирует все идеи Кэмерона.
В «Завете» планировали добавить сцену, в которой Чужой выделяет из своего паха и руки специальный секрет, закатывающий жертву в кокон. В этом коконе человек со временем превращается в яйцо с лицехватом. Сцене не нашли место в сюжете, но от неё осталось несколько анимаций.
Планы на продолжение
Изначально Ридли Скотт планировал выпустить как минимум два продолжения «Чужого: Завет». Следующий фильм он собирался сделать приквелом к «Завету» и назвал его «Чужой: Пробуждение».
После этого должен был выйти ещё один фильм, который раскроет загадки из «Прометея», «Завета» и «Пробуждения». Увы, планы на странный мидквел скорее всего отменили. Судьба продолжений осталась в подвешенном состоянии.
«Завет» окупился, но сборы оказались скромными для фильма такого уровня — всего 230 миллиона долларов при бюджете в 97 миллионов (без учёта затрат на рекламу). Появились слухи, будто «Двадцатый век Фокс» передумала снимать продолжения из-за неоднозначной критики «Завета». Со сдержанной критикой фильма выступил Джеймс Кэмерон.
Я думаю, что «Чужой: Завет» — это отличное приключение. Это было прекрасно. Я обожаю фильмы Ридли, и мне нравится то, как он их создает. Мне нравится красота картинки и ощущение присутствия при просмотре фильма.
Но это не тот фильм, который я бы снял. Я не люблю фильмы, где режиссёр вкладывается в проработку характеров персонажей, а потом всё уничтожает. Не могу точно сказать, куда двигается Ридли, но я думаю, что он просто создает большую вселенную с Инженерами и тому подобным. Я абсолютно уверен, что посмотрю следующий фильм.
Журналист издания Collider Дэвид Уайнтруб сообщил, что у него есть осведомители в «Фокс», которые сообщили ему о планах студии на франшизу. У следующего фильма будет меньший бюджет, к тому же он станет полноценным приквелом к первому «Чужому». После этого «Фокс» планирует перезапустить франшизу с нуля — с новыми персонажами и в другой временной линии.
В июне Ридли Скотт официально подтвердил, что в сиквеле будут Инженеры.
Инженеры прилетят на свою планету и обнаружат, что её население полностью истреблено. Я думаю, что их корабли посещают родную планету через какие-то регулярные интервалы. Я всегда представлял инженеров в роли «садовников» космоса.
Куда мы двинемся дальше — очевидно. Мы собираемся отправиться на планету. Ну а дальше…нет, тут я вам ничего не расскажу!
Какую планету имел в виду Скотт? Оригае-6 или планетойд LV-426? Об этом мы точно узнаем после выхода продолжения. Возможные съёмки следующей части франшизы запланированы на 2018 год.
Источник: DTF