Европа Барбарорум 2 — Total War

Поговорим про Европу Варварскую, которая не только Европа и не только Варварская, а еще, возможно, лучший симулятор античности (прости, Кассандра — не в этот раз).

Первая версия мода Europa Barbarorum на старый добрый Rome Total War, вышедшая еще в середине нулевых, в свое время была перекопана вдоль и поперек. Для того времени это была прорывная вещь, отличавшаяся от прочих модов дотошным вниманием к историчности и реализму. На полях сражений, возможно, впервые в истории игр раздались команды, озвученные на языках древнего мира. «Эквитес, акселерате!», кричали римские военачальники, использовавшие теперь в своих именах V вместо U (привет, Луций Bvbvlcvs). Кстати, если сражение происходило в галльском лесу, то уж извини, дружище, ты будешь видеть не больше, чем видит товарищ легат.

Европа Барбарорум 2 — Total WarКто в Галлии служил, тот в Колизее не смеется
Карфаген, 2008-й год н.э.Карфаген, 2008-й год н.э.

И это была Европа именно что варварская. Народы периферии, особенно всякие кельты, наконец-то перестали быть римскими боксерскими грушами в полосатых штанах и получили достойное внимание. При всей своей исторической педантичности авторы ЕВ-1 демонстративно положили болт на одного из любимцев модостроителей — номерные римские легионы с уникальными скинами. Mare, может быть, и nostrum, но надо и честь знать. Последняя галльская деревня все еще держится. При том что собственно «галлов» в моде и не было — их заменили арверны и эдуи. Эти имена пришлось выучить даже самой Creative Assembly.

Им очень интересно, как называется твой легион, римлянинИм очень интересно, как называется твой легион, римлянин

Порт Europa Barbarorum на Medieval 2 я долгое время обходил стороной, думая, что это то же самое, но на чуть более «современном» движке. Что я там не видел, думал я, вспоминая увиденные в прошлом десятилетии рекламные скриншоты, и запускал свой Rome 2 с модом Divide et Impera. Как оказалось, не видел довольно много чего.

Ассет из промо материалов EB-2Ассет из промо материалов EB-2

Тупой, но гибкий движок Medieval 2 позволяет реализовывать игровые механики, которые в новые тоталвары никак не впихнешь. Да и очарование тактических битв никуда не девается — ушедшее в современных играх серии ощущение «веса» юнитов, мощный импакт атак конницей, все еще лучшая в серии механика стрельбы из лука, упоротое построение маршрутов, все как мы любим. Поэтому популярность движка у модостроителей и игроков сохраняется, а последняя версия Europa Barbarorum 2 вышла всего полгода назад. За десятилетие с первого релиза понаделано было немало.

Первое, на что обращаешь внимание — юниты. EB-1 был известен юнитами очень историчными и очень паршиво нарисованными. От конкурентов вроде Roma Surrectum первый EB отделяла пропасть. В EB-2 ситуация обратная. Здесь, возможно, самые красивые юниты, какие вообще знал этот движок. Лидеры позднего Medieval-модостроения вроде Tsardoms или Divide & Conquer где-то рядом, но, на мой вкус, все же не дотягивают. Особенно разгулялись авторы на щитах.

Карфагенский военачальникГрустные армянеРимляне на маршеЦветастые кельтыПонтийская гвардия
Катафракты СелевкидовКатафракты Селевкидов

Помимо юнитов мододелы уделили большое внимание другой составляющей битв — ландшафтам. Тут уж EB-2 точно вне конкуренции, таких красот на Медивале вы больше нигде не увидите. При этом природа здесь, насколько позволяет движок, аутентична. Если вы плохо представляете, чем отличаются Италия, Испания и Греция — не волнуйтесь, вам все покажут.

Пергамские греки отдыхают на берегах НилаЗеленые холмы южных АпеннинЛегион в Британии
Добро пожаловать в Индию. Олифанты, Мистер Фродо!Добро пожаловать в Индию. Олифанты, Мистер Фродо!
В сарматских степяхВ сарматских степях
На берегах НилаНа берегах Нила

Битвы это хорошо, но Total War это в первую очередь стратегия. Что у нас на глобальной карте? Много всего интересного. В целом EB-2 сохраняет дух своего предка, основные механики остались те же. Как и раньше, присоединив провинцию, вы можете решить, будет ли это ваша «новая территория», или условно-независимый сателлит (есть мнение, что эта механика в упрощенном виде перекочевала в поздние игры серии как раз из ЕВ-1). Если вы объявите территорию сателлитом, вы сможете нанимать там местные войска (вплоть до элитных) и местного губернатора. Но доходы и строительство будут ограничены, а за присутствие в городе-сателлите своего штатного «варяга» вы получите мощный дебаф к порядку.

Пергамский царь со свитой вынужден стоять лагерем в поле - иначе гордые греки Сиракуз взбунтуютсяПергамский царь со свитой вынужден стоять лагерем в поле — иначе гордые греки Сиракуз взбунтуются

Юниты своей линейки, как полагается в серьезных модах, можно нанимать строго в зонах исторического расселения, а на окраинах империи придется или воевать силами местных, или гнать легионы издалека. В отличие от поздних игр серии, никакого вам автоматического пополнения. Но тем ценнее те последние 50 спартанцев с золотыми лычками, добравшиеся до далеких берегов.

Появилось и много новых систем. Эллинистические фракции в EB-2 могут основывать колонии. Если вы контролируете какую-то метрополию с большим греческим населением, скажем Афины, то вы можете построить в умеренно отдаленном регионе колонию, куда ваши афиняне поедут на освоение целины, и откроют там доступ к вашим любим гоплитам. Как можно догадаться, число колоний лимитировано числом метрополий.

Это разборка греческаяЭто разборка греческая

Римляне обзавелись очень любопытной механикой — реализацией так называемого сursus honorum, римского карьерного роста. Раз в несколько ходов им выдается новая должность, а после окончания полномочий для переназначения требуется физически вернуть генерала в Рим. Заниматься этими roleplay перемещениями необязательно, но как ни странно довольно весело, и сильно разнообразит кампанию. В ваши планы завоеваний то и дело будет влезать Сенат с сообщением, что срок полномочий вашего ключевого генерала истек. Так что шагом марш в Рим с докладом, мистер бывший консул. Зато за соблюдение правил cursus honorum EB-2 награждает квиритов серьезными бустами статов.

Почтенный Марквс Атилвс Регвлвс, понурив голову, отправляется домой. Кстати, для всех исторических персонажей в статах спрятана подробная биографияПочтенный Марквс Атилвс Регвлвс, понурив голову, отправляется домой. Кстати, для всех исторических персонажей в статах спрятана подробная биография

Другая ключевая стратегическая механика — реформы. Они в том или ином виде присутствуют во многих модах (да и в базовых играх), но в EB-2 реформы на стероидах. Реформа — это получение фракцией доступа к новым юнитам и постройкам. В EB-2 для этого требуется выполнение исторически обусловленных пунктов, иногда довольно нетривиальных. Римская армия трансформируется не сама по себе, а в следствии серии военных столкновений с конкретными народами.

"Тит Пуло, вернись в строй, пьяный дурак!"«Тит Пуло, вернись в строй, пьяный дурак!»

Многие фракции под воздействием реформ и вовсе меняют свою природу. Эллинизированное Понтийское Царство, расширяясь из Малой Азии на восток, трансформируется в Персидскую империю 2.0, не только открывая по пути новые юниты, но и меняя тип Medieval2-культуры фракции. Для выполнения «имперской реформы» Понта, кстати, требуется также присоединить, кхе-кхем, Боспорское царство.

После чего боспорские войска станут доступны в городах империиПосле чего боспорские войска станут доступны в городах империи

По традиции мода, чем более странную фракцию вы выбрали, тем интереснее ее кампания. Пожалуй, самое яркое впечатление от EB-2 — Набатейское царство. Это те ребята, которые выдолбили храмы в горах Иордании. На старте кампании это кочевой арабский народ, но при выполнении ряда условий (захвата нужных регионов и развития там сельского хозяйства) они переходят к оседлой жизни, после чего им открывается своя версия эллинизированных юнитов. Будет вам арабская фаланга, раз такова воля Всевышнего (его тогда еще, правда, не придумали).

ПетраНабатейцы спускаются вдоль Нила по Египту Птолемеев, изучая его культуру

Еще одна приятная мелочь — это карточки провинций. В каждом городе зашито специальное «здание», в описании которого находится составленная мододелами справка в формате дневника древнего путешественника — о народах, истории и природе региона, с приложенной фотографией реальной местности. Читать полотна текста, конечно, необязательно, но это здорово работает на общую атмосферу. Становится ясно, кто вообще такие эти мидийцы, которых вы наняли для осады Вавилона, и что они тут делают.

Дубай, ОАЭ, 208 год до н.э.Дубай, ОАЭ, 208 год до н.э.

Все кампании в моде уникальны, буквально для каждой фракции авторы заготовили что-то свое. Выбирайте любую, будет интересно.
Если заинтересовались, оставляю ссылку на официальный сайт, откуда мод можно скачать. Если же нет — насладитесь прекрасным OST Европы Варварской и идите с миром.

www.europabarbarorum.comwww.europabarbarorum.com

 

Источник

Читайте также