Мы привыкли воспринимать драконов как исключительно крылатых ящериц, которые дышат огнём, похищают Принцесс и сжигают дотла города. Но такими ли они были в ранние годы своего появления на страницах книг? А вот и нет. В древности, когда ещё даже жанр фэнтези никому не был известен, Драконы предстали в совсем ином обличии. Давайте углубимся в историю и мифологию и проследим эволюцию этих загадочных существ.
Самые ранние мифы о драконах восходили к тем временам, когда первобытный человек (да и современный по большому то счёту тоже) панически боялся змей — они ядовитые, чрезвычайно опасные, да и антидота от их укусов попросту не существовало. Поэтому змеи в мифологии представлялись гигантскими чудовищами и стали играть важную и центральную роль в сюжете — то они символизировали зло и хаос, то мудрость, то плодородие, то сексуальное желание, как в мифе про Адама и Еву. Чаще всего в сюжетах фигурировал Морской Змей (начиная с 3 века до нашей эры), неизменно побеждаемый верховным божеством погоды (бури, грома и молний).
Это не просто сказочный сюжет, а Хаоскампф — популярный мифологический мотив, где морское чудовище представляло собой силы хаоса (не в смысле беспорядка, а бесформенной материи, из которой до Сотворения была создана Вселенная), а культурный герой или бог-творец символизировал порядок и вступал с ним в бой. В качестве примера можно вспомнить Лотана — змея с семью головами из ханаанской мифологии и его собрата Таннина, которых победил Баал, бог бурь. В Библии есть морской дракон Левиафан, служивший как символом хаоса и зла, так и метафорой врага израильтян (Вавилона), и его по сюжету убивает Бог Яхве:
Стоит сказать, что термины «змей» и «дракон» в мифологии взаимозаменяемы и имеют схожие характеристики. Так, греческий персонаж Ладон и норвежский — Нидхёгг по сути, относились к одному и тому же виду, поскольку слово «дракон» имеет древнегреческое происхождение и переводится именно как «змея, гигантская морская рыба». Причём эта гигантская змея в мифах либо обладает сверхъестественными характеристиками, либо сама находится под контролем какой-то сверхъестественной силы. Латинское слово «draconem» имеет тождественное значение — «огромный змей». Змееподобные гигантские существа, как мы уже поняли, в мифах не редкость. Так, в культуре Древнего Египта существовал персонаж Апеп/Апофис — божество хаоса («исфет«), который часто изображался именно в виде змея и представал ярым противником Ра — бога Солнца, света и порядка («Маат«).
Обитает Апеп в Дуате — хтоническом обиталище мёртвых в египетской мифологии. Владыкой Дуата был бог Осирис, олицетворявший циклическое возрождение и загробный мир. Абсолютным наказанием для нечестивых в Древнем Египте было отрицание загробной жизни умершего, прекращение существования в интеллектуальной форме. Гротескные духи подземного мира не были злыми, а скорее действовали по указанию богов, обеспечивая различные испытания, с которыми приходилось сталкиваться умершим. Именно здесь проходил и суд над душами умерших, и резиденция других богов. В Дуате Апеп часто сражался с богом Ра — солнце должно было победить тьму и хаос, чтобы каждое утро вставать и восстанавливать порядок на земле.
Но были в Египте и другие гигантские змеи. Например, Нехебкау — изначально могущественное и невероятно злое божество, присутствующее на судебных заседаниях над душами умерших (которые тот с удовольствием пожирал), проглотило семь кобр, и ни огонь и ни вода не смогли причинить ему вреда, позже трансформировавшееся в добряка защитника. В какой-то момент этот змей, изображаемый с двумя человеческими ногами, охранял врата Дуата. После того, как яростного Нехебкау насильно успокоил бог Атум, тот помог богу Ра одолеть Апепа, сопровождал его в его путешествии по небу, а потом и вовсе стал его преемником в подземном мире.
Есть и третий змей -дракон по имени Денвен — гигантское существо, созданное из огня (подобно Саламандре), которое упомянуто в погребальных надписях в пирамидах — «Текстах пирамид«. По сюжету надписи, Денвен устроил пожар, который едва не спровоцировал местный Рагнарёк (гибель всего пантеона богов Египта), но в последний момент был побеждён Фараоном. Каким именно — не уточняется. Также именно в Египте зародился известный и распространённый образ — Уроборос — то есть, змеи, образующей кольцо в пасти с собственным хвостом. Это — символ бесконечности и цикличности космоса.
Прототипом Уробороса у египтян был многоликий змей с пятью головами, который, согласно «Амдуату», обвивался вокруг солнца. Позже этот символ перешёл в культуру других народов мира. Так, в Скандинавии Змей Ёрмунгард — хтоническое чудовище, один из детей бога Локи и великанши Ангрбоды, сосланный богом-Асом Одином в бездну океана за предсказание о убийстве Тора, разросся до столь больших размеров, что смог опоясать своим телом весь мир и укусить себя за хвост. Для алхимиков уроборос был воплощением цикла смерти и перерождения, одной из ключевых идей дисциплины. Змей, кусающий себя за хвост, олицетворял законченность процесса трансформации, преобразования четырёх элементов.
В Ближнем Востоке же драконы изображались уже не просто, как гигантские змеи, а как существа с передними частями льва и задними лапами, хвостом и крыльями птицы. Ярчайший пример — персонажи Ушумгаллу и Мушмаху из аккадского эпоса «Энума Элиш«. Оба странных гибрида описываются как драконы и демоны, сыны богини моря Тиамат, которую позже тоже изображали в виде морского змея. Тиамат одолел бог Мардук, Ушумгаллу же был низвергнут Набу, богом искусств и мудрости, а семиротый Мушмаху пал от руки бога Нингирсу, как и другой, безымянный змей с семью головами, чьё тело было подвешено на «сияющей перекладине» колесницы этого бога.
Другое драконье существо с рогами, телом и шеей змеи, передними ногами льва и задними ногами птицы появляется в месопотамском искусстве с аккадского периода до эллинистического периода (323–31 гг. До н.э.). Этот персонаж уже известен под именем Мушхушшу, что означает «разъярённый змей«. Он, как и Тиамат, был побеждён Мардуком и с той поры стал его священным животным. Также изначально этот змей был слугой бога подземного мира Ниназу, потом примкнул к хурритскому богу Тишпаку, исполнявшему ту же функцию.
В иранской мифологии и зороастризме персонаж Ажи Дахака или Аждаак/Аждар («Авестийский Великий Змей») описан как гигантское змееподобное существо, живущее в море или на земле, которое иногда изображалось крылатым, но в основном имело блестящие глаза (их шесть), широкие рты с множеством зубов (их три) и три головы. Аждар описан как хитрый, сильный и демонический, имеющий десять грехов — «дах«, приспешник злой фигуры Ангра Майню/Ахримана. Здесь образ дракона-змея переосмыслен как имеющий человеческие пороки, олицетворение чистого зла, от которого нигде нет спасения. А вот в персидской мифологии Аждар и ему подобные змеи и вовсе — символ жадности, похоти и души (нафс), которые необходимо умерщвлять в духовной битве. Под влиянием зороастризма в Книге Откровения появился новый, Великий Красный Дракон, который сбивает с неба «треть солнца… треть луны и треть звезд» и отождествлён с Сатаной. Только вместо самого Бога его побеждает Архангел Михаил.
Совсем иное отношение к рептилиям сложилось в Древнем Китае. Здесь дракон изображен не просто змееподобным и бескрылым, но и четвероногим. В Китае дракон называется «Лонг» или «Лунг» и изначально был показан как ездовое животное бога, а также считался символом императорской власти. Первым таким известным драконом стал Инлун — крылатое божество дождя. Затем его сменил Хуанлунь (Желтый дракон). А вот Чжулун (Дракон-Факел) сломал эту систему, став солнечным драконом и небесным божеством, которое сотворило мир своим телом. Отсылка к драконам в качестве божеств и создателей вселенной имеется в 5 части игры «Герои Меча и Магии«.
В германской литературе драконы выступают как стражи сокровищ. Примечательно, что раньше в мифологии и в сказках этим занимались Гномы (известные как Карлики), которые изначально были тесно связаны с подземным миром (вспомнить труды Парацельса или сказку про Белоснежку и Алоцветик Братьев Гримм. Так, в эпосе «Цикл Вёльсунгов» персонаж по имени Фафнир был именно карликом/гномом, но из-за волшебного кольца превратился в дракона (пока ещё бескрылого). И хоть его впоследствии убивает герой Сигурд, сам символ дракона в качестве хранителя клада становится излюбленной темой писателей того времени.
Но наибольшее влияние на образ дракона оказала древнеанглийская эпическая поэма «Беовульф«. Она показала читателям дракона как огнедышащее создание, сжигающее всё и вся, да ещё и способное летать. До этого момента все драконы в мифологии обладали исключительно ядовитым дыханием, что было связано с реальными змеями, которые производят яд. Именно этот образ в своё время популяризировал Джон Толкин и сделал дракона самым узнаваемым персонажем книг и игр жанра фэнтези.