Американская студия «Universal Pictures» по праву считается зарубежной классикой в сфере киноиндустрии. В шутку её даже прозвали «Домом Ужасов», ибо за десять лет (с 1925 по 1935) в её стенах были сняты известные хоррор фильмы — «Призрак Оперы» (в 1925 году), «Дракула» и «Франкенштейн» (оба в 1931 году), а также успешные картины как «Старый темный дом», «Мумия», «Убийство на улице Морг» (все в 1932 году); «Человек-невидимка» (1933); «Черная кошка» (1935) и «Оборотень/ Человек-Волк» (оба в 1935 году). Также в Золотой Век анимации США аниматоры Уолт Дисней и Аб Айверкс в 1927 году создали первого мультяшного персонажа — Кролика Освальда, права на которого Дисней вскоре потерял, а вернули лишь в 2006 году.
Также на студии работал аниматор и карикатурист Уолтер Бенджамин Ланц, которого наняли в качестве художника в 1928 году. Права на персонажа Освальда остались у «Universal Pictures», которая в период с 1929 по 1932 годы выпускала чёрно-белые короткометражки одну за другой. Дизайн кролика Освальда поменялся — из чёрного кролика с белой мордочкой и шортами персонаж трансформировался в полностью белого и лишённого одежды. Это было связано с проблемой авторских прав, поскольку Дисней создал на его основе мышонка Микки Мауса, со временем по популярности затмившего своего предшественника и ставшего эмблемой одноимённой студии. Ну, а пока компаниям приходилось конкурировать с другими известными в 1920-1930-х годах чёрно-белыми персонажами — Котом Феликсом, лисичками Рокси и Фокси из ранних «Merrie Melodies», Клоуном Коко и карикатурным афроамериканцем Боско из «Looney Tunes».
Короткометражки про кролика Освальда отличались не только тем, что кролик появился на экране с белой шерстью, но и тем, что у персонажа впервые, начиная с 1931 года, появились смешные реплики (до этого все американские мультсериалы, за исключением «Silly Symphony» и «Merrie Melodies», были немыми). Популярность персонажа Освальда стихла только в 1937 году, и тогда Уолтер Ланц решил создать новых анимационных героев. Однажды художник посетил зоопарк и увидел там молодого бамбукового медведя. Это и вдохновило его на создание такого персонажа, как Энди Панда (англ. Andy Panda). Короткометражка «Жизнь начинается для Энди Панды», вышедшая 9 октября 1939 года, пародировала название популярных комедийных фильмов про известного вымышленного персонажа — Энди Харди той эпохи.
Поначалу Энди был озорным детёнышем, лишённым антропоморфных черт. Он часто подшучивал над своим отцом (известным просто Папой Пандой), а тот пытался показать себя хорошим примером для подражания. В качестве компаньона Энди Панде добавили злющую черепаху по имени мистер Уипплтри, которая была карикатурной версией американского комика 1930-х годов — Эдди Андерсона, но потом её заменили псом по имени Майло (очень похожим по дизайну на диснеевского Плуто). Лишь в 1942 году Энди Панда стал носить одежду, а в 1944 году режиссёр Шахмус Калхейн переработал персонажа, сделав его более злым и неуправляемым. Последним короткометражным фильмом про Энди Панду был «Scrappy Birthday «1949 года, в котором фигурировала его девушка — Миранда Панда.
Уолтер Ланц создал для шоу и других персонажей — Мини, Мини и Мо (три шимпанзе-неудачника), Мышка Бэби-Лицо, Снаффи Скунс, Докси (комическая такса) и Джок и Джилл (обезьяны, похожие на Боско из Warner Brothers), но все они не были столь популярны, как Энди Панда. В 1940 году аниматор женился на американской актрисе Грейс Стаффорд, и они проводили свой медовый месяц в Джун-Лейк, штата Калифорния. И тут с ними приключилась одна пренеприятнейшая история — по ночам молодожёны слышали какой-то странный стук над своим коттеджем, а когда пошёл дождь, то обнаружили дыру, проделанную в крыше. Виновником происшествия стал желудёвый дятел, водящийся в Америке, который ковырял орехи под черепицей. Аниматору и его супруге понравился «тихий хриплый крик», издаваемый птицей. Тогда Грейс и подала идею на создание образа дятла Вуди, сказав Уолтеру: «Почему бы тебе не превратить его в персонажа?».
И вышло так, что мультяшный персонаж, как и реальный прототип, обожает колоть орехи и жёлуди, а вот внешность была смоделирована Уолтером Ланцем на примере другого, волнистого дятла, у которого на голове есть гребешок. В итоге получился собирательный образ. Дебютирует Дятел Вуди 25 ноября 1940 года в рамках короткометражки «Тук-тук» (англ. «Knock Knock»).
Что бросается в глаза, так это анимация, разительно отличающаяся от привычного нам образа. Вуди изображён грубым, с красными «жилетными перьями» вместо белых, выступающими зубами на некоторых кадрах, толстыми кольцевидными лапами, двумя зелеными перьями на хвосте и большим подбородком, что делало его больше похожим на пеликана или даже кролика, чем на дятла. Даже тогдашний дистрибьютор Берни Кризер (представлявший Universal) считал Вуди самым уродливым существом, которое он когда-либо видел. Однако, короткометражка вскоре стала хитом.
Дятел Вуди предстаёт на экране в буквальном смысле сумасшедшим, несмотря на проказы Энди Панды, который посыпает ему хвост солью, в результате чего персонаж не мог сдвинуться с места. Фирменный смех Вуди смоделировал актёр Мел Блан, который до этого озвучивал двух известных персонажей «Looney Tunes» — Даффи Дака и Багза Банни ещё на стадии формирования каждого из них. Именно от Багза (а точнее — его предшественника — Безымянного Зайца) Вуди унаследовал безумие, сумасбродные выходки и фразу «Guess who?» («Угадай, кто?»). Если Заяц (или Кролик?!) обронил ее единственный раз в эпизоде «A Wild Hare» 27 июля 1940 года, то для Дятла Вуди она стала коронной на протяжении всей вселенной.
К короткометражкам студии «Warner Bros.» также отсылает финальный эпизод, где дятел Вуди попадает в психушку и натыкается на двух таких же дятлов, которые более безумны, чем он сам. Это очень похоже на то, как Элмер Фадд («Яйцеголовый») в 1938 году таким же образом был одурачен Даффи Даком, когда увидел много похожих на него селезней. Но концовка с чудаковатыми дятлами вскоре была подвергнута цензуре во множестве стран — возможно, из-за времени или из-за комичного изображения врачей в негативном свете. Эпизод с психиатром присутствует также и в самой первой серии, известной также как «Треснувший орех» в рамках другого полнометражного мультфильма — «Дятел Вуди» 1941 года.
Последней короткометражкой 1941 года, в которой актёр Мел Блан озвучил Вуди, считается «The Screwdriver» («Отвёртка»), а затем озвучку дятла взял на себя актёр Дэнни Уэбб (1941), за ним последовали Кент Роджерс (1941-1943) и Дик Нельсон (1943), а Бен Хардуэй (1944) позже вынужденно заменял Роджерса после того, как его призвали на фронт во время Второй мировой войны, и озвучивал дятла вплоть до 1949 года. Это сделало Дятла Вуди одним из очень немногих персонажей мультфильмов, которых при жизни Мела Блана озвучил кто-то другой. Дебют Дятла Вуди на экранах США также ознаменовал изменение стиля режиссуры студии Уолтера Ланца, поскольку персонаж был в значительной степени вдохновлен Даффи Даком из «Looney Tunes» и во многом подражал и копировал (по части анимации и фирменных шуток) стиль Текса Эйвери. Это вскоре и прославило Уолтера Ланца.
Было снято ещё 8 дополнительных короткометражек с участием Дятла Вуди, где тот предстал перед публикой обладающим дерзким поведением и несносным характером. Как и Даффи Дак в своё время, он постоянно донимал других персонажей и был хулиганом, который сеял хаос из чистых принципов, вёл себя безрассудно на потеху толпе. В эпизоде «Ace in the Hole», вышедшем 22 июня 1942 года, содержалась военная пропаганда. И то там Вуди не умел управлять самолётом, покалечил сержанта и был вынужден в наказание стричь каждую лошадь в армии. Стоит заметить, что начиная с этой серии, дизайн Вуди стал кардинально меняться. Уолтер Ланц смягчил черты птицы, убрал за ненадобностью кривые зубы и большой подбородок. Кроме того, цвета клюва и лап дятла стали немного ярче и насыщеннее:
Но ближе к современному дизайн Вуди появился в короткометражке 1944 года под названием «Севильский цирюльник», пародирующей знаменитую одноимённую оперу Джоаккино Россини 1816 года. В ней персонаж пел известную арию «Largo al factotum» («Слуга города»), каватину Фигаро. Но не стоит удивляться этому — с 1941 по 1952 годы пародия на песню из оперы в американских мультфильмах была основной частью юмора тех лет. Песню исполняли и Поросёнок Порки из «Looney Tunes», и кот Том из «Тома и Джерри», и даже Багз Банни («эпизод «Севильский кролик»).
«Севильский цирюльник» стал первым мультфильмом из цикла «Дятла Вуди», в котором был представлен более упрощенный дизайн персонажа, любезно предоставленный опытным аниматором Эмери Хокинсом и арт-директором Артом Хайнеманном. В предыдущих короткометражках Вуди выглядел более гротескно, однако Хайнеманн реструктурировал тело Вуди, чтобы оно соответствовало современным стандартам анимации, довольно типичным для персонажей студий Disney и Warner Bros. А аниматор Джеймс «Шамус» Калхейн подарил Вуди его культовый редизайн.
Взгляд Калхейна на дятла был гораздо более конкретизированным, чем в предыдущем воплощении —аниматор снабдил Вуди более четко определенными чертами, чтобы мы могли понять, почему он причинял неприятности другим. В частности, бытовало утверждение, что он — эгоистичное, невежественное существо, которое не остановится ни перед чем для достижения своих целей, независимо от того, кто встанет у него на пути. Также именно в версии Калхейна Вуди стал более зациклен на еде, чего в ранних короткометражках не было. Именно в мультфильме «Севильский цирюльник» впервые использовалась стандартная вступительная заставка, где Вуди выскакивает из бревна и спрашивает «Угадай, кто?!» и издаёт свой фирменный смех. Звук для этого вступительного эпизода был взят из первого появления Вуди в мультфильме 1941 года, где его озвучивал Мел Блан.
Примечательно, что ранее во всех короткометражках у Дятла Вуди не было ярко выраженного и постоянного антагониста. Ибо в большинстве эпизодов отрицательной фигурой служил он сам. Лишь 11-й по счёту мультфильм под названием «The Beach Nut» («Пляжный орех» или «Озорник на пляже»), выпущенный в эфир 16 октября 1944 года, ознаменовал собой дебют нового по тем временам персонажа шоу — Уолли Моржа (в данной версии он темнокожий), который станет извечным врагом и соперником дятла в серии короткометражек вплоть до 1948 года:
В оригинале Уолли Морж говорит с ярко выраженным шведским акцентом, довольно туповат и склонен к гневу, когда его провоцируют. В короткометражке Уолли сначала беспощадно избивает Вуди и объясняет всем причину своего гнева тем, что он спокойно отдыхал на пляже, а дятел занялся сёрфингом и действовал ему на нервы. Затем Уолли Морж привязывает Вуди к якорю и швыряет его в океан. Но в этот момент веревка зацепилась за пирс, что привело к разрушению всей пристани. Мультфильм заканчивается тем, что дятел Вуди плывет к горизонту, преследуемый Уолли, и за ними обоими гонятся другие посетители пляжа.
В 12-й короткометражке «Лыжи для двоих» 1944 года дятел Вуди прибывает на лыжах в город Лодж, где проникает в дом Уолли Моржа ради еды, маскируясь под Санта Клауса (известного в США также как Крис Крингл). Однако, скептически настроенному моржу не требуется много времени, чтобы обнаружить, что на самом деле сейчас только октябрь, что делает прибытие Санты несколько преждевременным. Тем временем Вуди удается набить свой игрушечный мешок Санты едой из домика, и он вновь начинает петь и кататься на лыжах с горы. Однако, открыв мешок, Вуди обнаруживает мстительного Уолли Моржа, который с отвращением скручивает шею маленького дятла и издевается над его фирменным смехом.
В сюжет короткометражки «The Loose Nut» 1945 года в качестве антагониста Вуди добавили тучного верзилу по имени Булл Дозер. Позже этот персонаж снова появится в роли врага Вуди в «Woodpecker in the Rough» 1952 года как игрок в гольф и в « Wrestling Wrecks» 1953 года как борец. А вот 30-й мультфильм под названием «Wet Blanket Policy» 1948 года примечателен тем, что здесь происходит дебют второго соперника Вуди — канюка (в русском дубляже — грифа) — мошенника по имени Базз Баззард, который собирает импровизированную страховую контору:
Также именно в этой короткометражке впервые появляется и музыкальная тема Дятла Вуди, до этого момента нигде не фигурировавшая. Несмотря на то, что Уолли Морж являлся извечным противником Вуди, канюк изрядно обогнал его по популярности. Со временем Уолли уделялось всё меньше внимания в полнометражках и он почти не появлялся в шоу. Базз Баззард продержался вплоть до 1955 года, когда вышла последняя серия с его участием — «Bunco Busters» и дизайн грифа кардинально поменялся, он стал коричневым и напоминал орла:
Затем в качестве противников Вуди стали появляться и другие созданные Уолтером Ланцем персонажи. Например, разбойник Дэппер Денвер Дули (дебютировал в «Square Shootin’ Square» 1955 года, последний эпизод с его участием под названием «The Tee Bird» вышел в 1959 году:
Или вечно голодный аллигатор по имени Габи Гатор, который живет в старом логове на болоте Окиедоки, штата Флорида. Дебютирует этот персонаж в эпизоде «Everglade Raid» 1958 года как «All. I. Gator» и в «Southern» 1960 года:
Госпожа Мини (или мисс Гнусси) дебютирует лишь в мультфильме «Calling Dr. Woodpecker» 1963 года, и её дизайн изначально отличается от привычного. Так, вплоть до 1970-х годов персонаж выглядит высокой худой женщиной с длинными волосами цвета воронова крыла, заплетенными в пучок:
В качестве антагониста Вуди Базз Баззард появился лишь десять лет спустя, в мультфильме «Tumble Weed Greed», где канюк приобретает привычные черты дизайна:
Но достаточно про антагонистов. Женский персонаж в лице Винни Дятла (в русском дубляже — Долгоклювки) появился впервые в короткометражке «Real Gone Woody» 20 сентября 1954 года и выглядела так:
В своём дебютном появлении она предстаёт не в качестве сестры или подружки Вуди, а как его романтический интерес. Вуди приглашает Винни на свидание, но всю малину портит канюк Базз. Она решает пригласить их обоих на свидание, что вызывает драку между двумя самцами. В конце концов она отвергает их обоих и убегает с другой певчей птицей. И лишь позже дизайн Винни изменили, сделав ее более похожей на Вуди.
Изменился со временем и сам Вуди. Сотрудник студии Disney, аниматор Ричард Джеймс «Дик» Ланди, который перешёл работать в Universal Pictures, значительно смягчил характер буйного прежде персонажа. Птица больше не сходила с ума без уважительной причины, поступки Вуди носят героический характер. Подобно Багзу Банни, он внешне спокоен и невозмутим, более добрый, анимация и вовсе стала напоминать диснеевскую. Также, помимо новых вышеуказанных врагов, дятел Вуди в 1956 году, как и его предшественники — Кролик Освальд и Микки Маус, обзавёлся двумя племянниками — Узкоголовым и Сплинтер (англ. Splinter and Knothead). В русском дубляже они почему-то известны как Волдырь и Заноза:
Впервые эти персонажи появились на страницах комиксов, где их звали Сплинтер и «Nuthead» («Чудак»), да и Сплинтер изначально был персонажем мальчиком, а потом в мультиках ему для удобства поменяли пол.
Также озвучкой дятла Вуди какое-то время (с 1950 по 1991-е годы) занималась и супруга Уолтера Ланца, Грейс Стаффорд, начиная с эпизода «Destination Moon». Режиссёр сказал ей, что женский голос весьма неподходящая вещь для мужского персонажа, и тогда Грейс пошла на хитрость — она инкогнито записала свой голос на плёнку и вложила свою запись в стопку кассет для прослушивания. В итоге ее муж случайно наткнулся и выбрал именно кассету с записью жены, ещё не подозревая о том. По просьбе Грейс Стаффорд, ее имя не упоминалось в титрах озвучки персонажа вплоть до эпизода «Misguided Missile» 1958 года. Стаффорд также старалась смягчить голос Вуди, дабы руководство студии Universal прекратили жаловаться на то, что дятла изображают хриплым.
Уолтер Ланц снимал короткометражки про дятла Вуди до 1952 года. Далее его в качестве режиссёра сменили Дон Паттерсон и Пол Дж. Смит в 1955 году. Тогда снова переработали дизайн персонажа Вуди — птица стала меньше и симпатичнее, гребень переместили вперед из исходного положения назад. Также впервые появился маленький логотип «Lantz Studios», который можно увидеть в начале каждого мультфильма — Вуди предстал перед зрителями в образе рыцаря в доспехах верхом на лошади с копьем.
Но популярность персонажа Вуди со временем не угасла. В период с 3 октября 1957 г. — 29 января 1977 г. на телеканале ABC транслировался мультсериал «Шоу Дятла Вуди», насчитывавший 5 сезонов и 113 серий. Уолтер Ланц пошёл на этот шаг из-за возникших финансовых трудностей. Он просто скомпоновал уже существующие короткометражки в сегменты и добавил ещё несколько новых эпизодов. Также были созданы для шоу фрагменты живых выступлений актёров и анимации под названием «Момент с Уолтером Ланцем», которые содержали информативный взгляд на то, как создавалась анимация и как сценаристы придумывали истории и культовых персонажей.
В 1970 году шоу появилось с 26 дополнительными эпизодами, собранными Ланцем для канала NBC и транслировалось вплоть до 2 сентября 1972 года, то есть в том же году, когда закрылась студия Walter Lantz Productions. Шоу было возобновлено 11 сентября 1976 года, и в нем были показаны мультфильмы, снятые с 1940 по 1965 год, а завершилось окончательно лишь 3 сентября 1977 года. Такие персонажи, как пингвин Чилли Вилли, Пес Смедли и инспектор Уиллоби, дебютировали лишь в 1953 году и получили собственное шоу, разбитое на сегменты. Далее последовало «Новое шоу дятла Вуди», которое транслировалось с 8 мая 1999 г. по 27 июля 2002 г. и насчитывало 64 эпизода. Здесь роль дятла озвучил Билли Уэст.
Также в рамках этого сериала появились новые персонажи — Чилли Лилли, Белый Медведь Макси, Доктор Дуг Наттс, Мать Природа и злой барсук Creepy Badger. А в период с 3 декабря 2018 года по 12 декабря 2022 г. вышел веб-сериал или ремейк про Дятла Вуди с 30 дополнительными короткометражками. Сообщается также, что в 2023 году бренд продолжит выпускать новые серии.
Дятел Вуди занимал 46-е место в списке 50 величайших героев мультфильмов всех времен по версии TV Guide в 2002 и 2003 годах. В 2004 году он занял 25-е место в списке 50 величайших животных из фильмов по версии Animal Planet . На персонажа ссылались и пародировали его во многих более поздних телевизионных программах, среди них «Симпсоны» , «Американский папаша!» , « Южный парк» , «Волшебные родители» , «Гриффины », «Сайнфелд» , «Робоцып» , «Компания троих » и «Флэш мульты». В Бразилии Вуди — чрезвычайно популярный и знаковый персонаж мультфильмов. Также Дятел Вуди, подобно Багзу Банни и Микки Маусу, является эмблемой студии Universal Studios.