Эволюция Бабы-Яги в сказках и фильмах

Эволюция Бабы-Яги в сказках и фильмах

В ряде сказок и фильмов вроде Александра Роу Баба Яга предстаёт перед зрителями зловредной и гротескной старухой, живущей в чаще леса, в избушке на курьих ножках, которые всегда изображаются куриными. Также неизменными атрибутами Яги является метла, ступа и печь, в которой она иногда жарит путников. Порой Яга вступает в сговор с Кощеем Бессмертным, а иногда и действует отдельно от него и настроена против него же. Но всегда ли Яга была сугубо отрицательным персонажем? Давайте разбираться.

Ученые до сих пор не сходятся во мнении насчёт перевода выражения «Баба Яга», не говоря уже о том, является ли Яга именем собственным этого персонажа или же это — прозвище, а то и титул. С термином «баба» разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что, непосредственно, с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает «лес», что делало Бабу Ягу лесной богиней, почти что родственницей Лешему. С чешского «jeze» переводится как «злая тётка«, что соответствует современному восприятию читателями загадочной Бабы.

На словенском «jezа» означает «гнев«, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит «ужас«. На санскрите слово «яга» происходит от корня ah, что в переводе – «двигаться«. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев. Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.

Так откуда же взялась Баба Яга в сказках? По некоторым сведениям, её прообразом являлась обычная жрица, которая в давние времена руководила ритуалом кремации мертвых. Отсюда и пошло поверье, что некоторые колдуньи были проводниками между мирами живых и мертвых. Также есть и жуткая реальная история, связанная с древним обрядом инициации личности, который проходили все дети славянского племени (преимущественно — юноши, хотя и девочек это тоже касалось). Каждый мальчик должен был символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве.

В те времена люди искренне верили, что «путешествие в загробный мир» давало будущему охотнику магические способности: звериные нюх и слух, умение понимать язык животных и быть незаметным в лесу. Посвящаемого уводили в лес, где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете. А Баба Яга, в свою очередь, символизировала и сочетала в себе качества как распорядителя этого обряда, так и стража подземного мира Нави.

Так. в сказках Яга обычно живет в избушке на курьих ножках. Ошибочно их всегда изображают именно куриными. Одни исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали различные магические силы. Другие — что такими избушками называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы. Сваи, в свою очередь, располагались на пеньках с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. Но откуда взялось понятие «курьи ножки»? Дело в том, что на Руси пеньки, на которых стоял сруб, ещё и окуривали дымом, чтобы создать покрытие из сажи и опять же предотвратить процесс гниения.

Избушка Бабы Яги обычно стоит на опушке, то есть на границе двух миров. Но есть и подробный «адрес» её местоположения — Тридесятое царство за огненной рекой Смородиной. Нет, ничего общего с ягодами название реки не имеет — слово Смородина происходит от «смрада«, то есть невыносимого запаха или едкого дыма. Второе её название — Несей-Река. Эдакий аналог древнегреческого Стикса. Через реку ведёт Калинов мост (растение калина опять же здесь ни при чём — если река Смородина на самом деле подобна лаве, то и мост становится докрасна раскалённым). По этому мосту и передвигались души умерших в мир Нави, а стражем его выступал Трёхглавый Змей (знакомый нам с детства Змей Горыныч), эдакий аналог греческого Цербера.

Тридесятое/Тридевятое царство же символизировало в сказках сам потусторонний мир, обитель изобилия, в которой человек желает получить то, чего ему не хватает в земной жизни. Чаще всего целью путешествия героя в Тридевятое царство является добывание или возвращение себе невесты. На своём пути герой сказки практически всегда встречает препятствие в виде непроходимого «тёмного, дремучего» леса, который символизирует собой границу между реальным и потусторонним миром. Здесь всегда растёт древо с молодильными яблоками, есть источники живой и мёртвой воды, обитает Жар-Птица. А испытания, которые герой проходит в этом Царстве, чтобы достичь желаемого, это отголоски обряда инициации личности. Но вернёмся к истории Избушки на курьих ножках.

Дверью Избушка повернута к лесу — миру мертвых. Люди верили, что мертвецы летают на гробах и относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях всё же приходили просить помощи. Так, Баба-яга — это умерший предок, и ею часто пугали детей. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня, которая и преграждает дальнейший путь героя, и в то же время становится единственным местом, где тот проходит испытания или получает необходимые советы от Яги или даже волшебные предметы. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!». После этого он входит в дом к Бабе Яге.

Как проводник в мир мёртвых, Яга «приветствует» героя такими словами: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Конечно, эти слова вовсе не характеризуют Бабу как отъявленного нациста, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что по логике древних славян, как живым неприятен запах смерти, так и мертвые на дух не переносят запаха живых. А «русский дух в сказках» — это именно запах живого человека. Помните, в статье про Кощея Бессмертного уже было нечто подобное? И Кощей, и Яга, в свою очередь, относятся к потустороннему миру. А причина их вражды, вероятно, заключается в том, чтобы не допустить проникновения персонажа из подземного мира в мир живых и тем самым сохранить жизненно важный баланс.

Не будет лишним сказать и про облик Бабы Яги. В русских народных сказках о ней говорится следующее: «Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая», «На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос, губы на притолоке висят». И Владимир Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и что старуха была слепая, однако ведала и видела то, что недоступно зрячим. В массовой культуре же Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом и со зрением у неё всё вполне нормально.

Встретив главного героя, Яга начинает выпытывать у него, куда и зачем он путь держит. И получает стандартный ответ: «Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди да после про вести и спрашивай!». Прямо, как в песне Юрия Лозы «Сто часов вдвоём»! Во многих русских сказках царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец выслушивает отказ старухи в просьбе, запугивание, но вскоре Яга меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Древние верили, что умерший становится «своим» в потустороннем мире, лишь отведав там пищи. Потому Иван, поев блинков у Бабы-яги, становится причастным к миру мертвых. А баня в таком случае символизировала ритуал омовения усопших.

Еда от Бабы Яги «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды», — считает исследователь.

Различают три типа Бабы-Яги:

Дарительница

Воительница

Похитительница детей

«Классическая» Баба-яга после ужина и парки гостя в бане давала ему добрый совет, дарила волшебный предмет или животное: коня, собаку, клубок ниток, тарелку с золотыми яблоками. Такой тип Яги по Владимиру Проппу именовался Дарительницей. В сказке про Василису Премудрую Яга даже подарила один из черепов на её заборе, который в дальнейшем живьём испепелил Злую Мачеху и её дочерей, пославших Василису в тёмный лес за огнём на ночь глядя.

В некоторых сказках герой похищает магическое средство или волшебного помощника у Яги, и тогда старуха бросается за ним в погоню в своей ступе. Такой тип называют Ягой-воительницей. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич крадет у Бабы-яги волшебного жеребенка, и во время погони за ним Яга погибает в Огненной реке. Но с чего бы Яге похищать детей? Так, Гуси-лебеди из одноименной сказки крадут мальчика у зазевавшейся сестры и относят его к Бабе-яге, а старшая сестра его выручает.

Владимир Пропп увидел сходство такой Яги с «лесными» и «водяными» учителями — другими персонажами русских сказок, которые забирают детей у родителей. И хотя кажется, что похищенный ребенок обязательно погибнет — обычно он возвращается к семье, обучившись волшебной науке. Образы похожих злодеев есть также во французском и немецком фольклоре — например, Людоед или Ведьма, которая заманивает к себе детей, чтобы их съесть. В итоге дети сжигают ведьму в печке и благополучно возвращаются домой (привет, «Гензель и Гретель«!).

Такие сказки про похищение детей также возникли из первобытного обычая. В древности дети могли проходить инициацию гораздо раньше наступления половой зрелости. Бывали случаи, когда ребенка еще до его рождения «запродавали», то есть обещали в другое племя или тайный союз. По этой договоренности ребенка забирали у родителей, когда он достигал оговоренного возраста.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу:

Рассказать про Бабу Ягу и её обитель и не упомянуть при этом её помощников? Да-да, иногда Яга действовала в сказках и не одна. В сказке про ту же Василису Премудрую фигурируют Три Всадника, символизировавшие Утро, День и Ночь и таинственные три пары рук. Что это за руки, в сказке не объясняется, да и сама Яга запретила об этом спрашивать, ибо не любит, чтобы у неё «сор из избы выносили», а слишком любопытных путников она пожирала, зато есть такое зловещее описание двора, где располагается избушка на курьих ножках: «…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами…». Возможно и эти пары рук являются одновременно и убранством в избе и хозяйскими помощниками.

Также в качестве помощников Яги в сказках упоминаются и Кот Баюн, и чёрный ворон, и Гуси — Лебеди, и черный пёс, и даже огнедышащие кони. Существенным атрибутом жилища Бабы-яги является палисад, на кольях которого насажены лошадиные черепа, используемые в качестве светильников. В сказке про Василису фигурируют черепа уже человеческие. Кот Баюн стал помощником Яги только под влиянием кинематографа, в оригинальных сказках действовал отдельно от неё, да и имени не имел — слово «баюн» обозначало «говоруна, рассказчика, сказителя«, а не того, кто усыпляет. Кот показан в сказках как сугубо отрицательный персонаж, аналог греческих Сирен, который усыпляет путников своими рассказами и пением, а потом убивает железными когтями. Слово «баюн» превратилось в имя, по-видимому, после публикации литературной обработки афанасьевского варианта сказки Алексеем Толстым.

Но не всегда Баба Яга была показана именно со злой стороны. Образ Яги связывают также с поклонением древнему тотему, который относился к покровителям племени и почитался вкупе с культом природы. У неё также прослеживаются черты духа-покровителя племени, так как она вещая, и в сказках именно Баба-яга направляет героя на правильный путь, так как она всё знает. Как семейному духу-покровителю, связанному с культом домашнего очага, ей присущи такие атрибуты, как печь, ступа, пест и помело. Баба-Яга умела готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушила коренья и травы, в общем, полностью соответствовала образу знахарки.

В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда это было крайне необходимо. Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно — там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств. В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно.

Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки. Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.

Баба Яга в сказках и поверье славян имела множество имён. Она часто фигурирует как Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба, что означает «ведьма», «лесная баба». В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира. В мифологии по общепринятой классификации Аарне-Томпсона сказочного сюжета под номером АТ480 «Мачеха и падчерица», где Мачеха выгоняет из дому свою кроткую падчерицу, а та встречает сверхъестественное существо и проходит испытания, за которыми следует вознаграждение, Баба Яга соответствует другому персонажу, богу зимы — Морозко.

Также Яга в данном ключе является аналогом немецкой фрау Холле/Госпожи Метелицы, являющейся «матерью ветров», шведской «Лесной хозяйки» и иных духов предков. Специалисты считают, что в данных сказках отразился древний обряд инициации личности юношей и девушек. В нём инсценировалась символическая смерть (например, прохождение через огонь — «печь Бабы-Яги»), а после обряда испытуемый считался рождённым в новом качестве. Согласно такой трактовке, в сказке «Морозко» подобное испытание прошла падчерица, а родная дочь мачехи погибла.

Другой популярный сюжет сказок известен под номером АТ327В, про маленького мальчика, победившего людоеда. Этот сюжет тоже связывают с обрядом посвящения юношей в мужчины. Самая известная сказка с этим сюжетом — «Мальчик с Пальчик» Шарля Перро. Другими известными представителями являются: сказка № 105 «Баба яга и Заморышек» из сборника Афанасьева, древнегреческий миф о циклопе Полифеме и похожий эпизод из «Одиссеи» Гомера. Аналогом Яги также выступают богиня колдовства Геката, которая принадлежала миру мёртвых и носила бронзовые сандалии. И у Бабы-Яги в разных сказках нога может быть костяной или металлической, или ноги разные — «одна нога говённа, другая назёмна».

Также по функциям с Бабой Ягой схожи: колдунья Рагана из балтийской мифологии, летающая по воздуху, которая превращается в кошку или разъезжает на козле (Баба Яга же летает на метле) и другая богиня из латышской мифологии — Велю Мате — королева Винсауле, обители мёртвых. Родство с германскими фрау Холле (Гольдой, владычицей царства мёртвых) и Бертой (Перхтой, связанной с плодородием земли и прядением) подчёркивает также наличие у обеих уродливой ноги, а у Берты и наличие железного носа (перемещение атрибута в образе персонажа).

‌‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌

Как Баба Яга стала отрицательным персонажем? После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали только страх. С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала, и обряд стал существовать в виде мифа.

Затем люди и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Еще 100–150 лет сказки слушали взрослые, а современные их версии в основном адаптированы для детей. И такие тексты не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному. В кинематографе Баба — Яга с лёгкой руки Георгия Милляра стала узнаваемым персонажем. Актёр перевоплощался в неё, причём без грима, как минимум четыре раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» — сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.

Была в фильме «Огонь, вода и…медные трубы» и другая Баба-Яга — дочь и невеста Кощея Бессмертного. Её роль сыграла актриса Вера Алтайская. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.

Образ танцующей и поющей Бабы Яги в фильме «Новогодние путешествия Маши и Вити«, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным.

У Марии Барабановой в фильме «Как Иванушка дурачок за чудом ходил» Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, вполне домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре».

Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер в фильме «Там, на неведомых дорожках» также создала свой неповторимый образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героиню Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте. И в фильме Баба Яга впервые называется по имени — Варвара Егоровна. Также персонаж в исполнении Пельтцер фигурирует и в другом фильме — «После дождичка в четверг».

Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе в фильме «Книга Мастеров«. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.

В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу в фильме «Последний богатырь» перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека. Баба Яга ведёт себя как дама из кабаре, у неё Иван сжигает Избушку на курьих ножках.

В остальных случаях Яга превратилась в шаблонного злодея. Чего только «Три богатыря» от студии Мельница стоят!

 

Источник

Читайте также