В Краснодаре любят ограничения: кинотеатры открылись только 22 ноября, а я, как настоящий сам-себе-злобный-буратино добрался до фильма спустя еще неделю и теперь предлагаю обсудить фильм. Осторожно, спойлеры!
Говоря о “Вечных”, принято в первую очередь говорить о трех вещах — оскароносном режиссере, связи событий с КВМ и социальной повестке. С первыми двумя пунктами разберемся коротко и сразу: фильмы Хлои Джао не смотрел, связи с КВМ достаточно, чтобы придать фильму привкус, но не затмить им картину целиком. На этом у меня все.
Повесточку и инклюзивность вставили не в то место
А вот социальная повесточка и инклюзивность — это тот пункт, которым фильм стали продавать задолго до начала съемок. Особенно пригорало у общественности от обещания показать первых в КВМ открытых гомосексуалов, из-за чего в некоторых странах фильм запретили, а в России присвоили рейтинг 18+. Признаться, первые анонсы с таким содержанием вызвали отторжение и у меня самого, но уже отснятые промо-материалы к фильму и накопившийся голод по КВМ вызвали желание все же узнать, так ли все страшно. И я пошел в кино.
Оговорюсь сразу, я считаю, что персонажи могут быть разными, в том числе по половой ориентации, но только если это напрямую работает на историю и делает ее интересной. Поэтому с самого начала фильма я наблюдал за Фастосом, чтобы понять, найдется ли в сюжете реальное обоснование его заявленной ориентации? И что же выяснилось? Такого обоснования нет! Вряд ли это все писалось, чтобы он сказал что-то в духе “Я не парюсь из-за того, кем я стал”, это скорее я притягиваю за уши, да и дубляж мог присочинить отсебятины.
Даже этот поцелуй, который обещали наделить некой особой трогательностью, оказался пердежом в лужу. Замени этого араба на любую женщину — смысл момента бы не поменялся никак. ЛГБТ повесточка ради ЛГБТ повесточки. А вот что мне сильно не понравилось, так это эпизод в конце, когда Фастос обвиняет Джоли, что ей нельзя воспитывать детей. СПГМ, конечно, но голубкам, значит, можно, а белой женщине нельзя? В моем худсовете эту шутку бы зарезали еще на этапе скрипта. Незачет.
Прочие персонажи, о которых можно говорить через призму инклюзивности, либо делают смысл, либо не мешают. Да, немота Маккари не кажется обязательной, но она придает взаимодействию персонажей некоторого изюма, поэтому да, это было не зря, да и актриса молодец. Проклятие быть вечным подростком для Спрайт — проходит красной линией через фильм, придает смысл ее поступкам и достигает точки в финале, это работает на историю. Азиатская внешность Гильгамеша и Серсеи, пакистанские корни Кинго воспринимаются как данность и не вызывают раздражения, хотя Гильгамеш дико напоминает Вонга, но тут просто типаж актера такой.
Мультяшный экшен не цепляет, целестиалы впечатляют
Перейдем к самому фильму. При просмотре трейлеров казалось, что кино порадует того самого внутреннего ребенка, ради которого мы и ходим в кинотеатр на зрелищные блокбастеры. К сожалению, этого не случилось, вау-моментов до мурашек не было. Не цеплял экшен, но этому есть объяснение: компьютерные эффекты, которыми бьют по таким же компьютерным монстрам, в 21 веке уже просто органически не в состоянии впечатлить, по крайней мере, до выхода нового Аватара. Вспомните, когда мы смотрели, как в Железного человека стреляли из танка, как перебираются металлические сочленения на его костюме — мы ощущали это органически, ведь каждый из нас имел дело с металлом и мог хотя бы отдаленно примерить его опыт на себя. А золотистые переливы CGI между пальцами — это не то, это не материально и не цепляет за живое.
А вот на что было приятно посмотреть — так это на целестиалов. Это цепляет и вызывает отголоски животного страха перед чем-то большим и невероятно могущественным. Единственное, при явлении целестиала Серсее и Джону Сноу пострадала логика, нам просто хотели показать целестиала на полнеба и показали.
Выживут не все, и это круто
Оглядываясь назад, понимаешь, что сюжет весьма прост, но для супергеройского фильма больше и не требуется. Все мы знали, что тут люди в трико будут месить друг друга и монстров, и глубины уровня Хранителей ждать не нужно. У меня не было ощущения жесткой коридорности повествования, местами сюжет удивлял, слушать разговоры персонажей было интересно, я вообще люблю разговорные фильмы и сериалы. Более того, обилие персонажей вызывает желание даже пересмотреть фильм и лучше проникнуться мотивами персонажей, а ведь это дорогого стоит в наше время одноразовых “Черных пантер” и “Капитанов Марвел”, верно?
Отдельное достоинство — внезапные смерти некоторых персонажей. Это зачет. КВМ приучила нас, что настоящие герои умирают только из-за перчатки Бесконечности, но выпилить Сальму Хайек и Роба Старка — это было интересно. Так и хочется пошутить, что Старки принесли с собой “Игру престолов”, но переживать за персонажей, наблюдать за их кремацией и развеиванием праха над рекой — это сильно, за это спасибо. Я реально переживал за героев, поскольку понимал, что фильм с ними не цацкается, хотя кого-то же на сиквел должны оставить?
Порадовала арка Икариса. С одной стороны ты понимаешь, что он стал антагонистом и его должны выпилить или перевоспитать. С другой стороны — это весьма раскрученный персонаж, которого играет Роб Старк, и хоть здесь он должен выжить, чтобы попасть в сиквел, но тут уже таких дел наворотил, что просто понять и простить не получится. Эх, это было приятное чувство неопределенности…
Сцена после титров про Эроса — понравилась всем, кроме отвратительного CGI на лице тролля Пипа. Такое ощущение, что его лицо рисовали с помощью дипфейков пьяные студенты в ночь перед выходом фильма. Незачет.
Пара слов о персонажах
Несмотря на обилие персонажей, фильм старается раскрыть всех и ему это неплохо удается.
Икарис ощущается одним из главных героев и реально метит на роль нового главы чего-нибудь там, но походу обслушался Арии 1986 года, с другой стороны, нам же не показали труп, да?
Серсея не сильно зацепила, но это скорее субъективщина, я все равно рад, что ей дали вторую роль в КВМ. после Капитанки.
Аяк вся такая мудрая, но ее сильно меньше, чем я ожидал. Пойдет.
На Джоли всегда приятно посмотреть, даже в образе блондинки.
Кумейл порадовал и внес приятный комедийный колорит, хотя все еще пишет хреновый код. Идея про актерскую династию и сцена с танцами — просто зачет.
Внезапно понравился Драуг, при всей довольно специфической внешности персонаж интересен.
Спрайт и Маккари — понравились, уместная инклюзивность.
У Фастоса в целом неплохая ветка, но ему не хватает женщины.
Гильгамеш показался самым нераскрытым, ну да ладно.
Джон Сноу так и не успел признаться в том, что он Таргариен и здесь смотрится, как пасхалка на ножках, хотя знатоки комиксов будут спорить. Ок, пусть остается, подождем раскрытия в дальнейшем.
Девианты — интересные визуально и вполне отыгрывают свою роль зла, с которым надо бороться. Они на месте.
Марвел, срочно учитесь писать сценарии
Немного абстрагируясь, понимаешь, что КВМ находится в непростой ситуации. Долгое время она развивалась по принципу “быстрее-выше-сильнее” и достигла своего пика в 2019 году. Третий Паук продолжает эту тенденцию, а потому уже бьет рекорды и соберет отличную кассу даже если там не будет Тоби и Эндрю. Большой размах продолжится в Торе 4, втором Стрендже и третьем Муравье, но что будет дальше, когда эпик выдохнется?
В новых проектах Марвел едва ли сможет поднимать ставки до такой степени, чтобы за персонажей реально переживали, тут нужно либо завершение арки (ЖЧ, Кэп, Наташа), либо набирать по объявлению пушечное мясо, как это сделал Джеймс Ганн в своем отряде самоубийц. Так что предстоящие фильмы скорее всего будут также стерильные по сюжету, как и до Мстителей 4.
Чтобы избежать стерильности, нужен авторский взгляд и интересный сюжет, который уведет в сторону от эпичности. Пока что главные претенденты на эту роль — третьи Стражи галактики, но Ганн вроде как уходит. Нужен приток новых талантливых профессионалов, которые не побоятся написать хорошие истории, и которым дадут воплотить их на экране. Иначе держите сборы уровня Черной вдовы.
Также хочется пожелать Марвел вернуть адекватное отношение к повесточке. Стоили ли те две сцены, которые мы получили в фильме, запрета в исламских странах и 18+ с России, или же ориентироваться на 2 процента населения — это слишком нишево и плохой бизнес? Поживем-увидим.