Продолжение сериала об андроидах и людях, в создании которого участвует Ридли Скотт, получилось не столь поразительным, как первый сезон, — но это всё ещё дикая, амбициозная, захватывающая воображение фантастика.
Первый сезон этого сериала, вышедший полтора года назад, надо признаться, все эти полтора года хотелось пересмотреть. Он про андроидов, пытающихся вырастить детей на неисследованной планете, про религиозную войну митраистов и атеистов, про голоса из недр земли, он сделан сценаристом «Пленниц» и Ридли Скоттом, он заставит ахнуть сперва вас, затем мёртвых; в общем, он не из тех потребительских удовольствий, в которых себе стоит отказывать. Во втором сезоне уже чувствуется синдром продолжения, но всё равно — после финальных титров хочется размять ноги, отойти от ступора, а потом чтоб сразу показали третий.
Пересказывать сюжет не имеет смысла — тем, кто не смотрел первую часть, ничего не будет понятно — и всё же в двух словах. Через несколько месяцев после того, как андроиды Отец и Мать попытались отправиться в глубь планеты Kepler-22b, их находят отключенными в лесу и вновь активируют. Роботы вместе с Кэмпионом, Полом и другими детьми, которых они опекали, попадают в Коллектив — общину недавно прибывших атеистов, которые поселились в самой благоприятной, тропической зоне. Проблем с выживанием больше быть не должно: на новом месте тепло и много фруктов.
Но в Коллективе всем заправляет квантовый компьютер «Трест» (Trust), которому, несмотря на его название, доверять не стоит — общественная жизнь для него важнее личной. Вдобавок идейный противник атеистов Маркус, считающий себя пророком бога Сола, крадёт танк и собирает новых сторонников. Наконец, где-то в небе скрывается «Седьмой» — рождённый Матерью огромный летающий змей.
Трудно не заметить, как изменились «Воспитанные волками» во втором сезоне, — и дело даже не в том, что Кэмпион и Пол стремительно вымахали из детишек в подростков, хотя времени по сюжету прошло всего ничего. Сериал, перебравшись из пустыни в тропики, сменил тон и палитру: природа стала менее зловещей, вместо выцветшего белого цвета повсюду жёлтый (ах, эти моменты, когда кажется, будто у всех героев гепатит).
А вместо Ридли Скотта и операторов Дариуша Вольского («Тёмный город», «Прометей») и Эрика Мессершмидта («Манк») съёмками занялись телевизионщики, работавшие прежде над «Чёрными парусами» и «МакМафией». И хотя они старались как-то подражать, сама картинка у них стала дышать по-другому: по большей части снятые на натуре, «Воспитанные волками» нередко умудряются выглядеть так, будто делали их по большей части в павильоне.
Из новых лиц среди персонажей выделяется разве что Врилль — девочка-андроид, созданная, чтобы заменить погибшую дочь митраистки Децимы, и наделённая воспоминаниями покойной. Это старомодный, но интересный сюжет: с вопросами о том, какие этические законы распространяются на роботов, а какие — нет, как человеку строить отношения с искусственным интеллектом. Куда более слабой кажется политическая часть с устройством Коллектива, ролью компьютера «Треста» в его управлении, свободой воли. Но и там есть о чём подумать: скажем, где проходит грань между общественной жизнью и частной, каким должен быть репрессивный аппарат.
Аарон Гузиковски, сценарист и шоураннер «Воспитанных волками», конечно, не самый умелый рассказчик. Порой он слишком грубо игнорирует логику для своего удобства (возьмём хотя бы спасение Маркуса из кислотного океана с помощью гравитационного устройства), кое-где ему не хватает тонкости. А изобилие написанных им сюжетных линий неблагоприятно сказывается на ритме: второй сезон набирает полный ход только с середины.
Но не за ладность и стройность драматургии любимы «Воспитанные волками», сериал этот жив тем, что называют моментами. Совесть не позволяет говорить о нездоровых поворотах сюжета, но, как уже было сказано, с четвёртого эпизода и до восьмого всё катится как по маслу.