ЭССЕ. Вечное сияние MARVEL или режиссура первых фаз

Окей, сейчас все именитые режиссёры, кому не лень, критикуют MARVEL и совсем недавно свои пять копеек в Марвелгейт вставил Риддли Скотт, но я не хочу обсуждать это. Я хочу обсудить другое. Например, почему раньше фильмы MARVEL казались живее? Чем была богата режиссура первых фильмов? И, самое главное, почему чизбургер был круче тако?

ЭССЕ. Вечное сияние MARVEL или режиссура первых фаз

Предыстория. Любовь и отчуждение.

2017-ый я считаю для себя реперной точкой в увлечении кинематографом. Тогда вышла куча классных фильмов: «Малыш на драйве» Райта, «Бегущий по лезвию 2049» Вильнёва, «Дюнкерк» Нолана, «Ветренная река» Шеридана, «Три билборда…» Макдоны и, чёрт, я могу продолжать вечно, потому что год был реально насыщенный и я ходил хотя бы раз в неделю в кинотеатр. Замечательное киноманское время…

Но были и не самые тёплые сеансы. Одним из таких я для себя считаю сеанс с фильмом «Человек-Паук: Возвращение домой».

Выражу не самое популярную оценку, но мне нравятся фильмы MARVEL и смотрю их с 11 лет. В какой-то степени эти фильмы часть моей юности и когда выходила первая часть «Мстителей» мне было не лень встать в 6 утра, чтобы раньше всех купить билеты в анапском кинотеатре. Я помню время, когда на сцены после титров оставался в одиночестве, а меня пытались выгнать уборщики. Короче, да, у меня тёплые чувства к этим историям.

Спустя пять лет мы вместе с племянником, Денисом, ходили на «Человека-Паука» с Холландом. Ден был в восторге от фильма, а я впервые в жизни не сидел на сцене после титров. Я получил зрелищность, веселье, интригу, но что-то мешало мне наслаждаться фильмом. Что-то, что раньше я чувствовал от фильмов MARVEL, но только сейчас понял, что это исчезло. Спустя четыре года нерегулярной рефлексии и небольшого марафона первых фаз киновселенной я, кажется, понял в чём дело.

Импровизация спасла недописанный сценарий

Начнём с самого начала. История создания «Железного человека» полна сложностей в производстве, но примечательней всего то, что у режиссёра фильм, Джона Фавро, не было готового сценария, но уже была дата релиза фильма. Надо было как-то хитровы*бнуться, чтобы не просто снять фильм, а сделать реально что-то не плохое, потому что у Фавро было две причины почему нельзя обосраться.

  1. Это был первый фильм из цельной киновселенной и начинать с провала как-то не хочется;
  2. Прошлый фильм Фавро хорошечно провалился в прокате с прошлым фильмом.

Решение, вызванное давление и проблемами со сценарием, оказалось простым: «Давайте дадим свободу актёрам? Даром у нас в касте три номинанта и одна обладательница «Оскара»?».

Ну и понеслось. Доподлинно известно, что большинство диалогов были импровизацией актёров, как, например, разговор о проблемах компании и пицце в середине фильма.

Джефф Бриджес, исполнитель роли Обадаи Стейна, говорил, что не имел ни малейшего понятия чем они будут заниматься на съёмочной смене и тогда он себе сказал:

Джефф, расслабься, ты снимаешься в студенческом кино за $200 млн. Просто веселись, расслабься

Джефф Бриджес

Актёр

Также надо учесть, что импровизация была не только актёрской, но и постановочной. Сам режиссёр рассказывал, что утром они садились писать экшен сцену, а вечером снимали.

А между тем, руководство MARVEL было в тотальном ужасе из-за хаоса, происходящего на площадке, а Фавро был хоть и под сильным стрессом, но всё же мог спокойно креативить и снимать фильм. Как же так вышло?

И снова две причины.

Первая – истоки режиссёра. Джон Фавро вышел из комедийных фильмов и ему было привычно писать что-либо на лету. Особенно этому благоволил жанр «Железного человека» — политический триллер с элементами… комедии! Так что тут он себя чувствовал в своей тарелке.

Вторая – актёры. Да, как бы не тривиально это звучало, но благодаря актёрам импровизация чувствовалась не инородным действием, а чем-то действительно органичным и на основе этого фрагментами создавался образ главных героев, особенно первой скрипке этого проекта – Роберту Дауни-младшему.

Имея за спиной багаж из актёрского успеха, полного провала в жизни из-за наркотиков, а потом снова возвращение в кино, он смог вложить свой опыт в персонажа и раскрыть его так, чтобы он чувствовался реальным для зриетелей. Чувствовался своим.

В будущем съёмочные группы MARVEL ещё ни раз прибегала к импровизации. От простых форм, по типу диалогов Капита Америка и Чёрной вдовы в «Другой войне»…

Здесь начиная с 2:05

…до более сложных, по типу импровизации Энтонии Хопкинса в сцене изгнания Тора из Асгарда.

И давайте на чистоту, самая известная сцена импровизации в итоге стала самой знаковой для киновселенной. Да, я говорю про…

Самое главное во всём этом параде импровизации, то, что у актёров появлялось больше воздуха для раскрытия персонажей и выдачи интересных эмоций. Это краски, которые описывают того, кто перед нами и уже чувствуется не просто картонная болванка, а действительно кто-то, кому сопереживаешь.

Забавно, но краски может добавлять не только актёрская игра, но и небольшие детали.

Детали персонажей или почему я хочу чизбургер?

Меня всегда впечатляло, что в «Невероятном Халке» есть сцена занятий айкидо в самом начале. Мы видим, что Беннер учится управлять своим гневом и искренне не хочет допустить возвращение Халка. Поэтому, когда в будущем видим, как он пытается успокоить себя с помощью дыхательных упражнений, то чувствуется какой труд он вложил, чтобы защитить окружающих от его второго «Я».

Одна из удалённых сцен показывает, что тема работы с самоконтролем отражалась в практике Беннером медитации

Это деталь, которая не сильно важна для сюжета. Можно было бы вырезать эту сцену и выиграли бы только в хронометраже (как медитацию), но всё же эта сцена дополняет самого героя и даёт чуть больше простора. Это деталь, которая важна для персонажа.

На самом деле, подобными деталями может быть что угодно. В том числе и с едой. Всё же, как сказал классик эссеистики, если хочешь породнить персонажа со зрителем, то посади его за стол и дай еду. Тот же чизбургер во время пресс-конференции, на которой Тони говорит о своём отце и о том, что Старк Индастриз перестаёт создавать оружие. Фавро пришла идея добавить чизбургер, потому что это показывает заземлённость Старка и добавляет нотку пофигизма, которая близка персонажу.

Позднее, MARVEL ещё ни раз даст персонажам в руки еду, как, например, тако Скотта Лэнга в «Мстители: Финал», но это чувствуется уже не так живо, потому что чизбергер в той сцене был менее навязчивой деталью персонажа, а тут это уже объект для шутки, гэга.

Начинается с 2:29

Также на этот счёт я вспоминаю сцену из «Мстителей», когда Стив Роджерс aka Капитан Америка херачит по груше, вспоминая эпизоды из войны. Мы видим, что он осознаёт высокий уровень своей силы и он привык запасаться грушами, которые неминуемо будут срываться с петель и отлетать от похоронного удара.

Её можно было разыграть как гэг как тот же эпизод в «Другой войне» во время пробежки, но режиссёр, Джосс Уидон, понимал, что эта сцена не должна быть гэгом, а должна описать то, что Кэп всё ещё живёт прошлым и ужасы той войны всё ещё мучают его. Небольшая деталь, но важная, особенно если учесть, что необходимо правильно раскрыть и других участников команды.

Подобные режиссёрские акценты и формируют восприятие, заставляя зрителей обращать внимание на то, что важно для них.

Кстати говоря о режиссёрах.

«Come and get you love» или вклад авторов

Не малую роль в первых фильмах MARVEL играли оригинальные авторские видения. Ранее я уже писал, как комедийное прошлое Фавро помогло работать над сценарием параллельно со съёмками, но есть важно помнить то, что и другие режиссёры добавляли идеи из своего режиссёрского арсенала.

Например, Кеннет Брана, режиссёр первого «Тора», имел за плечами огромный опыт в театре и особенно его интересовала тема Шекспира (именно он снял и сыграл главную роль в монументальном «Гамлете» 1996 года). Его любовь к Шекспиру перешла и в историю о двух наследниках Асгарда и даже сам режиссёр подчёркивал в интервью, что в Торе определённо много от работ английского драматурга.

Но, вероятно, самый известный пример авторского влияния – это «Стражи Галлактики» Джеймса Ганна. История о команде космических преступников, объединившихся в одну команду для спасения галактики от обезумевшего судьи… вообще была не такой в комиксах.

В комиксах Звёздный Лорд создал команду из героев для постоянной защиты галактики, но только вербовал он героев с помощью Мантис, которая телепатически заставляла тех присоединиться. Узнав это, команда распадается. Короче, да, в комиксах Питер был всё же «стопроцентным засранцем».

Первый вариант сценария был написан полностью на основе этой арки комиксов, а Ганн, когда только присоединился к проекту и увидел наработки, просто выпал в осадок и сказал, что итак дело не пойдёт, это не будет работать и надо всё менять.

Взяв свою любовь к историям про неудачников, вспомнив опыт работы над «Супер» (фильм о неудачнике, решившем стать супергероем), а также используя референсы к «Грязной дюжине», «Mass Effect», «Флешу Гордану» и «Звёздным воинам», Ганн переписывает сценарий, создав космооперу о побитых жизнью засранцах, но не «стопроцентных».

Яркие, но в то же время близкие зрителям, персонажи сами по себе стали захватывающей частью фильма, а необычных для фильмов MARVEL саундтрек в то время многих заставил слушать на репите «Come and get you love».

Короче говоря, подобный подход к истории выстрелил прямо в сердечко зрителям, кстати, что забавно, ту же схему, но поменяв бои в космосе на бои на пляже, Ганн применил и в новом «The Отряде самоубийц» (простите, но это не «Миссия навылет»).

Грех говорить что-то о MARVEL в плане авторов, но я не могу пройти мимо их «тёмной стороны»: контроля режиссёров. Я понимаю, что это вызвано конкретным стремлением к «единообразию» и необходимости иметь связную киновселенну, но в конечно счёте это приводит к казусам, когда режиссёр отказывается снимать фильм. Так было с моим любимы Эдгаром Райтом, когда он работал над «Чёловеком-муравьём».

Я был готов снять фильм в стиле MARVEL, но MARVEL не был готов снять фильм в стиле Эдгара Райта!

Эдгар Райт

Режиссёр

Короче, всё не так однозначно в плане работы с авторами, но в будущем заметно, что MARVEL больше доверяет к режиссёрам-ремеслинникам вроде Пейтона Рида или братьев Руссо.

И хотя можно смело возразить, что студия даёт свободу таким ребятам, как Куглер с «Чёрной Пантерой» или Вайтити с «Тором: Рагнорёк», но важно помнить, что эти режиссёры вполне лояльны к требованиям студии и не стремятся к каким-либо радикальным переменам, а если и предлагают что-то совсем другое, то, как правило, их решения не уходят за пределы общей концепции киновселенной.

Вот только в последнее время я поймал себя на мысли, что после «Финала» в MARVEL, что-то хрустнуло.

— У нас не так, как у MARVEL!

— Подожди… но ты и есть MARVEL!

Вернёмся снова в 2017 год. Тогда же вышел и «Логан» Джеймса Мэнголда и по этому фильму Nerdwriter сделал видеоэссе, в котором рассказано как трансформируются жанры и почему «Логан» — это признак тех самых перемен.

То самое эссе

Новая точка перемен – это «Джокер» Тодда Филипса, в котором, все вышеназванных примера режиссуры объединились и доведены до максимума. Только есть одна деталь: «Джокер» на данный момент не имеет привязки к киновселенной, а работает как самодостаточное произведение.

Я не знаю, возможно в будущем увидим как DC настругает оригинальных фильмов, а потом организует кроссовер, но пока, если рассматривать перемены внутри какой-либо киновселенной, то, как ни странно, они есть в MARVEL.

Есть сотни контрастных мнение касательно «Вечных», но я совсем не могу пройти мимо них, потому что это тот фильм, в котором MARVEL возвращается к режиссёрским истокам первой фазы.

В десяти персонажах истории есть отчётливые детали, дополняющие их образ, а авторское виденье Хлои Чжао, режиссёрши фильма, можно явно увидеть в картине, как, например, её любовь к съёмке с натуральным освещением (Лондон, джунгли), а как говорил Кумэйл Нанджиани на съёмках поощрялось импровизировать в диалогах, в том числе и во время драматических сценах.

Я понимаю, к «Вечным» можно относиться по-разному, но мне нравится то, что этот фильм стремиться отойти от приевшейся формулы и возвращается к корням киновселенной.

Просто я на самом деле люблю эти фильмы и именно из-за своей любви я чувствую искусственность некоторых из них (привет, «Возвращение домой» и «Капитан Марвел»).

Я люблю эгоиста, который больше всех готов пожертвовать собой.

Люблю киллеров, ищущих искупление.

Люблю деда, который пытается привыкнуть к настоящему.

Люблю хитрожопого хирурга, готового пожертвовать здоровьем в обмен на спокойствие вселенной.

Они живые для меня. За ними интересно наблюдать и они именно такие из-за того, что Marvel была открыта к любым творческим решениям, которые помогли бы углубить общие идеи, но, перефразирую классика, прибавление зрителей приходится оплачивать смертью персонажа… и пускай не сюжетно, но чувственно.

Может быть я и в правду сильно постарел, я начал чувствовать то пресловутое «раньше трава была зеленее», но всё же ни одна битва стенка на стенку не заменить «общий сбор».

До сих пор мурашки…

Я Желез… Я всё сказал.

Эссе помогали подготовить:

  • Нилирия — главный редактор и душа эссе. Спасибо, что помогаешь привести их в приятный вид!
  • Тони Кладовщик — серый кардинал. Спасибо за марафон MARVEL! Обязательно продолжим.
  • Вы — читатели моих мыслей. Спасибо, что вы здесь и дочитали до сюда! Буду рад если оцените это эссе и ещё больше буду рад, если мы сможем обсудить эту тему в комментариях, потому что там реально много чего можно обсудить. Надеюсь, что станем видеться чаще с вами!

Мой Паблик: https://vk.com/nvboss

P.S.: И всё же, не могу выкинуть из головы Райта…

#marvel #мнения #режиссёр #вечные #эссе #размышления

 

Источник

Читайте также