Предельно субъективный взгляд на самый экспериментальный фильм в многолетней серии о киборгах-убийцах (после первых двух частей), который в своё время подвергся волне жёсткой критики, из-за чего все планы о создании продолжения канули в Лету.
Милитаристский уклон режиссёра прослеживается буквально в каждом кадре: фильм открывается небольшим прологом, после которого тут же начинается зрелищная битва: кругом гремят взрывы, вертолёты терпят крушение, а сами Терминаторы убиваются с большим трудом, что превращает беготню даже вооружённого, опытного главного героя в тяжёлую игру на выживание. На протяжении остального действия бои разворачиваются как на земле, так и в воздухе, персонажи проводят десантные операции, пробираются сквозь минные поля, проникают на вражеские объекты.
«Терминатор: Да придёт спаситель» – это в первую очередь военное кино с атмосферой непрекращающегося сражения. В старых картинах войну будущего всегда демонстрировали небольшими отрывками, чтобы усилить контраст между гнетущим будущем и неопределённым настоящим, обозначить высокие ставки в случае вымирания людского народа. МакДжи в свою очередь наконец меняет привычный сеттинг франшизы — он всецело переносит нас в тёмный, лишенный каких-либо красок мир, где человечество было стёрто с лица Земли. После ядерной катастрофы почти уничтоженная атмосфера практически не рассеивает солнечные лучи. Для этого оператор фильма Шейн Хёрлбат применил технологию, при которой негатив содержал больше серебра, чем обычно, что обеспечивало контрастные тени и выбеленный свет. Кроме того, плёнку специально «старили», оставляя лежать на солнце, чтобы повлиять на её цветопередачу.
Выжившие стараются давать отпор Скайнету, но тот лишь усердно расширяет свою кибернетическую паутину. Вместе с тем мы получаем довольно-таки солидное разнообразие Терминаторов: есть устарелые, но всё еще грозные Т-600, железные угри, скоростные мотоциклы, жуткие истребители и даже гигантские машины высотой в многоэтажное здание.
Огромную роль в столь устрашающем восприятии киборгов также сыграл акцент на практических эффектах. «Да придёт спаситель» снят за 200 миллионов долларов, и техническое качество визуального ряда это полностью передаёт. За счёт колоссального труда творческой команды фильма действительно ощущается монструозность машин, при каждом их появлении на экране тебе становится не на шутку тревожно. Что касается оформления саундтрека, первоначально у режиссёра была своеобразная музыкальная концепция — один композитор должен был написать все «человеческие» темы, а другой — темы восставших машин. Затем была попытка привлечь к работе Ханса Циммера и даже автора главной терминаторской темы Брэда Фиделя, хотя использование именно классической темы МакДжи не планировал. Однако, когда к работе над саундтреком приступил Дэнни Элфман, композитор использовал некоторые мелодии из первых двух «Терминаторов» в непривычном эмбиентном звучании, тогда как основные темы написаны с симфоническим размахом.
Занимателен и следующий факт — изначально планировался выбор взрослого рейтинга R/18+, но студийные боссы настояли на смягчении жестокости ради желаемых кассовых сборов, что привело четвертую часть к становлению первым фильмом франшизы с ограничением PG-13/12+. К сожалению, решение не спасло картину от кассового провала — при ранее упомянутом бюджете в 200 миллионов мировой прокат остановился на отметке в 379, что стало печальным звоночком для продюсеров. Следом THE HALCYON COMPANY, занимавшаяся лентой, обанкротилась, и планы по развитию полноценной трилогии моментально свернулись.
Впрочем, у фильма также существовала альтернативная концовка, описание которой утекло в сеть до мировой премьеры. В ней полукиборг Маркус, сыгранный Уортингтоном, предлагает своё физическое тело умирающему от ранения Коннору, поэтому внешность Коннора накладывается поверх его машинного тела Маркуса. Позже герои встречают эту версию Маркуса, думая, что операция прошла успешно. Но в последние мгновения в глазах Коннора появляется небольшая красная вспышка, и он стреляет в Кейт, затем стреляет в Кайла Риза, стреляет буквально во всех в комнате. Скайнет победил. Что дальше – загадка.
В 2015-ом году мы получили софт-ребут в лице «Генезиса», который оказался жалкой попыткой паразитировать на былых успехах франшизы, а уже в 2019-ом права на неё вернулись Джеймсу Кэмерону, и фанаты преисполнились надеждой на качественное продолжение, которое должно было выкинуть из канона все фильмы за исключением оригинальных первух двух частей, разработанных тем же Кэмероном. Результат — «Тёмные судьбы» продемонстрировали, что дно ещё мало изучено и исследования могут смело продолжаться.
Возможно, «Терминатор: Да придёт спаситель» был далёк от понятия безупречного сиквела. Фильм создавался с производственными разногласиями, но он хотя бы пытался поговорить с нами о чём-то новым, прежде неизведанном. Картина обладала прекрасно созданной атмосферой апокалиптического будущего, умело управлялась с фансервисными репликами, которые органично вписывались в новую историю, не прогадала с кастингом, значительно расширила мифологию Скайнета и заодно могла похвастаться отличным экшном. Увы, авторам было не суждено снять обещанные сиквелы, и вскоре франшиза грохнулась в грязь.
В какой-то степени иронично, что «Да придёт спаситель», «Генезис» и «Тёмные судьбы» сняты с замахом на целые трилогии, но в каждом из этих случаев создателей преследовал провал. Если с последними двумя частями он более, чем заслуженный, то четвёртый фильм до сих обладает фактором пересмотра и выступает как минимум оригинальным способом продолжить наследие классических фильмов.