Мини-интервью с Михаилом Световым про TLOU2, VR, Half-Life: Alyx, игровую журналистику и кинокритику.
В конце июня либертарианец и председатель “Гражданского общества” Михаил Светов написал в твиттере несколько гневных твитов про The Last of Us: Part II.
В ответ Светова раскритиковали за то, что судит об игре, в которую, возможно, сам даже не играл.
Мы позвали Михаила на подкаст, где среди прочего, обсудили эту ситуацию. Как выяснилось, он и правда не проходил TLOU2 (зато проходил Half-Life: Alyx), но критиковал не саму игру — а индустрию, в которой нет конкуренции мнений.
Ниже — видео с таймкодом и расшифровка отдельных фрагментов.
Про скандалы вокруг The Last of Us: Part II
Я не считаю Last of Us 2 плохой игрой. Нападал я на журналистов, которые просто за повестку дали игре 10-ку вместо 8, причем дали единогласно. Заслуживающих 10-ку продуктов очень мало, а таких, которые могут разом получить 10-ку от всех журналистов, не существует вообще.
Это совершенно нормально, если она задела кого-то одного, двоих, но когда 95% журналистов дают 10-ку, то эти журналисты либо проплаченные, либо сама система настолько ангажирована, что не дала появится другим журналистам.
Проблема не в том, что персонажем становится женщина — в большинстве книг главные героини женщины. Есть истории, где главный персонаж может быть нетрадиционной ориентации, но когда игра строится исключительно вокруг того, что главный персонаж женщина или персонаж нетрадиционной ориентации – то это уже проблема. То есть, проблема в том, что повестка становится центральной частью повествования. Это только унижает женщин и людей нетрадиционной ориентации. Более того, это делает мир более эксклюзивным.
Есть реальные гомофобы, реальные расисты, есть люди, которые хотят убить всех, кто на них не похож.
Грань между этими двумя вещами абсолютно стирается — ее уничтожает моральная паника и интеллектуальная бессовестность.
Я постоянно ощущаю это на себе, когда журналисты Медузы признают меня главным расистом русского твиттера. Мне кажется, что я говорю взвешенные вещи, а они стирают грань между моими сторонниками и сторонниками, например, Позднякова.
Вы можете стирать грань между вещами, которые пишут либертарианцы и между вещами, которые пишет, например, Ричард Спенсер — но чего вы этим добьётесь? Более здоровых дискуссий от этого не получится, диалог в принципе исчезнет. Мне это несимпатично, но огромное количество людей сегодня работает на разрушение диалога, а не на попытку его наладить.
Про VR и Half-Life: Alyx
Когда я говорю, что не играю в игры, это не значит, что не играю в них совсем — просто играю редко, одна-две игры в год. В этом году я играю в Half-Life: Alyx, поскольку мне очень нравится VR. Alyx очень крутая.
Помимо того, что я либертарианский евангелист, я еще и VR евангелист, я считаю, что за ним будущее. Дома у меня под это выделена специальная комната, иногда я даже появляюсь в VR чате (но никому не скажу, как меня там зовут).
VR очень дорогой, большинству людей это недоступно в том виде, в котором я сделал это у себя дома. Сейчас там сумасшедшее количество проводов, ничего не работает, все очень глючит. Но это лишь дело времени. Когда это всё начинает работать, ты понимаешь — будущее уже началось. Подождём еще 10 лет, и все остальные это тоже поймут.
О “новой цензуре” на примере “Унесенных ветром”
«Унесенные ветром» — это идеальный фильм, он сделан настолько хорошо, насколько это возможно. “Вставка” об устаревших культурных ценностях в “Унесенных ветром” не имеет никакого отношения к кино, это прямая политическая пропаганда.
Про кинокомиксы
Мне не понравились 90% фильмов у Марвел. Понравились «Стражи галактики», а «Мстители» — это же мучительно скучно. Когда по комиксам снимает Нолан, то фильм становится искусством. «Тёмный рыцарь 2» реально крутое кино. Критики говорили, что Нолан слишком дидактичен, что фильмы у него делаются по схеме. Я с этой критикой не согласен, но она есть.
О фильмах и кинокритике
Не бывает не ангажированных людей, не бывает не ангажированного продукта, и самая главная манипуляция, которую проводят современные левые – это манипуляция, связанная с объективностью. Они говорят: «есть объективная журналистика, кино и прочее».
Есть фильмы, которые не нравятся лично тебе, но если фильм талантливый, то нельзя сказать, что этот фильм говно. У меня есть такие примеры. Например, Тарковский – режиссер, который мне не нравится, но который объективно хорош. Про Годара могу сказать то же самое. Они многое изобрели для того, чтобы другие это использовали. Фильмы Годара – это как лаборатория кинематографа, ты смотришь и понимаешь: вот этот кадр изменил кинематограф. Эти фильмы можно смотреть просто как набор приемов.
Есть отношение к фильму как к продукту и есть отношение к фильму как к набору качеств и, к сожалению, многие люди не умеют разделять эти две вещи, потому что продукт гораздо ценнее, чем набор качеств.
В пример могу привести фильм «Трасса 60» — фильм не выдающийся, никакая игра актеров, никакие съёмки. Но как продукт этот фильм состоялся, его интересно смотреть. А бывает наоборот, что есть какие-то крутые части, как у Годара, например, а сам продукт получается неинтересным.
Критикам часто сложно оценить фильм, как продукт, как произведение — они разбирают их на части. И из-за этой профессиональной деформации происходит то, что мы часто видим в критическом сообществе — вдруг оказывается, что мнение критиков расходится с мнением аудитории, потому что аудитория всегда оценивает только продукт, а критик может за деревьями не увидеть леса.