Мне было предначертано стать чувственным. Мне было предначертано стать писателем. Мне было предначертано написать это эссе.
Смысл. Поговаривают, что нет такой вещи, хоть в момент нужды мы и умудряемся находить его в самых различных местах. И на то есть объяснение: как не парадоксально, но бессмысленность — это тоже смысл бытия. Возможно, даже единственный и самый истинный из всех. Всю свою жизнь мы играемся с нулем и различными множителями в виде целей, искусства, творчества и прочего, дабы приумножить его фантомную пародию. Мы увиливаем от осознания оного до последнего момента, ведь иначе по заветам Библии в наше уравнение жизни уже добавится компонент скорби и его вполне реальные множители.
Говорят, что красота спасет мир… Так может, она спасет и наш внутренний от неминуемого экзистенциального кризиса? Некогда дома изысканной архитектуры станут бункерами, где в окружении своих смысловых украшений люди закроются от данной напасти и даже не пустят ее на порог. Если Вас также, как и меня, чудовищно испугала мысль из абзаца выше, то я предлагаю укрыться в крепости прекрасного, известной как Рим. За его стенами мы будем в безопасности, ведь там царит…
Великая красота (The Great Beauty)
📅: 2013
🕒: 141 минута
👀: 38 866 (КП)
📄 Синопсис: Аристократки, нувориши, политики, преступники высокого полёта, журналисты, актёры, декаденствующие отпрыски благородных семейств, священники, художники, подлинные или мнимые интеллектуалы… Всех их поглощает современный Вавилон, пока они ткут канву непрочных взаимоотношений, предаваясь суетной жизни на фоне старинных дворцов, огромных вилл и великолепных террас. Все они здесь, и никто не предстаёт в выгодном свете.
Апатичный и разочарованный 65-летний Джеп Гамбарделла, писатель и журналист, не расстающийся со стаканом джина с тоником, наблюдает за этим парадом влиятельных, но пустых и потерянных людей, которые производят на него гнетущее впечатление. Головокружительная картина потери нравственных ориентиров разворачивается в атмосфере великолепного и безразличного римского лета. Вечный город подобен умершей диве.
💬 Мнение: В качестве своего «привет» фильм использует большую и впечатляющую цитату со страниц «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, которая еще аукнется зрителю в самом финале картины. В один миг красивое изречение сменится залпом громыхающего орудия, что выстрелит прямо по своему наблюдателю, находящемуся вне экрана. Два с лишним часа его полета пройдут как по щелчку, а осколки в виде эстетичных кадров, утонченной музыки, интересных персонажей и вереницы цепляющих фраз осядут шрапнелью в недрах груди.
Содержание скрыто
Показать
Но прежде, чем вышеупомянутый снаряд все же достигнет своей цели, его первой жертвой падет обычный турист. Молва ходит разная: мол, от головокружительной красоты Рима его настиг синдром Стендаля, или же это просто был зритель фокус-группы, которой первой показали данный фильм. В любом случае, всякая «смерть» впоследствии отпоется, а затем еще и вдоволь оттанцуется, что и перенесет зрителя на зажигательнейшую богемную тусовку. Стоит обратить внимание и на способ телепортации — контрастный переход, как я его назвал. Воцарившаяся на миг тишина прерывается не сколько сменой кадра, сколько звуковым «скримером» в виде женского крика. Получилось очень интересно и запоминающе.
Содержание скрыто
Показать
Содержание скрыто
Показать
Под натиском происходящего драйва и движа тело зрителя начнет сдавать, и хоть маленько, но покачивать в такт играющей Far l’Amore. Мое же ассоциативное мышление на миг пробило брешь в данной кинореальности и отослало прямиком к «Экстазу» Гаспара Ноэ, где на начальных порах также присутствовала длинная танцевальная сцена. Правда, та была куда скучнее и ее надо было прям высиживать как курица яйцо. Здесь-то нам и представляют главного героя.
Джеп Гамбарделло — интеллектуал, журналист и писатель. За его плечами имеется шедевр итальянской литературы «Человеческий аппарат», с которым он выстрелил аж целых сорок лет назад. Все его окружение — сплошь богема таких же эрудированных выходцев из других областей. Бывает, он вечерами с ними собирается у себя и устраивает разговорные прогоны на разные темы. (Подобные сцены очень напомнили любимый мной «Человек с Земли»)
Вот-вот ему стукнуло 65 и его блестящий ум отравила, казалось бы, здоровская, но на деле гибельная мысль.
Только беда оказалась в том, что его вишлист абсолютно пуст, а принятое решение уже бесповоротно разрушило спасительные декорации былого Рима. Так, Гамбарделло оказался в лабиринте, в который сам себя и загнал. Бродя по нему, он отчаянно ищет смысл дальнейшей жизни, а также укрытия от все больше одолевающих ностальгии по молодости и нарастающей разочарованности в настоящем.
Содержание скрыто
Показать
Как и Скотта Пилигрима, поиски приводят Джепа к своей Рамоне. Молодящийся 42-летний паллиатив в женском обличье открывает для чувственного писателя портал в тот самый Рим, на улицах которого еще можно созерцать смысл… но лишь на миг. Увы, Рамона — ключ от всего в ином фильме, а значит не способна окончательно освободить Гамбарделло из плена его тяжелых дум.
Содержание скрыто
Показать
Ключи же этого фильма лежат в чемодане у местного хранителя Стефанно, что открывает ими двери роскошных «тюрем» с шедеврами искусства. Однако несмотря на всю их прекрасную плененную красоту, ее все же недостаточно, дабы вновь осветить Современный Вавилон палитрой убаюкивающей надежды.
Содержание скрыто
Показать
«Красотища!», а именно так предлагает перевести название мой книжный ментор, всецело оправдывает свое имя каждой минутой хронометража. Однако имеющийся вариант перевода все же подходит лучше и вот почему:
Содержание скрыто
Показать
Странное дело, но Джеп одновременно и одинок, и нет в переживании этой отягчающей меланхолии. Всё его окружение страдает от ровно таких же симптомов… А всё потому, что данной экзистенциальной чуме подвержены именно умные люди, коими они и являются. И пусть болезнь у них всех общая, пытаются бороться они с ней исключительно порознь.
Содержание скрыто
Показать
Романо, лучший друг Гамбарделло, также гонится за любовью в виде стервозной девицы Рагаззы, а вымотавшись и устав, уезжает обратно домой. Другая из их окружения — Стефания, пытается спасаться самообманом, выстроив вокруг своей жизни кучу иллюзорных защитных декораций, которые позже и нехотя будут деконструированы Джепом.
Содержание скрыто
Показать
Тщетные поиски и бесконечные хождения в лабиринтах осмысленности наводят лишь на опустошающее разочарование — сильнейшего отторжителя нашего бытия. Разочаровавшись однажды, как нам можно очароваться вновь… Прям как в тот самый первый раз, когда будто ничего и не было. Так может пора уже перестать бегать от бессмысленности в поисках эфемерного замысла? А взамен, просто смириться… и научиться жить дальше без него.