Ещё один взгляд на Русалочку Андерсена

Произведение «Русалочка» эксплуатирует образ инфантильной дурочки (более поздний аналог — Ассоль), в кои-то веки решившей что-то сделать самостоятельно. Невзирая на общественное порицание, всяческие табу и даже межвидовую связь, она упорно стремится к своей цели, как лосось на нерест. Её не останавливали ни чувства родных и близких, ни связь с криминальным магическим элементом, ни приобретённые физические недостатки в виде немоты и адской боли в свежепришитых ногах.

Фанатизм — вот как это называется. Вплоть до психического нарушения, именуемого «навязчивая идея». Поэтому осуждать Русалочку никак нельзя, она попросту невменяема.И, опять же, обретя ноги и поселившись во дворце, она свою цель полностью выполнила. Вот он принц, вот они ноги, она стала полноценным человеком. Именно поэтому она никак не выражала своих чувств к принцу (способов обойти запрет ведьмы была масса), а лишь жила человеческой жизнью, страдая и наслаждаясь в полной мере.

Когда же подошёл срок вернуться домой, убив принца, она не смогла этого сделать. И главной причиной тут послужила не любовь (которая была лишь пиком её фетиша — сухопутной жизни), а отсутствие мотивации. Пожив в этом «сухом и тёплом человеческом раю», она больше не смогла бы жить старой скучной жизнью на дне морском, да ещё и триста лет. Это было бы хуже ада — познав единожды рай, вернуться в пучину обыденности. Именно поэтому она предпочла смертельную бездеятельность пагубным действиям, что позже было воспринято как некое высшее благородство.

 

Источник

Читайте также