Коротко про Дюну — неспешный и обволакивающий аудиовизуальный оргазм, палящее солнце, жажда, и песок, много песка. Если любите Вильнева, ещё не смотрели фильм и читаете это, то че вы вообще сидите? А теперь подробнее. Хотелось бы покороче, но чёт я так не умею.Сейчас из каждого утюга только и слышно что про Дюну. Но оно и неудивительно: во-первых, это же Дюна, кто не читал, тот играл в серию стратегий, или смотрел экранизацию Линча, или вообще хоть краем уха но что-то слышал, во вторых, это же Вильнев, ну и в-третьих, ковид — крупные релизы теперь большая редкость. Если честно, я хоть и фанбой Вильнева, идя на фильм, вместе с трепетом испытывал скепсис, потому что мне не понравились трейлеры, которые выглядели слишком по-голливудски, ну и первые рецензии были противоречивы.
Про сюжет умолчу, вы и сами знаете, а если не знаете, то щас куча статей на эту тему повсюду. Для чего столько именитых актеров понятно — фильм на 2,5 часа с бюджетом 150 миллионов сам себя так просто не окупит. В целом они все хорошо вписались, а Шаламе и Айзек реально похожи внешне, как отец и сын. Главное, что ощущаешь чуть ли не с первых минут — Вильнев смакует. Порой кажется, что он сам пожил какое-то время в снитче вместе с фрименами, и возможно даже встретился с Шаи-Хулудом (да, сленга в фильме, как и в книге, много), и видно, что ему важно перенести первоисточник на экран, ну чуть ли не дословно.
Арракис — планета-пустыня, и 85% времени мы проведём на ней. Обычно пустыня в играх и кино это такая развлекательная локация, которая на контрасте с каким-нибудь лесом или городом выглядит ярко и красочно, разбавляя визуальный ряд. Здесь же пустыня это большая часть фильма. И буду честен, фильм так и запоминается — герои, что-то делающие на фоне пустыни, и каких-то кадров, которые врежутся в память навсегда, как в блейдраннере 2049, здесь нет, но при этом при просмотре челюсть отвисает. Парадокс, но приятный парадокс.
Насчёт музыки. Здесь Циммер. Что ещё нужно? Барабаны и восточные мотивы застрянут в ушах, будьте уверены. Надо сказать, музыка больше фоновая, аритмичная, как походка фрименов, которые не хотят привлекать песчаного червя, в ней практически нет мелодии, и она не оттягивает на себя сильно много внимания, как например в Интерстелларе, где музыка сама по себе отдельная единица, со своим внутренним сюжетом. Но суть в том, что в Дюне она звучит постоянно, практически вообще не прерываясь. А иногда хотелось бы немного посидеть в тишине, услышать гул пустынного ветра, или как журчит вода в сцене прощания с планетой Каладан, и фильму бы это добавило немножко жизни, которой как раз не хватает, и это наверное главный минус фильма. С одной стороны Вильневу дали свободу, и многие сцены, которые в ином случае сто процентов бы вырезали, тут остались. С другой — фильм все таки ощущается таким голливудским мастодонтом, где много эпика и пафоса, и ему не хватает щепотки тех самых специй, немножко авторского видения. Зато тут есть любимое горловое пение.
Любопытно, что с Дюны черпали вдохновение и Лукас, и вообще чуть ли не все, кто снимал сай-фай, и, казалось бы, за столько лет сеттинг должен стать избитым, ведь классика научной фантастики и все такое, но мир Фрэнка Герберта сегодня выглядит особенно оригинальным — все эти бесконечные бластеры, светящиеся клинки, автоматические двери (в Дюне чаще всего их двигают своими ручками) уже настолько замозолили глаза, что местное будущее, которое не представлено как абсолютная цифровизация со всякими андроидами и искусственными интеллектами, словно глоток свежего воздуха.
И тут принципиальное отличие от Звездных войн, и им подобных. Их фишкой всегда было динамичное повествование с постоянной сменой планет, локаций, и, соответственно, визуального ряда. А теперь представьте, что Люк весь фильм проводит на Татуине. Согласитесь, звучит уже не так увлекательно.
В дюне же, и благодаря хронометражу, и благодаря грамотно и интересно выстроенной вселенной книги, тебя плавно погружает внутрь повествования, и вот через два часа ты уже физически чувствуешь, как песок сыпется сквозь пальцы, и щуришь глаза от палящего солнца, проникаешься аскетичными интерьерами, хочешь побольше узнать про то, как устроена империя, про жизнь местных жителей — фрименов, и как бы не была эта планета для нас, чужаков, и совсем не фрименов, враждебна, как бы не хотелось пить, все равно, хочется остаться там, на Арракисе. Конечно, смотреть только в кинотеатре. Кстати, специи звучит очень глупо. Спайс все таки лучше.
https://t.me/thatshotishot — подписывайтесь в телеграм, дропаю туда что-то подобное.