Криминальные и военные драмы, исторические фильмы и даже мелодрамы, объединённые значительным хронометражем и действием, которое развивается на фоне значимых исторических событий или как их часть.
Разумеется, 12 мест недостаточно(в этом списке фильмов 5, ещё 7 будет во второй подборке, либо же выйдет дополнительно два поста по 3-4 фильма), чтобы упомянуть все стоящие фильмы такого рода, а многие из них я попросту даже не видел. В списке(полной версии из 12 фильмов, которую я планировал выпустить одним постом, но передумал, поскольку написание занимает больше времени, чем планировалось) есть как широкоизвестные, так и подзабытые полотна.
Часть фильмов отсутствует просто для того, чтобы осталось место другим, менее именитым, но едва ли худшим творениям(так что не злитесь, когда не увидите «Титаник» или «Унесённых ветром»). В этом посте, так уж получилось, в основном относительно известные фильмы производства Голливуда из второй половины века, но в будущие подборки попадут и менее очевидные претенденты.
«Песчаная галька»(The Sand Pebbles, 1966, США)
Джеймс Холман(Стив Маккуин) – моряк, знающий корабельные двигатели до винтика. Мастерство не спасает Джеймса от постоянных переводов с одного корабля на другой – характер, наверное, не тот. В этот раз он оказывается на судне USS San Pablo, патрулирующем реку Янцзы в Китае. Команда San Pablo встречает Холмана прохладно: Джеймс пытается исправить бардак на судне, ответственно выполняя свою работу и аккуратно указывая остальным на их недостатки, но других моряков это только раздражает.
Обострённое чувство справедливости тоже не приводит Холмана ни к чему хорошему. Пытаясь помочь Френчи, единственному человеку на борту San Pablo, с которым Холману удалось завести дружбу, Холман вместе с ним «крадёт» добродетельную девушку по имени Мэйли у сутенёра-китайца. Поступок кажется благим, но даже добрыми делами не восстановить безнадёжно испорченную репутацию американцев в Китае. К иностранцам относятся как к чуме, как к опиумному яду, которым незваные гости с запада многими десятилетиями отравляли Китай.
В любом поступке видится злой умысел, а клевета распространяется без каких-либо препятствий со стороны здравого смысла. Продолжая искать друзей там, где не стоит, персонаж Стива Маккуина наживает врагов и навлекает беду на весь экипаж. Последний шанс выдаётся главному герою, когда команда получает приказ спасти миссионеров, оказавшихся под горячей рукой всеобщей ненависти китайцев к американцам. Возможно, хотя бы в бою Холману пригодится его смелость и чувство долга и справедливости.
Фильм в общем-то отличный, но, возможно, немного затянут в первой половине. Сюжет не самый банальный, герой Маккуина(Холман) написан и сыгран так, что способен вызвать уважение и немного жалости. Интересна сюжетная линия со спасением Мэйли от сутенёра, начинающаяся с того, что Френчи(чувственно сыгранный Ричардом Аттенборо) смог разглядеть в ней больше, чем обычно видно грубым морякам, изголодавшимся по женскому телу. Последние минут 30 режиссёр уделил экшену. Во время сражения тревожишься за героев, как за своих старых друзей, а всё потому, что к этому моменту действительно успеваешь к ним привязаться. С технической стороны тоже выполнено неплохо: джонки китайцев разлетаются в щепки красиво и мощно.
«Поездка в Индию»(A Passage to India, 1984, Великобритания/США)
Признаюсь, я не большой знаток культуры Индии и её истории. Если вы можете сказать то же самое про себя, то, возможно, не захотите смотреть фильм об этой стране. А зря: так, на мой взгляд, получится даже атмосфернее. Подобно тому, как Питер Уир мистифицировал Австралию в своём «Пикнике у Висячей скалы», Дэвид Лин нагоняет туман на Индию времён движения за независимость 20-х годов. Большинство действующих лиц фильма – британцы. Впервые попав в этот сказочный восточный мир, они смотрят вокруг, широко открывая рот от удивления, и идут дальше, считая, что понять здесь что-либо невозможно.
Мисс Квестед так не думает: она плывёт из Англии к своему будущему мужу, работающему судьёй в индийском городе Чандрапор(вымышлен) и, кажется, готова погрузиться в настоящую Индию, поговорить с людьми всех сословий и услышать каждого из них. Адела Квестед собирается немного осмотреться, и директор местной школы, Ричард Филдинг, поддерживает её интерес к идее посещения Марабарских пещер, предложенной другом Филдинга, доктором Азисом(который будет проводником). Филдинг должен ехать с остальными, но опаздывает на поезд, так что мисс Квестед остаётся один на один с пещерами и неизвестным ей менталитетом.
Фильм не был бы так интересен, если бы не его герои, особенно доктор Азис, сыгранный Виктором Банерджи. Это очень многогранно исполненный персонаж, который проявляет и уязвимость, стыдясь привести британских гостей к себе в дом, не отличающийся богатым убранством; и силу, когда из этого дома(здесь я имею в виду Индию) нужно выдворить непрошенных гостей. Он проявляет открытость и ожидает от других того же, забывая о личных границах. Он остаётся непонятым. Он – этакий символ Индии, готовой принять того, кто, в свою очередь, примет её такой, какая она есть.
«Барри Линдон»(Barry Lyndon, 1975, Великобритания/США)
Мрачная драма Стэнли Кубрика, рассказывающая историю человека по имени Барри Линдон. Жил когда-то в глубине Ирландии такой юноша, который слушал маму, верил в справедливость и любовь. Мало кто узнал бы в нём Барри Линдона, того самого. Барри прошёл путь с самого низа. В молодости он убил на дуэли человека, собиравшегося жениться на его возлюбленной. Как позже оказалось, дуэль была не настоящей: Барри обманули, чтобы он уехал, опасаясь правосудия за убийство человека, и не мешал заключить выгодный для всех брак.
Не успев отъехать от своего дома, Барри столкнулся с неприятностями: на узкой тропинке его встретил грабитель. К сожалению, это был далеко не Робин Гуд, поэтому бедность не спасла молодого человека, и он остался без последних денег. Наверное, как раз после этого случая, хотя точно мы не узнаем, Барри понял, что правами пользуется тот, кто силён. Живя по такому принципу, Барри Линдон добился почти всего, о чём только мог мечтать в детстве. Ценой была ненависть сына и красавицы-жены, а также маска притворства, за которой почти не осталось собственного Я и каких-либо принципов.
Кроме интересного сюжета, фильм выделяется качеством реквизита, съёмки и актёрской игры, которая не может быть плохой, иначе, зная Кубрика, он просто не отпустил бы актёра со съёмочной площадки, пока не получит требуемого результата. Освещённость в некоторых сценах была на уровне всего около 3-х кандел, поэтому использовались объективы, разработанные для съёмки посадок на Луну в рамках программы «Аполлон». Это самые светосильные объективы среди использовавшихся в производстве кино. Много времени потратили на исследование одежды 18 века. Кружева и ювелирные изделия выглядят аутентично(скопированы с картин Гейнсборо), а некоторые костюмы были подлинными образцами своего времени.
«Мост через реку Квай»(The Bridge on the River Kwai, 1957, Великобритания/США)
«Мост через реку Квай» лично мне запомнился своим сценарием, идущим против всех правил, и сияющей красотой острова Цейлон, где проходили съёмки. Начнём с первого. Отряд британских военных под командованием полковника Николсона попадает в плен к японцам. Главный у японцев – полковник Сайто, создающий впечатление человека разумного. Он воодушевляет пленных перспективой «обретения радости в труде»: они будут строить мост. Полковник Николсон без колебаний возражает Сайто тем фактом, что среди его солдат есть офицеры, а Женевская конвенция запрещает использовать труд пленных в таком звании.
Сайто плевать хотел на Женевскую конвенцию. Разозлившись, он сначала собирается убить Николсона, а потом передумывает и сажает бунтаря в своеобразную тюрьму, надеясь того сломить и заставить трудиться. В это время остальные(и офицеры тоже) работают, находясь в гораздо лучших условиях. Поступок, совершённый полковником, кажется героизмом на грани с безрассудством. Мораль этих действий не совсем ясна.
Полковник поступает по чести, но это кажется неуместным в его ситуации. Гораздо проще понять тираничного Сайто, действующего жестоко, но практично. Неожиданно стратегия Николсона срабатывает: японцы оказываются плохими инженерами, и Сайто выпускает полковника, чтобы тот руководил стройкой вместе со своими офицерами. Николсон ещё больше убеждается в том, что был прав, и продолжает действовать так, чтобы сохранить достоинство.
Ему становится этого мало, он собирается унизить врага, доказать своё моральное и интеллектуальное превосходство, построив мост, который сможет простоять многие годы, служа уже мирным людям и прославляя военнопленных, которые его соорудили. Измождённый ум полковника не учёл, что война – это парадокс. Нужно убивать, чтобы остановить смерть; нападать, чтобы защититься, и разрушать, чтобы потом строить заново, а правило здесь только одно: выживает сильнейший.
Конечно, реальная психология фильма гораздо глубже. Думаю, самолюбие Николсона всё же было задето, и он захотел отыграться. Не желая принять реальность, в которой он фактически раб, которому остаётся только саботировать стройку всеми возможными способами, Николсон придумал высшую цель, в которую искренне поверил.
Из описания, изложенного выше, можно подумать, что это камерная история, хотя на самом деле всё не так. Есть несколько сюжетных линий, которые сходятся в острой развязке. Виды масштабны под стать истории, фильм выглядит потрясающе:
«Парни что надо»(The Right Stuff, 1983, США)
Несмотря на то, что фильм рассказывает о космической программе США, есть в нём что-то общечеловеческое. Во-первых, главные герои не сводятся к механизмам: они – олицетворение человеческой неукротимости, символ бесстрашия и амбициозности. На каком-то этапе программы рассматривается идея запуска в космос обезьяны прежде, чем туда отправится человек.
Обезьяна вполне способна выполнить сбор нужной научной информации, нажав кнопки в требуемой последовательности. Космонавты единодушно выступают против: это не те люди, которые работают просто ради денег, для них полёт в космос это мечта, возможность увидеть великолепие нашей Земли из бескрайнего космоса и ощутить себя частью чего-то большего.
Фильм наполнен дружбой, здоровым соперничеством и искренними эмоциями от того, что то, что когда-то было детской фантазией, воплощается в жизнь. В конце картины участники космической программы сидят в зале на мероприятии в их честь. Они гордятся своей работой, своими верными жёнами, поддерживавшими их на протяжении всей их карьеры, сопряжённой с огромным риском и долгими тренировками вдали от дома.
Они(жёны) тоже герои. Не каждый готов затаив дыхание ждать худшего, наблюдая за стартовой площадкой космического корабля, заполненного тоннами взрывоопасного топлива. Будучи всего лишь зрителем, всё равно ощущаешь гордость за этих парней и вообще за всех людей, жертвующих собой во имя всего человечества. Свет в зале тухнет и начинается представление – теперь не нужно прятать слёзы, в темноте их никто не увидит.