«Элвис» База Лурмана делает то же, что и новый «Топ Ган» — возвращает ко временам, когда кино было проще

Не фильм, а два с половиной часа отличной музыки и ярких клипов от режиссёра «Мулен Руж».

«Элвиса» от База Лурмана очень легко ругать. Можно даже сказать, что при подробном разборе фильма его не получится не ругать, ведь сюжет картины просто хаотичен.

Режиссёр попытался уместить в два с половиной часа вообще всю насыщенную жизнь артиста, да ещё и заполировал это отсылками к социальным темам: эпохе маккартизма, сегрегации, убийствам Кеннеди и Мартина Лютера Кинга.

Мало того, от монтажа иногда можно получить чуть ли не эпилептический припадок: к безумным склейкам в стиле «Богемской рапсодии» добавили сплит-скрин, да ещё и нелинейность.

«Элвис» База Лурмана делает то же, что и новый «Топ Ган» — возвращает ко временам, когда кино было проще

За всё это фильм можно критиковать. Вот только делать этого совсем не хочется. Ведь это вернулся Баз Лурман, а от него странно ждать чего-то другого. Именно он когда-то придумал совершенно китчевую экранизацию «Ромео и Джульетты» с Леонардо ди Каприо, где герои называли свои пистолеты мечами.

Он смешивал времена, жанры и стили в «Мулен Руж», заставляя обитателей французского театра XIX века петь Smells Like Teen Spirit. Он же снял «Великого Гэтсби» с яркими костюмами, электросвингом и дабстепом.

Так что же, мог Лурман внезапно выдать последовательный байопик про знаменитого певца в стиле той же «Богемской рапсодии»? Вот уж вряд ли.

Поэтому стоит заранее подготовиться, что «Элвис» — не попытка рассказать о жизни певца, а очередной мюзикл, который Лурман вполне мог снять лет 20 назад, когда ожиданий от музыкального кино было на порядок меньше.

Единственный сюрприз сюжета в том, что главный герой — не Элвис (его играет очень харизматичный Остин Батлер, не слишком похожий на прототип). Нет, фильм, конечно, про него. Но рассказывает историю гораздо более интересный персонаж — полковник Том Паркер (Том Хэнкс в очень неожиданном образе).

Он выступает одновременно и основной движущей силой сюжета, и злодеем — этаким Мефистофелем, который предлагает молодой звезде контракт на его душу (то есть на искреннее творчество) в обмен на популярность.

Увы, даже с этим героем запала хватает только на половину картины. Поначалу он и правда выглядит неоднозначно, совмещая расчётливость и заботу. Но потом превращается в совсем уж опереточного злодея.

Однако без акцента именно на Паркере «Элвис» потерял бы половину своего обаяния превратившись в банальную историю становления звезды и тяжёлой доли кумира миллионов.

Хотя на самом деле, зачем обо всём этом говорить? Ведь Лурман просто выдаёт то, что от него ждут: два с половиной часа музыкальных номеров и великолепных костюмов.

За последнюю составляющую отвечала жена режиссёра — четырёхкратная лауреатка «Оскара» Кэтрин Мартин, создававшая наряды и для предыдущих его работ.

Так что ждите волну модных вечеринок по «Элвису», как было с «Мулен Руж» и «Великим Гэтсби».

Но всё-таки главное достоинство — музыка. Лурман позвал в фильм композитора Эллиотта Уилера, с которым они работали над крайне недооценённым сериалом «Отжиг». Именно он превратил саундтрек «Элвиса» из набора всем известных песен в безумную смесь стилей, причём иногда в рамках одной композиции.

Часть треков перезаписали с вокалом Остина Батлера, в других оставили оригинальный голос Элвиса, но в сцене телеэфира ’68 Comeback Special сменили весь инструментал. Но главное даже не это. Лурман снова собрал саундтрек из мэшапов на грани пошлости.

Это когда песня короля рок-н-ролла переходит в рэп от Эминема, или знаменитую Hound Dog начинает петь Биг Мама Торнтон, а после первых строчек к ней присоединяется Doja Cat.

Здесь даже есть композиция, смиксованная из нескольких разных песен Элвиса. И модные Måneskin. И гитара Джека Уайта. И дуэт Стиви Никс и Криса Айзека. И ремикс песни Пресли от Tame Impala. И ещё. И ещё. И ещё… Просто какой-то рай для меломана.

При этом структура следует классическим мюзиклам. Герои получают свои «темы»: отношения Элвиса с мамой — Heartbreak Hotel, его общение с полковником — Are You Lonesome Tonight, и так далее. Только в данном случае эти «темы» не написаны под персонажей, а взяты из классики. Прямо как в «Мулен Руж».

Видеоряд же здесь просто дополняет музыку. Если речь идёт о перезаписанных реальных выступлениях певца — всё снято с почти документальной точностью, вплоть до костюмов массовки в ’68 Comeback Special.

Если же это вымышленные сцены, то Лурман снова берётся за свой любимый гротеск: выкручивает на максимум яркость картинки и экспрессию каждого героя.

И в итоге от фильма остаются очень необычные впечатления. Его можно и даже хочется поругать за сумбур. Но если выкинуть из картины вообще все сюжетные составляющие и оставить её просто мюзиклом, где вся жизнь подана только через песни Элвиса и необычные миксы… хуже не станет.

Можно просто два с лишним часа смотреть крутые клипы и представлять, что сейчас — начало нулевых: каверы известных треков в кино ещё не надоели, каждый второй не критикует фильмы за то, что «персонажам нельзя сопереживать».

Как ни странно, эти ощущения очень близки к реакции на новый «Топ Ган», сюжет которого не выдерживает никакой критики, но его никто и не обсуждает. Ведь там крутые парни летают на самолётах и побеждают злодеев. Или глупые приключения в «Затерянном городе», слишком похожем на «Роман с камнем».

Все эти картины делают вид, что последних 20-30 лет просто не было: подход к съёмкам и даже выбор тем в кино не изменился. Достаточно просто сделать яркое и драйвовое зрелище, чтобы зритель два часа смотрел на красивую картинку. А в данном случае ещё и слушал музыку. Не более того. Хорошо же.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#elvis #обзоры #мнения #элвис.

 

Источник

Читайте также