Экзистенциальная сказка: рецензия на мультфильм «Этот дом»

Жуткая антология, где собрались Нил Гейман, Франц Кафка и Уэс Андерсон.

Пока все ждали и смотрели «Трагедию Макбета», Netflix выпустил не менее интересный эксклюзив: сборник историй про таинственный дом, разыгранный в технике стоп-моушен. И от него становится по-настоящему неуютно.

В первой истории мы видим вариацию традиционного сюжета: родители оказываются жертвами темных сил, а единственные, кто понимает это, их дети. После неудачного визита родственников отец небогатого семейства впадает в отчаяние и соглашается на сделку с местным дьяволом. Теперь семья должна переехать из обветшалого домика в роскошный особняк – совершенно бесплатно. Только вот вернуться возможности не будет.

В первые минуты этой незатейливой сказки на ночь в голове неоднократно всплывает «Коралина» Нила Геймана – слишком уж много знакомых тропов вроде фантасмагоричного антагониста и поколенческой дистанцированности. Но Энда Уолш, сценарист мультфильма, идет дальше и гораздо глубже забредает в готические корни жанра. Темные закоулки дома отдают мрачным сюром, и к финалу они не становятся светлее.

Во втором сюжете героем становится антропоморфная крыса (в титрах она названа всего лишь девелопером – специалистом на все руки в сфере недвижимости). Девелопер вкладывает все силы и последние средства в основательный ремонт дома, после продажи которого собирается закрыть все кредиты и основательно изменить жизнь. Однако сделку с потенциальными покупателями намереваются сорвать полчища жуков-кожеедов. Да, это тот же проклятый дом, сказочный двойник «Оверлука», только пару веков спустя.

Тон истории кардинально меняется, как только экран заливается солнцем, а атмосфера разряжается. Но это обман, маскирующий дальнейшие повороты рассказа. Безобидных жуков становится все больше, и в какой-то момент они даже начинают танцевать: вроде и по-диснеевски, но на деле макабрически. В кафкианском финале сплетаются фатализм, абсурд и экзистенциальный подтекст.

История третья: вроде бы не очень далекое будущее; город (и, наверное, планета) затоплен и над ним возвышается только высокий особняк. Хозяйка дома, антропоморфная кошка, переоборудовала его в отель, но почти все ее жильцы съехали, а те, кто остался, платят рыбой да камнями. Ключ к привлечению жильцов и выходу из бедности видится в капитальном ремонте жилища – но продвигается он со скоростью плывущей черепахи.

Самая «нормальная» часть мультфильма. Действие проходит расслаблено и мило, в духе «Бесподобного мистера Фокса». На этот раз оно тянется не к готической сказке или психологическому триллеру, а всего лишь к независимому кино. Размеренное повествование только раз прерывается мистическим видением, после которого все встает на свои места.

Сквозной темой через весь мультфильм проходит бедность. Из нее произрастают страхи, тревоги и − их воплощения. Бедность толкает на сомнительные сделки и превращает жизнь в вечную гонку за лучшей долей. Но в целом новеллы так и остаются самодостаточными зарисовками. Хоть они и объединены образом загадочного дома, единая история не складывается. Ровно так же мы ничего не узнаём о доме и его архитекторе. Перед нами словно вырванные из летописи особняка сюжеты: проследить через них динамику или характеры персонажей не выходит. И все же в конце звучит общий комментарий, дающий надежду и показывающий решения конфликтов.

Абстрагируясь от тяжеловесного фона, стоит сказать, что из «Этого дома» вышло интересное приключение. Жанры в нем меняются каждые полчаса, в глазах не рябит от количества событий и персонажей. Истории достаточно просты, при этом в них сохраняется интрига до самого конца. А потрясающий музыкальный номер из второй новеллы – лучшая отработка жанра черной комедии. Во время такого забываешь даже про голоса Мии Гот («Суспирия»), Мэттью Гуда («Хранители»), Хелены Бонем Картер («Гарри Поттер») и саундтрек Густаво Сантаолальи («Одни из нас») с вокалом Джарвиса Кокера из Pulp («Гарри Поттер и Кубок огня»).

Включая мультфильм с любовно изготовленными куклами, меньше всего ожидаешь увидеть притчу о разъедающих страхах и экзистенциальной вине. Но у него выходит подать этот сложный слой сбалансировано и мягко, не забывая про развлечение зрителя. «Этот дом» оказывается неожиданным подарком всем поклонникам стоп-моушен анимации, мрачных сказок и сюжетов с двойным дном.

 

Источник

Читайте также