Экспансия | Обзор романа «Пепел Вавилона» Дж. Кори

Джеймс Кори и увядание его писательского гения

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о книжном цикле, который в начале был великолепен, а потом скатился… А потом внезапно снова стал хорош, но затем снова скатился… Как же я был рад вернуться к циклу The Expanse, пятую книгу «Игры Немезиды», я читал прямо взахлёб, словно первые два романа, хотя и по количеству всевозможных сюжетных «интересностей» она до них и не дотягивала, и всё-таки неслабо цепляла и не отпускала поспать! В конце меня ожидал неприятный сюрприз: «Игры Немезиды» стала первой книгой серии, в которой отсутствует логическое завершение, словно в сериале, всё обрывается на самом интересном месте.

Это стало для меня неожиданностью, ведь все прочие книги «Экспансии» до этого являлись полноценными законченными историями. Но я всё же подумал, наверняка авторы не просто так спустили на тормозах в последней четверти книги весь экшен и испытания выпавшие на долю героев; значит весь эпик и самый сок они оставили на потом, то есть раскрыли его в «Пепле Вавилона»! Так ещё ведь и намёк на протомолекулу оставили, про которую в пятой книге, казалось бы, забыли…

Так получилось, что и шестой роман был у меня под рукой, и я тут же приступил к его прочтению. До самого конца я ожидал какого-то взрыва, чего-то внезапного, чего-то такого, что всколыхнуло во мне все чувства, когда я читал «Пробуждение Левиафана» или же нечто вроде катастрофы случившейся в «Играх Немезиды» на Земле, но только в масштабах уже всей Солнечной системы… Однако в итоге я с печальным вздохом захлопнул книгу, прочитав последнюю страницу, убрал её на полку и зарёкся, что никаких больше надежд на будущие книги The Expanse я возлагать больше не буду и никаких авансов и скидок Джеймсу Кори больше делать не стану…

Понимаю, что некоторые из вас уже сейчас поняли в каком ключе будет дальше следовать обзор. Сразу скажу, что я не собираюсь прямо-таки разносить «Пепел Вавилона», в конце концов – это не плохая книга, но и хорошей назвать её у меня язык не поднимается. В этом посте я хочу рассказать вам чем мне так не понравился шестой роман «Экспансии» со своей чисто субъективной точки зрения, а вот будет ли он интересен лично вам – вы уже решите пост скриптум.

Итак. На чем окончилась история в предыдущей книге? Ах да, она не закончилась. Однако! Мы теперь знаем куда пропадали всё это время военные корабли Марса и кто стоял за уничтожением флота Земли и за катастрофой, которая развернулась на этой самой земле в «Играх Немезиды». То есть все точки над i расставлены: мы теперь знаем врага в лицо, силы человечества чётко разделились на две стороны – астеры-радикалы и объединённые силы пыльников и землян, которые хотят восстановить пошатнувшееся мироустройство в Солнечной системе.

Казалось бы мягкая, спокойная концовка пятой книги – это такое затишье перед бурей, которая должна была разразиться буквально в самом начале следующей книги… по крайней мере именно такие ожидания возникли у меня и поставьте лайк, если почувствовали то же. Но… нет. Следующая книга открывается долгой, нудной, а местами и откровенно лишней экспозицией, во время которой никто ничего не делает. И если правительство Земли ещё можно как-то понять, у него и так проблем было выше крыши, то вот уразуметь мотивы бездействия со стороны противника я просто не могу.

Главный антагонист, показавшийся мне умным персонажем и достойным противником, в это время сидит на своём флагманском корабле и тупо смотрит аниме, отказываясь говорить со своими сподвижниками, между прочим главами радикальных фракций АВП, которые восстали против Фреда Джонсона и считали его таким же врагом, как и марсиан с землянами. То есть вместо того, чтобы нанести решительный удар по врагу в момент его слабости, главный злодей чилит, и при этом из-за своего бездействия начинает терять авторитет, но подробности об этом я опущу, потому что это уже спойлеры.

Ну хорошо-хорошо, противоборствующие стороны решили отдышаться и потому находятся в статическом состоянии… а что же великие герои Солнечной системы – капитан Джеймс Холден и его команда? В таких произведениях вроде как именно главные герои своими действиями должны вершить судьбы мира. Ну что ж… Капитан Холден решил просто отдохнуть. Потусить немного со своим чудом выжившим на Земле семейством, причём выжившим на удивление в полном составе не смотря на весь ад; и даже заняться блоггерством, и это я не шучу сейчас. Он действительно начал снимать видосики, загружать их на межпланетный Ютуб, чтобы охватить как можно большую аудиторию и среди землян и среди марсиан и среди астеров.

Что же касается остальных… а куда же им деваться без своего капитана? Главы Авасараллы, которая вновь становится одним из основных действующих лиц книги, от которых ведётся повествование, погружают нас в политическую рутину, хотя нет… по большей части в них нам описывают как тяжело Авасаралле в одиночку справляться со всеми делами, как она эмоционально выгорает, и уже на фоне этого мы выуживаем что-то уже касающееся непосредственно политики. Ну то есть, это как бы и не лишнее, чувства и переживания персонажа должны описываться в книге, чтобы ты смог проникнуться к этому герою… Но так ли необходимо было уделять этому столько времени? Так ли необходимо было столько сильно затягивать экспозицию?

Нам показывают сепаратистов в среде астеров, которые не хотят принимать ни чью сторону и быть самими по себе и только помогать своим собратьям – обитателям внешних планет – которые больше всего пострадали из-за этой бессмысленной гражданской войны. Но и к расколу нас подводят очень долго, разбавляя действо через чур большим объёмом переживаний Мичо Па – так зовут главу отколовшихся от АВП пиратов.

А ещё несколько глав посвящены нашему старому знакомому, который от страха мочил штаны (не рофл) в «Войне Калибана» — Праксидику Менгу. Я поначалу обрадовался, ещё один старый товарищ, ностальгия, все дела… И я думал, чёрт подери, не просто же так нам вновь показывают Ганимед, значит на нём что-то должно будет произойти, линия Пракса как-то связана с основным сюжетом и подведёт нас к какому-то неожиданному повороту истории! Нет. Просто нет. Более того – главы Пракса это тупо филлеры, которые растягивают и без того растянутый водой сюжет.

Те, кто читал, возможно возразят, сказав, что через Пракса нам показывают, как на Ганимеде лояльные планетянам учёные пытаются вывести новый сорт растений, которые смогут прокормить миллиарды голодающих в Солнечной Системе! Тут вы правы, но этой информации в этих главах по сравнению с их общим объёмом просто мизер, и всё полезное, что можно было из них извлечь могло бы поместиться в каком-нибудь отчёте Авасараллы на полстранички текста! Потому как всё, что началось на Ганимеде — остаётся на Ганимеде, вместе с Праксом и его бесполезной для основной сюжетной линии историей, обрывающейся ни на чём.

Вот ещё пример таких филлеров: авторы посвящают целую главу тому, что рассказывают нам как и с кем Амос больше любит заниматься коитусом, как ему после этого хорошо спится, какими чувствами он проникся к одной астерской путане, к которой заскакивает каждый раз, когда заявляется на станцию и как по-джентльменски он с ней обходится… вы уже чувствуете, да?

Зачем нам нужна была эта глава? Всё просто, чтобы где-то на последней её странице Амос спросил у Холдена почему тот совершил небольшую диверсию. После этого мы получаем от героя короткий ответ, Амос говорит, «а, ну тогда всё ок» — это не цитата, но примерно так всё и было… и всё, глава закончилась. Информация с этой последней страницы важна, но не настолько, чтобы посвящать ей главу, наполненную сексуальными похождениями главного механика Росинанта. Мне сейчас стоит говорить о том, что такое чеховское ружьё?

В «Играх Немезиды» в главах, посвящённых Амосу, мы читали о том, как он пытается вытащить с Земли одного спойлерного для этого обзора персонажа из предыдущих книг. В пятой книге его (персонажа-спойлера) возвращение на передовую никак впоследствии обусловлено не было. Я думал смысл этого станет ясен в «Пепле Вавилона». Но нет. Этого героя скрипя зубы Холден принял в команду и всё. Вот просто так!

Наверняка вы смотрели или по крайней мере слышали о сериале «Ходячие Мертвецы». Его первый сезон я могу без оглядки назвать лучшим, что было снято на тему оживших трупов и глобальных эпидемий-зомби, но что авторы сотворили с Ходячими в последующих сезонах… Это же я почувствовал и когда читал «Пепел Вавилона».

Предыдущие книги «Экспансии», не считая «Пожара Сиболы» были отличными научно-фантастическими приключенческими романами, в которых, как и в первом сезоне Walking Dead всего было в меру, и переживаний, и раздумий, и экшена… короче и «войны» и «мира», за очень редкими исключениями; в которых все начатые сюжетные линии отдельных героев в итоге как-то влияли на основную и не превращались в средство растягивания книги.

По прочтении «Игр Немезиды» у меня сложилось впечатление будто бы книгу разрубили пополам. И ведь так оно, похоже, в действительности и случилось. Вот только первая половинка оказалась гораздо более продуманной, интересной и захватывающей, чем вторая. Если выбросить из «Пепла Вавилона» все филлерные главы, максимально ужать чрезмерно раздутую «мирную» часть книги… и не продавать это отдельно, а присоединить к «Играм Немезиды», тем самым получив одну большую но законченную историю, как было со всеми предыдущими романами «Экспансии», то мы бы получили ещё одну достойную главу в цикле. Но всё случилось наоборот и «Пепел Вавилона» напоминает тот самый «сериал», в самом худшем из его проявлений.

Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли. Мне не нужно чтобы в книгах был один сплошной экшон, секс и смертоубийства. В романах нужны эпизоды, раскрывающие героев, дающие нам информацию, которая формирует их характеры и рисует образы этих персонажей в наших головах. Но этого должно быть в меру. Истинное удовольствие от книги я получаю, когда такие эпизоды чередуются, то захватывая тебя бешеной динамикой, то дающие передышку и позволяющие проникнуться состоянием действующих лиц, то держа в напряжении и т.д.

Далеко за примерами ходить не нужно: «Пробуждение Левиафана» и «Война Калибана» до сих пор остаются для меня лучшими книгами в серии именно поэтому. А когда тебе хочется зевать, и ты читаешь только потому что не знаешь когда же именно начнётся самое интересное – ни о каком удовольствии от чтения и речи быть не может.

Только в середине «Пепла Вавилона»… я даже отметил у себя… на 289 странице заканчиваются бесконечные переливания из пустого в порожнее, непрекращающиеся раздумья и нерешительность, перетекающая из главы в главу, и рассказы о том, что не имеет ничего общего с развитием сюжета.

Начинается долгожданное действие, случается трагедия, которая лично меня зацепила, но я просто впечатлительный, хотя, кто-то из вас тоже возможно проникнется моментом. Переживания становятся не искусственно растянутыми на несколько глав, а ощущаются по-настоящему живыми. Даже антагонист начинает шевелиться, хотя до активных действий он доходит очень редко. И собственно с этого момента книга начинает по-настоящему захватывать, так, как «Экспансия» делала это в лучшие свои книги. И, о чудо, история действительно получает логический финал…

Но и тут авторы накосячили. Вернее, наверняка, Фрэнк и Абрахам всё именно так и задумывали изначально, но по мне так это был откровенный слив. Повторяется ситуация с «Играми Немезиды»: всё подводит к взрывному финалу, эпик батлу между главным героем и главным злодеем, к моему любимому слову – кульминации – а что в итоге? Взрыв случился лишь в районе моей тазовой кости, если вы понимаете о чём я. Внезапно явился пространственно-временной рояль из кустов тёмной материи и сказал «хрен вам!» и потом что-то вроде хэппи-эндинга.

Это был действительно неожиданный поворот для меня, как читателя, который успел полюбить «Экспансию», который прощал ей все косяки, потому что в целом это была отличная серия sci-fi боевиков, и полюбил самих авторов этой серии. Грустно, друзья…

Ну и напоследок о протомолекуле. Её эпичного, будоражущего «возвращения» я так и не дождался. То что в прошлой книге я воспринял как намёк на неё, оказалось совсем не тем, чего я ожидал и это ещё один повод для грусти, ведь эта инопланетная технология являлась одной из интереснейших черт «Экспансии», добавлявшая в эту серию саспенса и даже немного хоррора…

Я бы оценил «Пепел Вавилона» на 6 из 10. Казалось бы, за что 6, если я только и делал, что критиковал книгу на протяжении всего обзора? Но светлые моменты у этого романа всё-таки есть, главным образом в том промежутке между роковой 289-й страницей и предпоследней главой с роялем. Эта часть цепляла и возвращала ощущение той самой «Экспансии».

Интересные места были также и в первой половине книги, даже не смотря на то что она так затянута. Просто все эти места тонут в филлерах, либо мне пришлось бы обратиться к спойлерам, а спойлерить – это дело нечестивое. Если взять «Пепел Вавилона», ничего не зная о предыдущих пяти книгах, вполне себе можно приятно провести время за прочтением. Но если ты прошёл через все круги ада вместе с Холденом, Наоми, Амосом и Алексом, если ты читал «Пробуждение Левиафана», «Войну Калибана», «Врата Абаддона», «Игры Немезиды» и на худой конец «Пожар Сиболы», то деградация авторов как писателей, их способность писать интересно и захватывающе, не повторяя собственные ходы будет на лицо, что и стало для меня главным разочарованием.

Буду ли я читать продолжение? Скорее всего да, но обязательно сделаю перерыв, и отныне больше не буду ожидать от Джеймса Кори чего-то крутого в духе первых книг. Я повторюсь, что это было только моё субъективное мнение, вы можете быть с ним не согласны, а несогласие своё изъявляйте в комментариях 🙂

Читайте обзоры предыдущих книг «Экспансии» Дж. Кори на DTF:

 

Источник

Читайте также