Вы знали, что у серии Yakuza есть полнометражная экранизация? А она есть! И она очень странная. Если вы не проходили первую игру, то толком ничего не поймёте из фильма. Если проходили — то не откроете для себя почти ничего нового. Но свой шарм у фильма есть, хоть и отдаёт он лихорадочным сном. Рассказываем про «Подобного дракону» 2007 года.
Начнём с сюжета, который тут одновременно и старается следовать игровому канону, и относится к нему максимально наплевательски. Центральная история в «Подобном дракону» посвящена Казуме Кирю — бывшему члену якудза, который недавно вышел из тюрьмы. На свободе Кирю встречает потерявшуюся девочку Харуку и теперь помогает ей найти мать в большом, шумном и беспокойном токийском районе Камуро-тё.
Но лишь этой парочкой сюжет фильма не ограничивается. Ведь параллельно история также рассказывает о насквозь отбитом бандите Горо Мадзиме, одержимом идеей поквитаться с Кирю после неких событий в прошлом. А ещё — о двух незадачливых грабителях, которых угораздило вломиться в банк с целой толпой посетителей, но с пустым хранилищем. А ещё — о молчаливом киллере из Сеула, выслеживающем на местных улицах новую цель. А ещё…
Сюжет в «Подобном дракону» состоит аж из шести сюжетных линий, которые развиваются параллельно друг другу на протяжении одной роковой ночи. С одной стороны, такая структура идёт фильму на руку, так как чередование историй не даёт динамике проседать, а зрителю — скучать. С другой — этим сюжетам критически не хватает цельности.
Поначалу кажется, что под конец фильма cюжетные линии, в лучших традициях раннего Гая Ричи, сведутся к общему финалу, но… Нет. За исключением нескольких историй, которые в итоге хоть как-то находят единую опорную точку, остальные заканчиваются каждая на своём. Те же грабители в банке, например, так и не встречаются с Кирю — который тут вроде как главный герой. А действия киллера сводятся на нет одним сюжетным поворотом — линию этого персонажа можно было вовсе вырезать из фильма, и развязка бы не поменялась!
Возможно, с помощью такого нагромождения историй авторы экранизации хотели показать разнообразие преступного мира и ночной жизни Камуро-тё, которое игры серии Yakuza регулярно демонстрировали в сайд-квестах. Там главные герои, стоило им только на минуту сойти с сюжетной дорожки, постоянно встревали в похожие абсурдные ситуации — то обучали BDSM-госпожу, как правильно доминировать, то отпугивали начинающих видеоблогеров от потенциальных неприятностей.
Но в играх дополнительные задания работали, потому что требовали участия игрока: тот сам погружался в этот мир, сам общался с этими персонажами — в общем, мог сполна вкусить атмосферу. В фильме же такого погружения нет, поэтому к финальным титрам второстепенные сюжеты оставляют только вопрос «это что за филлеры вообще были?».
Но все эти бандиты, киллеры и неопытные воришки — не филлеры, а своеобразный почерк Такаси Миикэ. Этот культовый в определённых кругах японскый режиссёр, известный своей продуктивностью и любовью к шок-контенту, в принципе увидел серию Yakuza с какого-то своего ракурса.
Миикэ получил известность ещё в 90-х, когда попробовал себя в V-cinema — японской индустрии дешёвых фильмов, которые снимались за пару недель и выходили сразу на дискахи и кассетах. Но если другие режиссёры, работавшие в этом формате, часто снимали откровенную халтуру, пытаясь по-быстрому заработать денег, то Миикэ старался выжать из каждого такого фильма максимум экспрессии — и именно экспрессия легла в основу его стиля.
Когда Миикэ ушёл в «большое кино», его стиль сформировался окончательно. Боевик «Третий Гокудо» и триллер «Тайный мир Синдзюку», рассказывающие о злоключениях японской мафии, закрепили за режиссёром репутацию мастера гротескной жестокости, чёрного юмора, сумасшедших персонажей и очень сложных метафор.
Правда, последние иногда получались настолько сложными, что становилось непонятно: то ли зрителю показывают совсем отчаянный трэш, то ли просто слишком мудрёный артхаус. То ли сразу и то, и другое: Миикэ любил в пределах одного фильма переключаться между жанрами и стилями, от хоррора — до фэнтези, а от кровавого боевика — до мюзикла.
Почему же именно этому неоднозначному режиссёру доверили снимать экранизацию Yakuza? Возможно потому, что Миикэ часто занимался фильмами о разборках и тяжёлых судьбах японских мафиози. Возможно — потому, что режиссёр уже работал с адаптациями чужих произведений (правда, не видеоигр, а манги).
А возможно — из-за фирменного стиля. Который, правда, Миикэ в «Подобном дракону» явно пытался держать в узде: экранизация не скатывается ни в кровавую жесть, как «Ичи-киллер», ни в залихватское фрик-шоу, как «Счастье семьи Катакури», а старается в целом придерживаться формата «боевика с комедийными элементами»
В «Подобном дракону» Миикэ будто пытается с помощью хаоса переплетающихся сюжетов вызвать у зрителя ощущение вуайеризма. Словно ему, обычному обывателю, повезло хоть глазком поглядеть на преступную ночную жизнь одного токийского района и на всех странных людей, что в нём обитают.
Возможно, именно поэтому многие истории в фильме начинаются где-то за кадром и толком не заканчиваются. Поэтому огромный сюжет игры ужат до событий одной ночи. Поэтому герои тут иногда просто ходят по улицам, позволяя зрителю рассмотреть колоритные места и впитать атмосферу.
… Пока в какой-то момент эта атмосфера с бешеным гоготом не утаскивает зрителя в чистейший абсурд: иногда Миикэ будто вспоминает, какую именно игру он экранизирует и щедро добавляет в сюжет фирменную «якудзовскую» гиперболу.
То герои вспыхивают синим Heat-пламенем и одним ударом отправляют соперников в полёт. То Мадзима бьёт по бейсбольному мячу с такой силой, что тот буквально ввинчивается в лоб случайному бандиту. А в финальной схватке Кирю пьёт чудотворный энергетик, восстанавливающий здоровье, и продолжает бой! Выглядят такие моменты чутка неловко, но у фанатов наверняка вызовут понимающую ухмылку — в абсурд серии легко влюбиться.
А вот где абсурда нет — так это в актёрской игре, что хорошо. Кадзуки Китамура не дотягивает до «шкафообразного» телосложения видеоигрового Кирю, зато отлично справляется со стоически-меланхоличным характером персонажа. Правда, если в игре это помогало игроку отождествлять себя с главным героем, то в фильме оставляет Казуму каким-то недопрописанным.
Горо Киситани в роли Горо Мадзимы почему-то носит повязку не на том глазу, но ужимки и повадки безумного бандита передаёт здорово. А в экшен-сценах, где одноглазый якудза ловко орудует ножом и по-змеиному уворачивается от ударов, смотреть на него — впообще сплошное удовольствие. Не скажем, что эта версия Мадзимы понравилась нам прям больше игровой, но… вполне-вполне!
Ещё можно отметить киллера Пака и девочку Харуку в исполнении Гона Ю и юной актрисы Нацуо соответственно. Оба персонажа неплохо прописаны, убедительно отыгрывают, правдоподобно себя ведут и… обоим чудовищно не хватает экранного времени.
Это в принципе основная проблема почти всех героев в экранизации: никто из них не успевает толком раскрыться, несмотря на хронометраж в почти два часа. Из-за этого многие персонажи ощущаются какими-то набросками — появляются в сюжете, чтобы выполнить свою фукнцию и тут же исчезают, толком ничего не рассказав о себе зрителю.
Главные антагонисты — друг детства главного героя Акира Нишикияма и коррумпированный политик Кёхэй Джингу — появляются в истории слишком поздно и не получают никакого развития. И это при том, что в игре сюжетная линия о противостоянии и сложном прошлом Кирю и Нишики была одной из важнейших!
Даже главный герой страдает от сценарных сокращений: фильм никак не углубляется в то, как Казума Кирю сидел в тюрьме и что связывает его с матерью девочки Харуки (а связывает многое). Сердцем чуешь, что во всех этих героях что-то есть, и вот сейчас это «что-то» как начнётся… Оу, уже титры?
Прям слов не хватает, чтобы описать, насколько «Подобный дракону» — неидеальный фильм. Мы достаточно в своей жизни видели и плохих, и хороших фильмов по мотивам видеоигр, но настолько странный посмотрели впервые. Что интересно — не пожалели о потраченных двух часах, хотя и в восторге не остались.
Как фанатам, нам приятно было «вживую» посмотреть на динамичные и роскошно снятые драки Кирю и Мадзимы, полюбоваться залитыми неоном улицами ночного Камуро-тё, увидеть знакомых персонажей и локации из игры… заметить камео создателя серии Тосихиро Нагоси в роли Джингу, наконец!
Но и ощущение, что из этой концепции «одной ночи в криминальном районе» и нескольких сюжетных линий можно было выжать гораздо больше, нас не покидало на протяжении всего просмотра. Такаси Миикэ будто снимал фильм исключительно с прицелом на зрителей, проходивших первую игру — поэтому не вдавался в предысторию и детали, но оставил много игривых подмигиваний вроде того же «яростного» пламени в драках.
Но почему тогда столько важных моментов опущено? Почему столько необязательных новых добавлено? Почему, в конце концов, вместо трагичного и мощного игрового финала зрители получили бредовый полёт по городским улицам и абсурдную драку без контекста? Хотя… чего ещё ожидать от режиссёра, который закончил одну из важнейших кинотрилогий в своей карьере сценой с андроидами, сливающимися в меха с головой в форме этого?
В общем, стоит ли смотреть — решайте сами. Однозначно рекомендовать «Подобного дракону» мы точно никому не будем: всё-таки фильм получился произведением максимально специфичным даже для фанатов серии. А уж нефанатам он и вовсе рискует показаться бессвязной нарезкой красивых кадров.
Но и отговаривать от просмотра — тоже не собираемся. Экранизацию точно не стоит ставить в один ряд с такими провальными адаптациями, как «Хитман», «Макс Пэйн» или любой из фильмов Уве Болла. «Подобный дракону» стал ещё одним странным фильмом от одного странного режиссёра — но, как мы и говорили в начале, у этой странности есть свой шарм.
#Yakuza #LikeaDragon #Takashimiike #ТакасиМиикэ #Якудза #экранизация