Early Films of Koji Wakamatsu: «Fire After the War»

Early Films of Koji Wakamatsu: «Fire After the War»

Make Love, Not War — гласит знаменитый американский антивоенный лозунг 60 — х. Но если он и применим в отношении американских пацифистов времён вьетнамской войны, к японским художникам, творившим в тот же период, не имеет никакого отношения. Более того, в смысле японских антивоенных фильмов, данное высказывание, скорее прозвучало бы как едкий сарказм, а не призыв к действию. Ибо японская нация «горела» уже целый век (начиная с американского вторжения в Японию, 1853 — го года), что повлекло за собой несколько гражданских войн; уничтожение сёгуната, развал культурного наследия и дальнейшее насаждение западной культуры, от которой проигравшая японская сторона уже не могла отказаться. (реставрация Мэйдзи) В 1869 — м году, Токио становится современной (про — западной, так скажем) столицей Японии, вытесняя Киото, которая останется символом традиции (со временем, утрачивая и этот статус). А в сентябре 1945 — го года, Япония подписывает бумаги о капитуляции во второй мировой, что в свою очередь позволяет американцам начать оккупацию «азиатского солнца». (1945 -1952, по бумагам. А там, сами догадаетесь). Естественно, всё это приводило фанатично воспитанных японцев к бунту: как вполне осязаемому — вроде студенческих протестов и увеличению количества уличного и школьного насилия; так и к внутреннему — которое выражалось через культуру, а бунтовали японцы до наступления периода экономического бума (80 — е). А что случилось потом — а всё вернулось с кризисом 90 — х, да поколение уже не то, да и условия гораздо более «тепличные».

Но вернёмся в 50 — е — 60 — е.

Вообще, изначально я планировал разобрать лишь один фильм Вакамацу — «Эмбрион охотится тайно»\ Taiji ga mitsuryô suru toki (1966), однако, зачем себя ограничивать, если суть везде одна и та же, верно ? К тому же, в российских интернетах понимание смысла работ данного режиссёра, отсутствует в принципе, поскольку да, сложно что — то там разбирать за подобным вульгарным и диким содержанием, понимаю. Обычно все сходятся во мнении, что Вакамацу — закомплексованный мужик, который непонятно зачем вставлял элементы политического анархизма в свои фильмы, доверху забитые насилием и сексом. А я объясню, зачем и как это понимать. Оговорюсь, что брать мы будем множество его работ периода 60 — х, однако остановлюсь я в основном, на анализе вышеназванного фильма («Эмбрион охотится тайно»), а остальное возьмём по — касательной. Почему именно его ? Самый Простой по форме и самый сложный с точки зрения содержания и вообще, анализа в целом, ибо требует от зрителя множества знаний касательно японской истории и местных нравов, а сюжет отсылает к тому самому кризису, который затронул Японию после войны (это для тех, кто думает, что это какая — то странная порнуха с БДСМ уклоном, да вот, хрен вы угадали). Отметим сразу, что большую часть рассмотренных (и самых важных) фильмов Вакамацу писал один человек — Масао Адати. Немножко о режиссёре:

Родился в 1936 — м году, в бедной семье. Был исключён из школы. Бежал из дому и вёл беспризорный образ жизни, попал в банду, имел связи с якудзой (Ясуда гуми) и естественно, сидел в тюрьме, от чего невзлюбил власть имущих, в том числе полицию. Работал на стройке, а потом — ассистентом режиссёра. Позже — стал снимать сам, да снимал такое, за которое ему прилетало по голове, но периодически и деньги водились. Причём, существует байка, что платили даже за то, чтобы уже прекратил что — то там снимать. А снимал он всегда «грубо» и на лету. Да вот только, талантлив, зараза — даже так смог выработать свой режиссёрский почерк, который ни с кем не спутаешь. А в середине 60 — х — основал собственную кинокомпанию — Wakamatsu Productions и попал в программу берлинского кинофестиваля (естественно, со скандалом).

Позже побыл продюсером, в том числе работы, Нагисы Осимы (духовного собрата) — «Империя чувств» (1976), ныне считающейся классикой и шедевром эротического кино. А сам Вакамацу- режиссёр, к тому времени подсдал — тем более, его постоянный соратник — сценарист — Масао Адати, попал в тюрьму. Кстати, сам Адати не брезговал выступать и актёром, в том числе в работах другого известного бунтаря 60 — х — 70 — х — Нагисы Осимы. Режиссёрская же карьера Адати, так и осталась за скобками кинокритики и популярности не снискала, в отличие от вышеназванных коллег.

Что ж, приступим к разбору.

Прежде чем, будем «копать» сюжет, ввиду вас в определенную терминологию, важную для понимания, и некоторый историко — культурный контекст.

Модан гару (モダンガール) — японизм от английского — Modern Girl («современная девушка»). Обозначение распространилось в начале 20 — го века, когда в Японию «хлынула очередная волна» западных ценностей, а культура возродила японский декаденс, частью которого явилось эрогуро, о котором я уже неоднократно писал, и чтобы не повторяться, ознакомьтесь тут.

Что такое модан гару ? Это японка, которая подражает западным современным веяниям и заимствует западный образ жизни\поведение\мышление, итд… вплоть до предпочтений в одежде. С точки зрения японца, это, будем говорить прямо — «грязная» шлюха: она легкомысленна, эгоистична, вульгарна и много себе позволяет. (феминисток в патриархальной Японии принято даже за «мясо не считать). Но времена меняются, конечно. Работающая женщина — это уже модан гару, выбивающаяся из модели классического патриархального социума Японии, и вселяющая ужас (буквально) в любого этически подлинного самурая. В начале 20 — го века, о модан гару любил писать японский классик- модернист — Дзюнъитиро Танидзаки.

Самым ярким примером, является его Наоми из романа — «Любовь глупца» (1925). Помимо современных девушек, Танидзаки обожал докуфу (毒婦) — «женщина — яд», или «отравляющая». Роковые дамы, управляющие мужчинами и губящие их. Как правило, мстительницы, тесно связанные с темой пыток\истязаний\рабства, БДСМ и суицидальных наклонностей. Кароче, женщина- бомба замедленного действия. Не забудем и о ями но онна («тёмные женщины») — синомим уличной проститутки в 50 — х, а так же той самой модан гару и любой иностранки. О подобных современных девушках, в прессе 50 — х встречались такие пассажи:

«Барменши (имеются ввиду традиционные гейши в барах — примеч. автора). Одевают традиционное кимоно, когда уличные проститутки одеваются в одежду западного стиля. Собираются группами в своих вызывающих пальто и неподобающем для нормальных людей виде. При том, что их причёски и макияж ужасны — они красят губы яркими помадами. В отличие от кротких, пассивных и покорных традиционных гейш, проститутки отличаются бодрой энергичностью, вульгарностью, бесстрашием и агрессивностью. Проститутки настолько выделяются, что их можно отличить от традиционных барменш, как только они делают один — два шага в комнату. Большинство традиционных гейш из деревень, особенно бедных, становятся «Миури» (проститутки из феодальной Японии, продающие себя хозяину для игр с бондажом — примеч. автора), чтобы иметь возможность отплатить последнюю дань своим семьям. Эти печальные, покорные, сексуально игнорируемые женщины жертвуют своими телами, чтобы помочь своим семьям экономически выжить. В отличие от тех женщин, которые пристыжены и бедны, уличные проститутки живут в городах и их окрестностях; наслаждаются свободой и живут непристойной и развращённой жизнью. В отличие от поникших в стыде гейш, у уличных проституток отсутствует печальная задумчивость. Напротив, они чувствуют силу личности, которая позволяет им самим вершить свою судьбу, распоряжаться своим телом и при этом иметь все возможные дурные манеры… как говорят в после — военной Японии: самые энергичные и дикие люди — ями но онна.

Josei Kaizō, апрель, 1950 — й год.

Кто смотрел, хоть парочку фильмов Вакамацу, уже начинают о чём — то подозревать, верно ? Но сейчас мы всё выведем из омута. Итак, «Эмбрион охотится тайно».

Жанрово, это и есть то самое эротическое эрогуро, в котором мужик всячески воспитывает из дамы идеально — покорную подругу, прибегая к помощи, как правило, верёвочных изделий.

Кино открывается цитатой из Библии: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек» («Ветхий завет», Иов, 3:3). На вступительных титрах мы видим новорождённого ребёнка, который будто — бы ещё находится в утробе, а возможно уже и мумифицирован (определить это достаточно сложно, да и нам нужны будут два значения — рождение и смерть человека).

Основной сюжет вращается вокруг мужика, который приводит в какую — то затхлую квартирку, ту самую модерн гару, предварительно занявшись с ней сексом.

По ходу дела, он запирает её в квартире, связывает и начинает воспитывать, не пряником, так кнутом (буквально), с единственной целью — сделать из неё покорную рабыню (стоит понимать — идеальную жену\любовницу, как хотите).

Здесь мы вспомним, что в феодальном японском обществе, женщина — существо, всецело отданное мужчине (где даже дети воспитываются отцами, а не матерями). Поскольку женщина — не грамотное, слабое существо, суть которого — служить мужчине и государству, а как только — безропотно отдать жизнь во имя патриархальных идеалов. Отсюда идёт такое понятие, как ямато надэсико — «японская гвоздика». (大和撫子) — образ идеальной женщины патриархального общества всецело покорной главенствующему мужчине и интересам семьи\государства, итд… Данное понятие вновь становится популярным и всячески пропагандируется во времена второй мировой и чуть позже. (40 — е — 50 — е).

Возвращаясь к сюжету. Далее выясняется, что девушка была выбрана главным антигероем, поскольку с его слов, является чуть ли не копией его бывшей жены. А та тоже была далека от идеала покорности, поскольку смела идти поперёк его слова, а по итогу вообще оставила его униженным. (с точки зрения феодальных нравов скорее). Вскоре, мужик начинает допытываться у своей жертвы, сколько у неё было мужчин, на что получает ответ — 8 — 9. Вспоминаем, кто такая модерн гару (я помогу — шлюха). Ответ, явно не радует протагониста и он начинает свою игру в доминатора, ясно давая понять, что презирает современных японок, считая их вульгарными тварями, для которых даже секс не имеет ценности (где, с кем, когда — не важно ). А на поле битвы, таких, как она сразу пустят в расход — ибо они не думают ни о чём и сами — лишь плоть. Но через боль он собирается пробудить в ней мысли о духе и испытать его. После — мы возвращаемся в прошлое, где нам демонстрируют конфликт между главным персонажем и его бывшей женой. И касается он ребёнка, где насильник не желал иметь детей, в отличие от его жены. Однако, момент: он достаточно хорошо отзывается о материнстве в целом, при этом считая рождение в этом мире — ужасным и несправедливым актом, обрекающим человека на пытку бытия. Не будем забывать, что главный герой знаком если не с самой второй мировой, то с её последствиями (как и поколение 50 — х — 60 — х вообще).

Здесь же «выплывает» ещё один персонаж — мать главного героя, которая существует в рамках фильма лишь гипотетически, однако в сознании «воспитателя» — фактически. И вот она то и является той самой представительницей около — феодальных нравов, заодно и представляя своеобразный идеал главного персонажа. А мысль об её утрате (то бишь утрате не просто человека, а некоей модели женского поведения), вызывает у героя, ужас и потерянность.

Оказавшись в стрессовой ситуации, он решает развязать свою пленницу, но дальнейшая мысль о том, что она насмехается над его слабостью и никчёмностью перед женой ( жалкий подкаблучник), толкает его на очередной акт издевательств над девушкой. (тренировка послушной рабыни\идеальной женщины, акт — 2). Тут проясняется, что жена главного всё — таки забеременела, но поскольку он себе сделал некую операцию — иметь детей он не мог. Соответственно, она ему изменила, за что он её так же связал. Позже становится известно, что его мать совершила суицид после войны на фоне тяжелого психологического состояния. Более того, она так же была жертвой насилия со стороны мужчины (что с точки зрения феодальных отношений, вполне логично. Поскольку, женщина феодального воспитания — считай рабыня в руках мужчины). И тут проступает главный комплекс главного героя, а заодно и части мужского населения, уже капиталистической Японии — отсутствие и тоска по матери.

Что следует понимать в широком смысле. Мы так — то не забываем, что верховное божество японцев, женщина — богиня солнца, Аматэрасу. Которая, как раз связана с незыблемым идеалом, сложившимся ещё в древние времена. А воплощает она собой тот самый облик невинной покорности, озаряющий жизнь человечества (олицетворяет солнце), что ещё записано в древних мифах. А вот её брат, Сусаноо — свирепый бог, отражающий воинственное мужское начало (бог ветра и бурь).

Мучитель же тем временем, начинает заниматься духовным самоистязанием, задаваясь вечными экзистенциальными вопросами, вроде — зачем я родился здесь ? Что выражает собой не только одну из проблем фильма, но и кризис японского социума, начавший проступать ещё в 19 — веке (вынужденное прекращение социально — политической изоляции; слом традиционного социального уклада; насаждение чуждых японцам ценностей и понятий, в которых они стали вынуждены жить, но не желали примеряться. Это как минимум). А вторая мировая и её последствия, ещё больше раздробили старую рану. Отсюда и социально — культурная «депрессия» Японии, которая ярко проявлялась вплоть до середины 80 — х, когда Япония чуть ли не стала единственным экономическим титаном, имея возможность «пожрать» и США.

Меж тем, девушка, догадавшись о проблемах своего мучителя начинает его унижать и стремиться к страданиям и смерти, тем самым становясь для своего «мастера» той самой докуфу — роковой, «дикой» женщиной, которая питает лишь ненависть к мужчинам и желает губить и умирать, испытывая экстаз. Но в какой — то момент решает покориться ему, чтобы обмануть в дальнейшем. Мужик, поскольку по — сути ревнивый ребёнок не только покупается на её покорность, но и отпускает и даже влюбляется, начиная проявлять заботу о ней.

После чего мы узнаём, что его жена всё — таки ушла от него, дабы родить ребёнка от другого мужчины. Воспоминание об этом заставляет его признать свои грехи перед пленницей. Более того, он позволяет себе расплакаться у неё на груди, как жалкий ребёнок, и умоляет её не бросать его. Она принимает его. И вроде бы, всё прекрасно,

но это эрогуро, ребяты, а это значит — доброй концовки не жди. Здесь выживет либо кто — то один; либо никто. Ибо эрогуро — любовь обречённых, уже оказавшихся на тёмной стороне (как и нуары, собственно). А вот концовочку, я так уж и быть, раскрывать не буду. Однако, скажу, что воспринимать её стоит, как победу\либо поражение капиталистического строя (его олицетворяет девушка, а вот классический, феодальный — доминатор — мужчина). Кто победит — узнаете сами.

Подытожим. Что мы имеем: критику капиталистического японского социума, который оформился в Японии по «вине» американцев\ запада в целом, выраженную в форме эрогуро, которое и проросло в Японии благодаря западному влиянию, что произошло ещё в 17 — м веке. С точки зрения неподготовленного зрителя — это безусловно странный артхаусный триллер с БДСМ — уклоном про «поехавшего» насильника. Только вот, такая трактовка оставляет кучу деталей и целых сегментов с монологами\диалогами, необъяснённой. Но на этот случай, у вас есть я.

И я бы тут с этим символизмом не распинался бы, если бы это был локальный случай в рамках, допустим, творчества одного режиссёра. Но нет. ВЕСЬ авторский японский кинематограф 60 — х — 70 — х рвался на лоскуты и горел, аки японское солнышко, а причиной тому было ровно одно — БОЛЬ и НЕНАВИСТЬ к западу. Поэтому. У того же Вакамацу мы видим:

«Насилие без причины» (1969) — ещё одна критика после — военной молодёжи, которая заимствует западные нравы, и по итогу идёт к чёрту и к смерти.

«Жестокая девственница» (1969) — критика запада и христианства в форме фантасмагорической притчи, где достаётся и современному японскому социуму (аккуратнее, артхаус). Название — отсылка к Деве Марии.

«Ангелы и насилие» (1967) — очередная критика современной японской женщины, развращенной западными нравами и тоска по идеальной матери. Основанная к тому же, на истории реального американского массового убийцы — Ричарда Спека, убившего 8 медсестёр в медицинском женском общежитии, в июле, 1966 — го года. Впрочем, это далеко не дословная экранизация массового убийства, а сюжет по — мотивам.

«Иди, иди вечная девственница» (1969) — критика западно — ориентированной японской молодёжи и западной культуры вообще. Достаётся здесь хиппи (упоминание Чаральза Мэнсона и Шерон Тейт прилагается), и не только. Один из лучших фильмов Вакамацу на мой взгляд, и один из самых мрачных. ( любимые докуфу автора, тоже на месте).

«Ангелы в экстазе» (1972) — критика военного американского вмешательства и современной Японии. Фильм о группе радикальных террористов, укравших оружие на американской военной базе и устроивших теракты в Токио.

«Бег в безумии, умирая в любви» (1969) — очередной укор японкам (и социуму вообще), поддавшимся влиянию западных ценностей и бунту, с аллюзиями на религиозное наказание за этот грех. Имеет так же намёки на тему порочного кровосмешения. (полукровок в период 40 — х — 70 — х «полоскали» просто адово. «Полоскают», кстати до сих пор, но уже исподтишка). Ну, итд…

Помимо Вакамацу на тему тех же «порочных» западно — ориентированных женщин и общества в целом высказался, кажется каждый японский режиссёр. Отвечаю, такого концентрированного мрачняка и ада внутри какой — либо страны в определённый период, ещё придётся поискать. А Японцы давали жару, ибо изнутри горели заживо, видать.

Сёхэй Имамура, высказывался по поводу модан гару в «Красной жажде убийства» (1964) . Нагиса Осима, «кошмарил» современную молодёжь в «Повести о жестокой юности» (1960). Сусуму Хани занимался тем же самым в «Малолетних преступниках (1961) и «Аде первой любви» (1968). Ёсисигэ Ёсида, проехался катком по современной Японии в «Высохшей крови» (1960) и своей сложной биографической драма — «Эрос + резня» (1969)… и сотни их. Сколько же я не упомянул и упустил. Но в целом, вы поняли.

Период 50 — х — 70 — х, это «адски жаркое» время в японской культуре, ибо была свежа рана, отмеченная позорным поражением в войне и не менее отвратительным служением американскому хозяину по итогам. А я напомню, что именно с подачи американцев был заменён весь кабинет вышестоящих чинов японского правительства. Поэтому мы и получили настолько яркий анти — западный бунт. Если в японском обществе что — то и поменялось на данный момент в отношении к западу — не думаю, что многое. (я сейчас о народных настроениях, а не политике правительства Японии).

А у меня на этом всё. Спасибо, что читали. Смотрите хорошее кино.

#японскоекино #кодзивакамацу #kojiwakamatsu #japanesemovie #60s

 

Источник

Читайте также