Вообще-то, я планировал сделать небольшой путеводитель по творчеству Лавкрафта, но вышедший недавно в России сборник «Джон Константин — Hellblazer: Опасные привычки» внёс в мои планы свои коррективы. Так уж вышло, что тёмная сторона всегда заманчивей. А персонаж, который разгуливает по ней, испражняется на стены в её подворотнях, пьёт виски, дымит как паровоз и знает парочку оккультных фокусов — так и вовсе джекпот для моего внимания. Впервые я познакомился с Джоном Константином на страницах Sandman Нила Геймана. И мне он чертовски приглянулся. Харизматичный, циничный, себе на уме, на все имеющий свою точку зрению. Но я списал это на то, что возможно просто Гейман так хорошо пишет этого героя. Затем мультфильм «Темная лига справедливости», где Джонни уверенно перетягивал все внимание на себя. Тут уже не просто совпадение — персонаж цепляет. Где почитать бы про него побольше? Раз уж Россия таки созрела, чтобы принять на книжные полки этого оккультного шныря, то и повод о нём рассказать, как сказал бы Танос, получился веский.
Самое ироничное в истории Кости то, что этого мага придумал, собственно, маг. Алан Мур весьма творчески подошёл к просьбе «сделай нам такого героя, который будет выглядеть как Стинг», исходящей от художника Стивена Биссетта. Мур тогда писал свой легендарный ран на серии «Болотная тварь» и логично рассудил, что если вводить нового персонажа, то такого, что будет аутентично смотреться на Хэллоуиновской вечеринке. Так как Тварь сталкивался со различными магическими существами и демонами, логично было ввести героя мага. Но не серобородого старца, нет. Муру не хотелось добавлять ещё одного Гендальфа. Да и во вселенной DC полно твердолобых магов. Нужен был, что называется, «свой пацан». Тот, который бы отражал и олицетворял рабочий класс и его гнев, направленный против Тэтчеровского режима. И чем моложе и яростней он был, тем лучше. Мур в те годы сам начал интересоваться магией, а спустя годы скажет, что встретил однажды настоящего Джона в баре и испытал странные чувства. Либо грибы, что Мур оставил себе в память о работе над Болотной Тварью так хороши, либо это судьба.
Персонаж, что называется, зашёл. Циничный, саркастичный, довольно приземлённый, живой, но при этом постоянно чего-то не договаривающий. Позже Мур, уже окончательно разругавшийся с DC, предложит своему другу и, по совместительству, брату общей любовницы Мура и его жены (да, у него был своеобразный тройничек на постоянной основе) Джейми Делано подать заявку в DC на сольную серию про Константина. Изначально Джейми хотел назвать серию Hellraiser, но Клайв Баркер уже приземлил на этот тайтл своё имя, так что пришлось экстренно переобуваться. Выбор пал на Hellblazer. Серия начала выходить в 1988 году и она была… спорной.
Джейми хотел критиковать через комикс режим Маргарет Тэтчер, что не удивительно. Этим занимались почти все британские авторы на тот момент. Мур тем более не оставался в стороне с его «V значит Вендетта». Политика «железной леди» была направлена на приватизацию государственных компаний и уменьшение влияния профсоюзов. Все это напрямую ударило по рабочему классу и конечно, Константин идеально подходил для олицетворения этих волнений в обществе. В серии Делано, Константин редко прибегал к магии, в основном всё сводилось к внутренним монологам героя об упадке общества, о бездарно прожитых годах жизни, о трагическом прошлом и всё в таком духе. Обилие монологов характерная черта и комиксов Мура, только в отличие от стиля бородатого, Делано пишет очень «душно». Вы можете взять выпуск «Ньюкасл: Вкус того что грядет» (также вышел на русском) и убедиться в этом лично. Текст грузный и вязкий, хотя история классический и довольно трешёвый хоррор. Тем не менее сами сюжеты Джейми были довольно неплохими и в его серии, мы узнаем о трагичном прошлом Константина, а также о том, что сформировало его таким, каким он стал. Однако медленный темп начал приводить к упадку продаж и издательство решило сменить автора, дабы влить новую кровь в серию.
Выбор пал на молодого и дерзкого Гарта Энниса. Гарту тогда был всего 21 год, он уже успел отметиться в работе над комиксом о Судье Дредде. Эннис привнёс в серию тот самый драйв и запал, которого не хватало предыдущему автору. При этом Гарт аккуратно сохранил трагичность персонажа. Вокруг Константина вечно умирают его друзья и близкие, а сам он ещё и проклят и торчит душу какому-нибудь демону. Эннис начал ран эффектно, по-муровски, решив подарить герою смертельную болячку — рак лёгких. В этом своём недуге виноват не очередной демон, а исключительно сам Джон, и это первая блестящая идея автора. На протяжении первой арки Джон пытается смириться со своей участью, найти любые возможные решения, повстречать оставшихся в живых друзей (и завести нового, чья судьба закончится настолько прозаично и мерзко, что легко заработать депрессивный осадок после прочтения), окончательно попрощаться с некоторыми и пойти на самый отчаянный шаг — обмануть самого дьявола. И даже не одного. Выпутается Константин из этой ситуации с такой вопиющей наглостью и впечатляющей смекалкой, что не восхищаться работой Энниса нельзя. На мой взгляд, «Опасные привычки» (так называется эта арка) является чуть ли не лучшей историей про Джона. Некоторые её концепции легли в основу фильма с Киану Ривзом, но лишь частично.
Что привлекает в работе Энниса над персонажем? Джон у Гарта пускай и глубоко трагичный персонаж, но все-таки не рефлексирующий нытик. Он буквально смеётся в лицо смерти, он верен себе, он способен на сострадание, но лишь иногда и к некоторым, он чертовски обаятелен, он извергает остроты и саркастичные выпады с той же скоростью, с какой демоны пытаются завладеть его душой — то есть постоянно. При этом он максимально живой и приближен к читателю. Даже говор у него, как у парня из рабочего класса. Однако стать ролевой моделью для школяров у Джона тоже не получится. Он способен на подлые поступки, сам по себе большой плут, обожает контр-культуру, помогает только если видит в этом личный интерес. Глубоко грешный персонаж, который настолько же глубоко человечен и понятен читателю. Эннис и дальше не сбавлял обороты, а даже наоборот — привнёс характерные элементы своего творчества. В будущих сюжетах появятся нацисты, суккубы, плод любви ангела и демона, силы рая представляют не меньшую опасность, чем силы ада (уже улавливаете стиль автора «Проповедника»), грязные политики, ветераны войны (одна из любимых тем Энниса) и даже король вампиров. Вообще религиозный оттенок стал отчетливо заметен, ведь Эннис глубокий атеист, и эти свои взгляды он передал и Джону. Буквально на краю смерти Константин признается, что презирает не только демонов, но и ангелов и считает, что человек должен проходить свой путь самостоятельно, а не ждать спасения извне. Позже Константина будут писать немало хороших и плохих авторов. Майк Керри, автор второго на мой взгляд лучшего рана на Hellblazer, подарит Джону внебрачных детей от демона, которые решат устроить апокалипсис на Земле. В общим, жизнь у героя не будет скучной. Так как Hellblazer серия Vertigo, то конечно в ней полно скользких и провокационных тем. От религиозных фанатиков и массовых убийств, до стрельбы в школах, сексуального рабства, гомофобии, фашизма в современном мире, инцеста и много другого. Однако это делается не для шок-эффекта. Просто эта серия не прячется за маской слепого эскапизма, а лишь подчеркивает пороки человека и говорит на актуальные и волнующие темы. Пускай и в мире полном магии и демонов. Люди бывают не менее страшными, чем самые уродливые твари преисподней. Джон Константин пожалуй один из самых противоречивых и живых антигероев комиксов. И в отличие от какого нибудь Джокера или Дэдпула, читая Константина легко вдохновиться его оптимизмом, стойкостью, умом. Несмотря на весь цинизм и распутный образ жизни, этот паря смог пережить продажу души трем правителям ада, смерть близких, рак лёгких, войну рая и ада, мафию и много ещё чего. Он стряхивает пыль, вытирает нарисованные мелом пентаграммы, закуривает и продолжает идти дальше. «Неприятный тип, но великолепный персонаж» — как сказал о нем Эннис. Чистая правда. 10 просмотров·9 поделились 10 просмотров Регистрация