Разбираемся, как на цветовое решение фильма Тодда Филлипса повлияла книга об автомобилях и «Таксист», к какому Джокеру ближе всего герой Хоакина Феникса и как работают колористика и костюмы в фильме.
Вышедший осенью 2019 года «Джокер» представил на суд зрителей кардинально новый взгляд на личность самого известного злодея вселенной DC. Режиссер Тодд Филлипс решил отойти от канонов супергеройского кино и снял реалистичную серьезную драму. Большинству такой подход понравился: у ленты высокие оценки на IMDb, хорошие кассовые сборы, «Золотой лев» Венецианского международного кинофестиваля и куча других наград. Естественно, есть у картины и ненавистники. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках творения Тодда Филлипса, но сложно не дать высокую оценку визуальной стороне. Режиссер вместе с командой сумел посредством цвета подчеркнуть внутренние изменения Артура Флека, превосходно сыгранного Хоакином Фениксом.
Источники вдохновения
При работе над «Джокером» Тодд Филлипс вдохновлялся главным образом двумя фильмами Мартина Скорсезе — «Таксист» и «Король комедии». Первый вышел в прокат в 1976 году, второй — в 1982. При этом действие истории об Артуре Флеке разворачивается на заре 1980-х, о чем внимательным зрителям сообщают плакаты картин, идущих в кинотеатре Готэма, — «Братья Зорро» Питера Медока и «Прокол» Брайана Де Пальмы. Кроме того, Филлипс попросил всех посмотреть документальный фильм «Новости из дома», снятый Шанталь Аккерман в 1977 году. Среди прочего в нем рассказывается о грязных улицах Нью-Йорка и разрушенных зданиях. Эта лента повлияла не только на цветовую палитру «Джокера», но и на настроение, текстуры.
Создатели «Джокера» хотели, чтобы фильм казался снятым в Нью-Йорке 1970-х годов, а также выглядел малобюджетным и низкотехнологичным, словно «Таксист». Им удалось добиться поставленных целей. Не в последнюю очередь именно за счет картинки, лишенной прилизанности и глянца, но зато способной похвастаться скрупулезно подобранной цветовой палитрой, получилось передать атмосферу мрачного и недружелюбного города, каким и был Нью-Йорк конца 1970-х. Например, в рассматриваемый период там использовали натриевые фонари, которые впоследствии заменили светодиодными. Благодаря им в фильме в ночных уличных сценах появляется неприятный зеленовато-оранжевый свет.
Цветовая палитра окружающего мира
Тодд Филлипс и оператор Лоуренс Шер выбрали для «Джокера» простое, но вместе с тем хорошо работающее решение. Первая часть фильма выдержана в приглушенных тонах. Чем хуже психическое состояние Артура, тем ярче становятся краски. В палитре «Джокера» преобладают три цвета: синий, красный и желтый. Каждый из них отвечает за определенный аспект истории.
Синий — цвет, характерный для всего того, что враждебно по отношению к Артуру Флеку. Это касается в первую очередь Готэма. Город не хочет замечать психически нестабильного клоуна и наотрез отказывается помогать ему.
Кроме того, синий — цвет общества, которое боится непохожего на других Артура и из-за этого отталкивает его. В кабинете психиатра, лечащего Флека, доминирует именно синий. Женщина совершенно равнодушна к пациенту. Она не слушает Артура и не особо старается улучшить его состояние. По сути единственное, что делает врач, — выписывает кучу лекарств. В синий цвет окрашены шкафчики в раздевалке на работе Флека. На их фоне он будет сидеть голый по пояс и скрючившийся, похожий то ли на гаргулью, то ли на оборотня в момент превращения. В синем свитере к Артуру приходит бывший коллега, подаривший ему пистолет.
Красный цвет символизирует одновременно любовь, месть и агрессию. Он не так часто фигурирует в фильме, как желтый и синий. В основном речь идет о каких-то отдельных вещах. Например, в квартире Софи, к которой Артур испытывает романтический интерес, герой Хоакина Феникса видит красную свечу. До определенного момента мать — единственное любимое существо в жизни Флека. Неудивительно, что в ее гардеробе нашлось место красному халату. Место, в котором Артуру действительно комфортно, — стендап-клуб. Это подчеркивают красные лампы, стоящие на столах.
С агрессией и местью все предельно просто. Здесь речь идет о крови, пролитой Флеком. Совершенные Артуром убийства — безусловно, акты агрессии, но у него есть на них причина. Преступления Флека — месть обществу, которое «игнорировало его и обращалось с ним, как с мусором». Он не убивает тех, кто этого не заслужил. В фильме не показано, расправился ли Артур с Софи, но некоторые зрители подумали, что женщину постигла печальная участь. Исходя из логики поведения персонажа становится очевидно, что она осталась жива, так как ничего плохого Флеку не сделала.
Главный цвет в «Джокере» — желтый. В фильме у него два значения. С одной стороны он символизирует медленное погружение Артура в пучину безумия. С другой — его силу и сопротивление. Когда Флек танцует с пистолетом, единственный видимый источник освещения — желтая лампа. Та же картина в сцене чтения Артуром письма матери Томасу Уэйну.
Узнав об увольнении, расстроенный Флек возвращается домой на метро. Во время поездки он сталкивается с ребятами с Уолл-Стрит, пристающими к девушке. В вагоне периодически мигает свет, за счет чего подчеркивается напряженность сцены. Разум Артура будто включается и выключается. В итоге Флек решается на насилие. После убийства двух парней его впервые полностью охватывает безумие. Когда Артур бежит за третьей жертвой, вся платформа залита желтым светом.
В желтый выкрашены стены в психиатрической лечебнице Аркхем, куда Артур приходит, чтобы узнать правду о Пенни Флек. Чтобы получить дело матери, он обращается к работнику заведения. Во время их разговора Артур стоит на желтом фоне, сотрудник лечебницы — на синем.
Почти в самом финале фильма синий город, заполненный протестующими, охвачен желтым пламенем. Артур Флек, уже ставший Джокером, обрел немыслимую силу. Его безумие вырвалось наружу и распространилось на улицы Готэма. Из хаоса и бунта миру явилась гармония. Гармония нового суперзлодея и города, его породившего.
Важная роль в фильме отведена теплому солнечному свету. В частности, его можно заметить после первого убийства, совершенного Флеком. Утром он идет на работу, с которой его ранее уволили, чтобы забрать вещи. Прежде чем окончательно попрощаться с коллегами, Артур решает не сдерживаться и разбивает устройство, позволяющее отмечать приход/уход. После этого он идет к двери, открывает ее, и его встречает ослепительный свет, символизирующий надежду на лучшее будущее.
Яркий свет солнца льется из окон в те моменты, когда Артур красит волосы и наносит грим перед походом на телевизионное шоу. Он явно пребывает в отличном настроении и предвкушает прекрасный вечер.
Свет можно увидеть в известной сцене танца героя Хоакина Феникса на лестнице, знаменующего принятие Флеком своей злодейской сущности.
В финале окончательно преобразившийся Джокер сидит в белой комнате психиатрической больницы. Убив врача, он покидает заведение и уходит навстречу все тому же ослепительному свету, навстречу новой жизни. Вскоре мы видим, как Джокер бежит то ли от охраны, то ли от санитаров, и в принципе это и есть его будущее — череда преступлений и попыток скрыться от правосудия.
Костюмы, грим и волосы Артура Флека / Джокера
К работе над костюмами Тодд Филлипс привлек Марка Бриджеса, дважды лауреата премии «Оскар» — за «Артиста» Мишеля Хазанавичуса и «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона. Ранее ему уже доводилось сотрудничать с Хоакином Фениксом — в «Мастере» и «Врожденном пороке». Для начала Бриджес внимательно проанализировал характер Артура Флека. Художник задумался над тем, где герой берет одежду, насколько его интересует собственный внешний вид, будет ли он одеваться, как маленький мальчик. Флек трудится на низкооплачиваемой работе. Он живет вместе с матерью. Скорее всего, ему приходится содержать не только себя, но и ее. Марк предположил, что Флек носит старые дешевые вещи, купленные в комиссионном магазине. Он стирает их вместе с одеждой матери. Естественно, это сказывается на том, как выглядят его костюмы.
В сценарии упоминался терракотовый костюм 1970-х годов. Бриджес посчитал такое решение штампованным. Кроме того, терракотовый цвет показался ему недостаточно сильным. В итоге Марк выбрал для Артура палитру схожую с той, в которой одевался Трэвис Бинкл из «Таксиста». Вот только если герой Роберта Де Ниро выглядел довольно брутально, то Флек смотрится неуклюже и инфантильно. Этого удается добиться не в последнюю очередь за счет того, что одежда Артура буквально висит на нем, лишний раз подчеркивая его болезненную худобу.
По словам Марка Бриджеса, костюмы Флека становятся немного темнее по мере того, как темнеет его ум. Достаточно сравнить хотя бы две кофты, которые Артур в разное время надевает на прием к психиатру.
В финальном костюме Джокера нет фиолетового — одного из ключевых цветов этого персонажа. Вероятно, от его использования отказались, так как он ассоциируется с богатством и королевской властью.
Артур Флек — выходец из низов, представитель простого народа. Ни о каком особом благородстве здесь и речи нет, даже если предположить, что он все-таки бастард Томаса Уэйна — в фильме есть на то немало намеков, в том числе и посредством костюмов. В сцене, когда Артур приходит к поместью предполагаемого отца, он знакомится с Брюсом. Одежда мальчика и Флека выдержана в близкой цветовой гамме. Только у маленького Уэйна вещи выглядят куда дороже, чем у Артура.
Что касается предыдущих киновоплощений Джокера, то больше всего Бриджес ориентировался на образ, созданный Сизаром Ромеро. Он играл знаменитого злодея в культовом сериале «Бэтмен», выходившем во второй половине 1960-х.
Финальный костюм Артура Флека собран из тех вещей, которые у героя Хоакина Феникса были в гардеробе. То есть ему не пришлось покупать ничего нового. Например, оранжевый жилет — часть клоунского костюма Флека, в котором он работал. В красных брюках Артур появлялся на сцене стендап-клуба. Кстати, вариант красного, выбранный для фильма, вдохновлен книгой о маслкарах, принесенной Марком Фридбергом.
Над созданием грима работала Ники Ледерман, обладательница премии «Эмми» за сериал «Подпольная империя». По ее словам, перед ней стояла задача придумать нечто уникальное, чтобы не было проблем с авторскими правами. Существуют сотни вариантов клоунских лиц, и все они защищены законом. Когда Артур Флек трудился в агентстве, то использовал классический грим клоуна. Ники красила лицо Хоакина Феникса в белый. Губы делала коричнево-красными, с черным контуром. Над глазами и под ними Ледерман рисовала бирюзово-синие треугольники. Завершающие штрихи — накладной красный нос и тонкие брови.
Когда Артур становится Джокером, его грим преображается. Теперь он нанесен ассиметрично, что в который раз напоминает о проявившем себя в полную силу безумии героя. Улыбка лишается черного контура. Накладной нос исчезает. Впрочем, напоминание о нем как о символе клоунского прошлого Флека остается. Отныне изменившийся Артур предпочитает гримировать кончик носа.
В роли главного парикмахера выступила Кей Георгиу. В сценарии значилось, что у Артура Флека черные волосы. Кей решила, что на экране такой вариант будет смотреться слишком мрачно. За несколько месяцев до старта съемок Георгиу покрасила шевелюру Хоакина Феникса в темно-коричневый, зная, что к тому времени, как начнется съемочный процесс, она посветлеет. Идею в финале сделать Джокеру волосы цвета брокколи подсказал Марк Фридберг. Режиссер сразу согласился. Вот только возник вопрос: какой именно оттенок выбрать? В результате Кей представила ряд образцов, чтобы Тодд Филлипс смог окончательно определиться.
Визуальная часть «Джокера» продумана до мелочей и великолепно реализована благодаря слаженной работе режиссера, костюмеров, операторов, художников, гримеров, парикмахеров, колористов. Цветовая палитра помогает создать нужную атмосферу и рассказать историю становления суперзлодея так, чтобы зрители могли ему сопереживать. Неудивительно, что результат понравился и широкой публике, и профессиональному сообществу, которое удостоило «Джокера» целого ряда так называемых технических номинаций на «Оскар».
Автор: Букалова Мария специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Для читателей DTF у нас есть специальные скидки.