Когда проблемы не только с миром, но и с продолжением.
Дисклеймер: в своем коротком обзоре я постараюсь описать, что мне понравилось, а что меня смутило без особого брюзжания. Хотя уже чувствую, что без небольшой его толики не обойтись. Я также не открываю свой очерк (довольно корявый, насколько я помню) прошлого года о первой части книги, чтобы не накручивать свою предвзятость сильнее.
Буквально только что я закончил читать новую книгу Аберкромби – автора, чьи первые 6 книг о Земном Круге я очень люблю и готов советовать всем любителям чего-то оригинального. А теперь я буду бухтеть о ней на дтф.
В 2015-м казалось, что в «Море осколков» Джо решил поиграть в сценариста сериала, так что этот цикл можно просто не ассоциировать с его другой, основной, вселенной, но новая трилогия лично у меня вызывает крайне смешанные чувства. Если характеризовать ее образно, то представьте себе крутую машину: надежная, быстрая, под капотом все блестит, а движок ревет, как зверь, на кузове ни пятнышка ржавчины. Одна беда — ее разукрасили в какие-то вырвиглазные кислотные тона хиппи, они же отвечали за отделку салона. В итоге несмотря на свою скрытую мощь, выглядит авто абсолютно нелепо. И ехать как-то на нем не охота, хоть и едет оно хорошо, но и бросить жалко, зная, какой потенциал под капотом. Так точно и тут.
Начнем с плохого. Прочитав 2/3 всей трилогии, я все еще не понимаю, зачем нужна часть ПОВов. Часть из тех, на кого я катил бочку раньше, получила развитие… Нет, не так: один персонаж получил развитие, а один уже был хорошим, просто его линия продолжается. Итого, имеем два хороших ПОВа: принц Союза Орсо и дочка Догмэна – Рикки. Последняя – с оговоркой на то, что ей выдали пропуск на мэрисью. Остальные персонажи – они просто есть, они обычные, они незаурядные. В первой трилогии персонажи могли на первый взгляд показаться клишированными, но все они получали некий нехарактерный твист, а то и несколько, по мере развития событий. Так, например, Логен, показанный стремящимся к искуплению и благородству, начинает сечь в капусту детишек и друзей, а Джезаль вроде как превращается в благородного и умудренного, но тут же срывается еще ниже своего изначального уровня после пары льстивых предложений. Байяз – маг, теряющий силу и не способный даже на пару заклинаний подряд, к концу концу расставляет все по местам в вопросе о том, почему в фентези великие маги не правят миром. А чего только стоил Никомо Коска! Простые же ребята, вроде того же Догмэна, подчеркивали неординарность остальных вокруг. Можно сказать, что в спин-оффах тоже были ординарные персонажи, но спин-оффы короткие, а обилием персонажей они просто наполняли сцену действием и разными взглядами на происходящее. В новой трилогии кто-то хитрожопый, кто-то тупой, но в целом в них нет искры. Они взаимозаменяемые и в целом заменяемые любой болванкой. Иногда глава следующего персонажа – это глава того, с кем вместе действует и находится рядом предыдущий. А некоторые герои вторую книгу подряд повторяют свое ворчание по поводу прошлого. Да, так делали и Глокта с Логеном, но они делали не только так. У новых персонажей архетипы даже не киношные, а видеоигровые.
Во вторую очередь беда с глобальным сюжетом. В первой трилогии Байяз задал эфемерную конечную цель – вернуть артефакт и сразиться со своим врагом. Все остальные персонажи и события так или иначе, но вращаются вокруг этого. Этот глобальный сюжет не перетягивает одеяло на себя, он просто придает происходящему больше смысла и логики. В спин-оффах есть сеттинг и сразу же тоже задается конечная цель, пусть и не такая значимая, но зато очевидная и твердо сидящая в сознании читателя. В новой трилогии этого нет. Что там творится за кулисами, какие планы – видимо загадка для развязки финальной части через год. Если это действительно так, то это можно в итоге списать на то, что Джо планировал издать всю трилогию почти разом, с перерывом в несколько месяцев между частями, но издательство решило выпускать по книге в год, растянув все на два года. Пока что это просто неприятное умалчивание, отсутствие осмысленности. Как будто читаешь набор спин-оффов. Часть персонажей к средине книги получают свой общий интересный сюжет с крутым поворотом, но все это развязывается к концу этой же книги. Так что третью часть снова начинаем практически с чистого листа.
Пострадали также некоторые подтексты. Да-да, у нас тут та самая повесточка, а еще тренды с порнхаба.
Я стал замечать, что СЖВ-повестка стала очень круто набирать силу в Британии, причем даже у таких писателей, которые могли бы диктовать свое мнение издательствам. Выглядит так, будто это происходит добровольно. Хорошо это или плохо — решать каждому самому. В оправдание можно сказать, что в том мире и в той стране нет религии как сдерживающего фактора, потому высокое сословие ведет себя в общении, как наши современники, а сильные женщины в бизнесе хоть и вызывают легкое недоумение, но далеко не такая неслыханная вещь, как было во времена открытия пороха в нашем мире. Сильных дам тут, кстати, не меньше, чем необязательно сильных мужиков. На мой взгляд, правда, объяснение куда банальнее. И тем смешнее, когда ко всему этому добавляются порнушные сюжеты, вроде свингеров или инцеста. Растягиваются, смакуются, описываются в деталях. Стоит ли говорить, что раньше такого не было? Да и в целом сцен порнухи стало больше. Не знаю, к чему: может, Джо не дает жена, а может это продает книги лучше всего – не мне судить.
А вот где, на мой взгляд, старик Аберкромби допустил quite the fuck-up, так это в слоге. Что раньше было Тарантино на бумаге, когда герои жгли без устанку, превратилось в бурчание. Каждый повторяет свои основные мысли из раза в раз, иногда даже теми же словами. В раздумьях, в разговорах. Выглядит очень притянуто за уши и наивно. Но хуже всего стало, когда это вышло за рамки персонажей и перешло на структуру повествования. В одной главе абсолютно внезапно автор начал освещать в целом малозначимое событие глазами обывателей. Каждому досталось всего по странице, но персонажей оказалось четыре или даже пять, ничего ценного они не подметили, никак не раскрыли происходящее и пропали тут же навсегда. Эта глава своей внезапностью и абсурдностью вызвала у меня только легкую нервозность. Как будто наткнулся на неотредактированный момент из рукописи. Позже это повторится еще раз ближе к финалу, когда вместо описания битвы читателю дают короткие повы «ужасов войны» от простых работяг, которые нихрена не видят, зато зачем-то вспоминают при нас о своей мирной жизни и быстренько отправляются в землю, уступая место другому. Я бы понял, если бы они раскрыли собой события на другом участке фронта (Ведьмак, Тихий Дон), но тут же будто экономия на спецэффектах в кино, ей богу. Еще персонажи окончательно освоили телепортацию…
Так а за что тогда хвалить?! Ну, в целом… Это все еще лучшее фентези за последние годы, ведь жанр в упадке. Во всяком случае лучшее из того, что я нашел (если вы видели что-то классное, то делитесь непременно). Повороты сюжета все еще крутые, а в сочетании с тем, что плот-армора у персонажей нет, в финале второй части мы получаем красивую развязку. Многие шутки и сцены до сих пор не в бровь, а в глаз, что аж пару раз поржал вслух.
Но в целом это книга-паразит. Имя автора и наследие предыдущих шести томов заставляют закрывать глаза на вопиющие недостатки: дыры, тривиальность многих вещей, убогих персонажей. Это произведение паразит в двух смыслах: с одной стороны, книга не дотягивает до предшественников, а с другой – предшественники давят на нее своим качеством. Был бы это какой-то другой автор – вышеизложенные претензии были бы не столь уместны. Вот только в данном случае, в отличии от «Звездных войн» или «Терминатора», здешнее продолжение не портит оригинал, так что не повернется язык отсоветовать ознакомиться.