Кевин Смит — один из самых неординарных сценаристов девяностых годов. Буквально вытащив наружу зарисовки из собственной жизни в Богом забытом американском Нью-Джерси, он за три копейки снял в середине девяностых своих потрясающих «Клерков».
Лента была мастерски написанной разговорной комедией, буквально ставшей энциклопедией всей сути ленивого поколения американских мечтателей, родившихся в семидесятых. Его герои с пресыщенным энтузиазмом говорили о спорте, политике, комиксах, «Звездных войнах», отношениях и сексуальных девиациях, а главное — были похожи на живых людей. В каждом из них зритель того времени мог узнать себя самого, и это чертовски подкупало. Если вам захочется сейчас погрузиться в мир американских девяностых, то «Клерки» станут идеальным выбором.
И появившиеся в этом фильме в первый раз Джей с молчаливым приятелем Бобом стали идеальной парочкой, через взгляд которой можно было деконструировать эпоху.
Кто, как не эти эксцентричные планокуры мог стать выразителем всех пороков и идиотии времени, над которым так просто и приятно смеяться?
Именно поэтому их сольный фильм «Джей и Молчаливый Бод наносят ответный удар», вышедший в начале двухтысячных, так понравился всем фанатам творчества Смита. Это был концентрированный стеб над поп-культурой тех лет, который, прикрываясь шутками ниже пояса, где-то в глубине души был острой сатирой на Америку после двух сроков Клинтона. Но стоило ли спустя почти двадцать лет вытаскивать наружу этих постаревших кадавров, чтобы вновь пустить их в трип по США, полный старческого брюзжания и запаха канабиса в салоне старого микроавтобуса?
С одной стороны, ответ на этот вопрос очевиден. Конечно же нет. Эта парочка осталась универсальной для своей эпохи, и во втором десятилетии нового века уже просто не справляется со стебом над современными трендами. Фильм, вроде как объявив себя ребутом, пытается постоянно шутить на тему бессмысленности любых перезапусков. Но на деле сам погружается в пучину самоповторов, в которой нет ни смысла, ни, что самое страшное, иронии.
Повторяя фабулу оригинала, «Перезагрузка» топчется на месте, и шутит совсем не так блистательно.
Сама открывающая сцена, где Джей косплеит Буффало Билла из «Молчания ягнят», уже намекает на то, что нас ждет полуторачасовой юмористический провал по все фронтам. Молодой зритель скорее всего вообще не поймет о чем это и к чему, а те самые «за-тридцатилетние» подметят, что шутка из вторых «Клерков», повторенная дважды, не становится от того смешней.
В свои неполные 50 Кевин Смит несомненно продолжает держать руку на пульсе массовой культуры, но стеб над ней выглядит в фильме безобразно устаревшим.
Он шутит про Марвел, «Звездные войны», Криса Хэмсворта, по которому сохнут современные девчонки, или пародирует сцену с Ку-клукс-кланом из «Джанго» с фирменным сортирным юморком. Но все эти зарисовки кажутся пьяным пересказом от твоего бати, который посмотрел на Ютубе стендап-шоу канала ТНТ.
Вроде бы и говорит он про знаковые для современности вещи, но старческий юморок портит все удовольствие от шутки. Актуальная сатира на современность, которая была смысловым ядром оригинального фильма, в перезапуске выглядит просто грустно. Ничего уровня сцены из оригинала с Марком Хэмиллом, орудующим огромным дилдо вместо светового меча, вы точно не увидите.
Но тут следует обратить внимание на другую сторону медали, ведь новому поколению не обязательно быть целевой аудиторией картины. И как раз таки для тех, кто знаком с творчеством Смита и смотрел его фильмы в то время, когда они появлялись в прокате, и сделано это кино. Если вы застали «Догму» в эпоху, когда она стала настоящим скандалом для католического комьюнити, или напевали вместе с Джеем и Бобом песенку про «15 баксов, чувачок, гони в лапу пятачок», то это кино станет для вас настоящим гимном стремительно сбежавшей молодости.
Смит буквально устраивает настоящую ретроспективу по всем своим лучшим киноработам, делая это с потрясающей любовью и иронией.
Тут есть сцена с Беном Аффлеком, который стебет те времена, когда Кевин уговорил голливудских продюсеров взять его, тогда еще никому не нужного ноунейма, в фильм «Погоня за Эми». Или Мэтт Дэймон, шутящий про то, что он сыграл Локи до того, как это стало мейнстримом. И ему не пришлось изображать британский акцент. Кевин даже затаскивает вновь на большой экран своих в прямом смысле черно-белых клерков.
И именно в такие моменты лента становится предельно непонятна всем неофитам, в то же время заставляя пустить ностальгическую слезу всех тех, кто неслучайно заглянул на эту вечеринку.
Вообще, кажется что режиссер прекрасно понимал, что ребут «Джея и Боба» не справится с новым временем, потому главная сюжетная линия в новом фильме вообще не связана с стоящими в названии героями. Огромное внимание здесь уделили якобы дочке Джея, которую сыграла настоящая кровинушка Кевина — Харли Смит.
Сюжетная линия безбашенного неудачника, который вдруг осознал себя отцом, местами настолько трогательная и искренняя, что впору записать «Перезагрузку» не в проходные комедии, а в качественные мелодрамы.
Через отношения героев Смит рассуждает о важности семейных ценностей, о том, что дети —единственное и главное счастье в жизни каждого. И даже если они отодвигают твою роль на второй план, это правильный ход социальной эволюции. Удивительно, что подобные мысли можно услышать в ленте, где Джейсон Мьюз сношается с торговым прилавком в гамбургерной забегаловке. Еще больше поражает тот факт, что Харли Смит, ужасно игравшая в папиных «Бивне» и «Йоганутых», показывает здесь отличную актерскую работу. Может быть, пошутивший об этом в фильме Смит и правда взял ее в новую картину не только по причине кумовства? Стоит лишь пожелать девушке дальнейших карьерных успехов вне поля творчества ее знаменитого отца.
В итоге «Перезагрузку» сложно оценивать по объективным критериям. Как комедия и стеб над современным масскультом фильм растерял всю остроту, выглядит предельно беззубо, и может порадовать разве что парой-тройкой удачных шуток. Джей и Боб абсолютно не вписываются в новую реальность и выглядят как Стив Бушеми из скетча SNL — словно старички, пытающиеся мимикрировать под молодежь.
Но как некий поклон Кевина Смита перед своей публикой, которая преданно выдержала «Красный штат», «Бивня», и, прости господи, «Йоганутых», «Перезагрузка» выглядит вполне удобоваримо. Если вы фанат творчества, то в какие-то моменты испытаете приятное тепло, увидев знакомых героев.
Если же Джей и Боб для вас также далеки, как и они сами новому времени, то этот фильм станет одними из самых бездарно потраченных часов вашей жизни. Сама лента объявляет себе приговор, который озвучивает прямым текстом один из героев: «Как же нужно ненавидеть прошлое, чтобы так хотеть вернуть его в настоящее?».