Карьеру британского режиссера Гая Ричи можно разделить на два больших этапа: «Британский» и «Американский». Начав с не очень дорогих британских фильмов «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», приобретших культовый статус, Ричи показал себя миру как мастера криминальных комедий, с обилием черного юмора, колоритными персонажами-преступниками и изысканной британской руганью. Моментально утвердился и фирменный режиссёрский стиль автора, пришедшего в большое кино из мира рекламы: клиповый монтаж, нашинкованный под динамический саундтрек и разнообразие сюжетных линий, на первый взгляд не связанных друг с другом, но постепенно закручивающихся в интересный неожиданный финал.
«Шерлок Холмс» — первый фильм «американского» этапа, получивший крупный голливудский бюджет, а также тёплые отзывы критиков и зрителей, не изменил традициям режиссёра: грязный Лондон, черный юмор, динамичный монтаж, закрученный сюжет и новый образ английского детектива, наделённый автором классическими «бандитскими» чертами.
Но затем в творчестве Ричи началась череда неудач. Довольно средний «Агенты А.Н.К.Л.», понравившейся публики, но разгромленный критиками «Меч короля Артура» и «Аладдин» — продюсерское кино от Disney, получившее смешанные отзывы.
И вот, в 2018 году Гай Ричи решил вернуться к своей классической тематике, а спустя год представил публике фильм «Джентльмены», по духу отсылающий к раннему творчеству режиссёра. Но на самом деле не совсем.
Частный детектив Флетчер в исполнении Хью Гранта, от лица которого и ведётся повествование, расследует криминальные дела состоятельного наркобарона Микки Пирсона, желающего продать свой бизнес, которого на экранах воплощает Мэттью Макконахи. В этом ему помогает правая рука Пирсона — Рэймонд (Чарли Ханнэм). Подробно вдаваться в сюжет и детальную характеристику фильма я не буду, лишь тезисно охарактеризую финальный вывод — фильм отличный, смотреть стоит, особенно фанатам Ричи. Остановиться хочется на следующем. Почти во всех рецензиях и отзывах можно заметить оговорки на тему того, что «Гай Ричи уже не тот, раньше было смешнее», или наоборот «Джентльмены — это тот самый классический фильм Ричи». На самом деле Ричи всё ещё «тот», но вот «Джентльмены» не классический его фильм.
Если говорить именно о режиссуре и структуре повествования, то тут всё в привычной нам манере и фирменный почерк Ричи видно с первых же минут. Нам пересказывают путь Пирсона от низов до статуса авторитета, представляют гору персонажей и сюжетных линий, постоянно перебрасывают от одной временной ветки к другой, а в конце вся схема сюжетных переплетений вырисовывается в цельную картину и оказывается, что «на самом деле всё вообще не так». Но сама по себе история это не парафраз «Большого куша», а совсем наоборот.
Если проанализировать творчество Гая Ричи, можно заметить как с каждым его фильмом постепенно увеличивалась статусная роль его героев. В «Картах, деньгах…» мы наблюдали за условной шпаной, которая пыталась преуспеть в криминальном мире. Это были бедные ребята, которым хотелось сопереживать не взирая на преступный характер их деятельности. Их неумелость, а порой откровенная тупость создавала юмор и нелепые ситуации, которые в основном и являлись триггерами сюжета, при этом антагонистами зачастую выступали большие боссы криминального мира. В «Джентльменах» эти самые большие боссы и являются протагонистами, причём уставшими от этой жизни, желающими пойти на покой после выполнения «последнего дела». Атрибутикой преступного сеттинга здесь становятся не мелкие ограбления и попытки кинуть подпольное казино на деньги, а подробно расписанные бизнес-схемы криминальных организаций, связанных с британской аристократией, а сюжетными поинтами — тоже глупость, но не такая как в «Большом куше», теперь эта глупость совершена влиятельными гангстерами и имеет далеко идущие последствия. Как следствие, в фильме очень мало юмора, нет того адреналинового задора, присущего ранним работам, а героям тяжелее сопереживать, ведь они сами недолюбливают ту «шпану», на стороне которой мы всегда были. Если проводить параллели, то новая картина Ричи, это не «Большой куш», а сериал «Острые козырьки», с нотками аристократического колорита и умными, рассудительными, хладнокровными преступниками, занявшими вершины криминального мира.
Вообщем, Гай Ричи повзрослел. Он как будто сам одновременно со своими героями прошел путь от грязных английских улиц и мелких дел до уровня авторитета, став спокойнее и менее динамичным, при этом не растеряв свой фирменный стиль и умение создавать увлекательные, интересно закрученные истории, участниками которых выступают невероятно колоритные персонажи. Интересно то, что сам Гай Ричи родом из очень состоятельной аристократической семьи. Просто к слову. А фильм, повторюсь великолепный, но ждать повторения его первых фильмов не стоит, как минимум это уже точно не комедия.