Киберпанк-триллер от создателей Gods Will be Watching.
The Red Strings Club — противоречивая игра. Её можно пройти за три часа, но тогда вы рискуете упустить много интересного. Она может разочаровать концовкой, но спустя время в неё хочется вернуться. Она не идеальна, но в этом её прелесть.
Hello, world
На первый взгляд, The Red Strings Club имеет мало общего с прошлой игрой разработчиков, Gods Will Be Watching. Та была напряжённым триллером, в котором микроменеджмент граничил с издевательством. Многих оттолкнула беспощадность игровых ситуаций и первые уровни, после которых история только набирает обороты.
The Red Strings Club больше напоминает визуальную новеллу Va-11 Hall-A. Львиную долю игры вы стоите за барной стойкой в мире победившего киберпанка, разливаете напитки и болтаете с посетителями. Никакого садизма без права на ошибку: обстановка умиротворённая, таймер не давит на нервы, рядом никого не расчленяют.
Но подход Deconstructeam остался прежним. The Red Strings Club — игра о ярких ситуациях. Две из них разработчики в своё время выкладывали в качестве самостоятельных прототипов: Zen and the Art of Transhumanism и Supercontinent Ltd.
Первая попала в самое начало игры. В бар The Red Strings Club приходит повреждённый андроид Акара-184. Приходит удачно: внутри только бармен Донован и его друг, хакер Брэндайс. Последний подключается к роботу и видит его воспоминания. Акара — уникальный андроид с развитой эмпатией и способностью решать этические дилеммы. Её работа — делать людей счастливыми. Задача — принимать в лабораторию клиентов, читать их профили и устанавливать подходящие импланты. Создание улучшений обставлено как гончарная мини-игра от первого лица: Акара выбирает форму и с помощью специальных инструментов подгоняет под неё исходный материал.
Мини-игра простая, но придаёт всей ситуации осязаемости. Интересен контекст. Один из клиентов — косплеер, который хочет стать популярнее. Акара может установить ему любой имплант: сделать харизматичнее, привлекательнее, убедительнее и так далее. Но и он, и другие клиенты будут возвращаться с новыми проблемами. Ведь желание — источник страдания.
Ситуация передаёт послание коротко и ярко. В этом — вся The Red Strings Club.
Вскоре Брэндайс узнаёт из воспоминаний Акары тревожную правду о проекте «Общественное психическое благополучие» (ОПБ), который вскоре запустят её создатели. Вокруг него и вращается сюжет: мегакорпорация планирует «обновить прошивку» всему человечеству, а горстка хакеров-бунтарей хочет им помешать. Бармен Донован — информационный брокер, поэтому общается и с теми, и с другими.
Дивный новый мир
Большая часть игры проходит в самом баре The Red Strings Club, но даже при общей обстановке и механике Deconstructeam создают яркие, непохожие друг на друга ситуации. Донован — гениальный бармен. Даже без имплантов он тонко чувствует эмоции клиентов и умеет смешивать напитки, которые резонируют с тем или иным настроением.
Механика простая: есть несколько типов алкоголя и круги, в которые нужно поместить округлый курсор, смешивая напитки в коктейль. Каждый круг отвечает за настроение, которым можно заразить клиента.По мере прохождения мини-игра пополняется новыми элементами и специальными напитками, но по натуре остаётся простой и понятной. Она лишь добавляет осязаемости.
Потому что настоящая игра — в диалогах. Задача Донована — собирать информацию о проекте «ОПБ» и корпорации в целом. Общаясь с клиентами, он задаёт им самые разные вопросы. Подвох в том, что ответ всегда зависит от эмоции, в которую вы погрузили клиента. Второго шанса задать вопрос может не быть, поэтому нужно вести диалог с умом: оценивать посетителя и тщательно подбирать напитки. Со временем вы получите специальные таблетки, позволяющие стирать кратковременную память и экспериментировать с вопросами, но их мало: рано или поздно придётся полагаться на собственное чутьё. Взаимозаменяемые части диалога — довольно крупные и позволяют узнать немало побочных мелочей.
Эстетика The Red Strings Club привычна для киберпанка: за стенами бара всегда мрачные ночные улицы, освещённые пурпурным неоновым светом. Но проза — далеко не пурпурная. Диалоги написаны ярко, а экспозиция органично переплетается с живым общением. Если к вам пришёл сотрудник Supercontinent, вы обсудите с ним и проект, и деятельность корпорации в целом, и насущные дела, и этические вопросы.
Всё это будет подаваться естественно, а характер и сфера деятельности собеседника отразится на его жизненной позиции. Каждая беседа приносит новые данные, а порой может обернуться чем-то неожиданным. Но психологическая игра за барной стойкой интересна сама по себе: заставляет вживаться в ситуацию, обдумывать действия и анализировать собеседников. Поэтому даже самые расслабленные разговоры в The Red Strings Club сохраняют налёт ощущений от Gods Will Be Watching: игра по-хорошему нервирует и заставляет воспринимать все доступные действия как ограниченный ресурс. Всегда боишься упустить что-то важное.
Если Донован «привязан» к бару, его друг Брэндайс — вольная птица. Несколько эпизодов нам доводится сыграть за него. Они могут быть простыми и короткими — или длинными, полными несложных, но интересных головоломок. Общее правило сохраняется: игра концентрируется на напряжённых диалогах и столкновении характеров, а попутно даёт больше информации о мире и подбрасывает этические вопросы.
Луна и палец
Почти все персонажи привносят вклад в общую проблематику игры. «ОПБ» — лишь повод, наглядный кейс. За три-четыре часа прохождения The Red Strings Club подбрасывает пищу для размышлений об этике развития технологий, устройстве общества и общей природе человеческого поведения. Идея раскрывается через самые разные примеры: от маркетинга до искусства.
И The Red Strings Club не торопится вешать ярлыки. Она быстро уравнивает в правах корпорацию и хакеров. Даже бармен Донован, который манипулирует чувствами клиентов, не так далёк от методов, которыми «ОПБ» хочет изменить человечество. В The Red Strings Club нет ни одного героя и злодея: все хотят для мира только лучшего, но не согласны друг с другом. А когда думаешь, что уже занял сторону, игра напрямую задаёт каверзные вопросы, которые заставляют принять всю сложность ситуации.
Многих оттолкнула концовка. Она наступает внезапно — и обрубает сюжетные линии слишком резко. А результаты вашего морального выбора не влияют на главное событие: лишь формируют контекст. Если рассматривать The Red Strings Club под углом сценарной структуры, это обидный просчёт. Ещё несколько эпизодов могли бы сделать сюжет напряжённее, а темп повествования ровнее. После первого прохождения остаётся горький осадок, даже разочарование.
А некоторых игра может оттолкнуть и по другим причинам. В The Red Strings Club есть персонажи разной половой ориентации и гендерной идентичности. Игра не напирает на это, всё остаётся ненавязчивым фоном, но в финальном акте игра подбрасывает несколько сюжетных поворотов. У особо чувствительных это вызывает закономерную реакцию, причём, по обе стороны баррикад: на сайте Waypoint разработчиков раскритиковали за использование «мёртвого имени» второстепенного персонажа-трансгендера в решении головоломки, после чего разработчикам пришлось дать комментарий.
Самое смешное в том, что раскритикованная сцена не несёт ничего оскорбительного. Как и те, что вызывают негодование у противников «моды» на разнообразие. Это может усугубить и без того неоднозначные впечатления от концовки, но на самом деле игра ничего не пропагандирует: только отражает неприглядные стороны реальности, будь то этика или банальные стереотипы.
Подвох в том, что проходит время, и в The Red Strings Club хочется вернуться. По-другому разыграть диалоги, иначе смешать напитки. Посмотреть, что будет. И впечатления от концовки меняются. Узнаёшь новые детали истории, новые черты характеров и подробности жизни героев. Понимаешь, что одна из сюжетных линий, которая в конце внезапно всплывает, была в игре с самого начала: тянулась между диалогами тонкой красной линией.
Некоторые сцены меняются. Понимаешь, что местами очень глупо ошибся: при первом прохождении я не ответил на один звонок. А он влечёт за собой длинную сцену, которая сильно меняет контекст концовки. На самом деле, в этом тоже можно упрекнуть разработчиков: не все варианты развития событий взаимозаменяемы.
Но главное достоинство The Red Strings Club всё равно в другом. Deconstructeam создали мрачный, но уютный мир — и населили его интересными обитателями. Через приятный пиксель-арт и отличную музыку они задают правильное настроение для размышлений. А через живо написанные диалоги — создают яркие, запоминающиеся ситуации. Одновременно приятные, напряжённые и весёлые.
Всё это служит не столько сюжету, сколько самим идеям, которые игра пытается передать. И с этого ракурса даже концовка органично вплетается в общую концепцию. В первую очередь, The Red Strings Club — не киберпанк-триллер, а размышление о жизни. Она оставляет разные эмоции, и не все они одинаково приятны. Как и не все напитки, которые Донован подаёт своим гостям.
Источник: DTF