Совсем недавно на Netflix вышел новый полный метр, и было очень сложно обойти его вниманием учитывая очень внушительный актерский состав и интригующий трейлер, который сделал именно то что и должен делать — заинтересовать зрителя. «Дьявол всегда здесь» — это триллер режисера Антонио Окампоса, основанный на одноименном романе Дональда Рэя Поллока. Окампосу и Джейку Джилленхолу, что выступил продюсером фильма, удалось собрать отличный каст, включая Тома Холланда, Билла Скарсгарда, Джейсона Кларка, Себастьяна Стэна, Роберта Паттинсона, Миу Васиковски и других. Кроме того, фильму удается поднять множество интересных тем, включая проблему обыденности зла, религию и власть её пропаганды, а также последствия незалеченных психологических травм. Хоть картина и не выглядит однозначным прорывом, она очень умело использует свой актерский ансамбль, а Том Холланд и Роберт Паттинсон в очередной раз показывают готовность занять место новых столпов Голливуда. Фильм отлично попадает в аудиторию любителей триллера с элементами драмы в атмосфере американской глубинки, а также дает зрителю интригующую и неординарную историю, тем самым скрасив затяжное отсутствие новых кинолент на наших с вами экранах.
Если такой затравки достаточно чтобы пробудить интерес — настоятельно советую посмотреть фильм прежде чем продолжить, ведь рецензия не будет скупиться на спойлеры. Не лишним будет отметить что фильм достаточно жесток и наверняка не подойдет для семейного просмотра.
Итак, в центре внимания три маленьких коммуны в Западной Вирджинии и Огайо: Коул-Крик, Нокэмстифф и Мид. Примечательно что две последние коммуны аутентичны. Хоть вы и навряд найдете эти места на современной карте, но именно в Нокэмстиффе прошло детство автора первоисточника, Рэя Полока. Он же, к слову, вводит нас в сюжет закадровым голосом.
Действие фильма начинается после конца Второй мировой войны. Ветеран Уиллард Рассел (Билл Скарсгард) возвращается домой, попутно остановившись в городке Мид, штат Огайо. Именно там он знакомится с Шарлоттой (Хейли Беннет), официанткой местного кафе, которая впоследствии станет его женой. В том же месте сошлась ещё одна примечательная парочка для этого фильма. «Фотограф» Карл Хендерсон (Джейсон Кларк) повстречал Сэнди, чья внешность сразу пришлась по душе опытному мастеру камеры. Вообще стоит отметить что фильм полон подобных хитросплетений и игр судьбы, ведь все действующие персонажи так или иначе оказываются связаны друг с другом.
Уиллард пытается обустроить жизнь после войны. У молодой пары появляется сын Арвин (Майкл Репета/Том Холланд) и дом. Однако поведение Уилларда вызывает беспокойство. Он не рассказывает своей жене или кому-либо ещё о пережитой на войне психологической травме. Ему пришлось избавить от мучений боевого товарища, которого японцы жестоко пытали и распяли на кресте. Несмотря на то что Уиллард пытается сохранять хладнокровие, очевидно что это ужасное событие оставило на нём тяжелый отпечаток посттравматического стрессового расстройства, а также повлияло на его религиозные взгляды. Он стал чрезмерно жестоким и готовым избить обидчиков до полусмерти за их слова. Также он соорудил крест в лесу за домом, и активно водил сына на принудительные молитвы в свою «церковь».
Все становится только хуже после того как у Шарлотты обнаружили рак. Уиллард окончательно теряет рассудок, жестоко принуждает сына к молитвам за выздоровление и даже приносит пса Джека, верного друга Арвина, в жертву Богу. Похоронив Шарлотт на следующий день, Арвин вскоре остался сиротой, ведь Уиллард не смог перенести утрату и покончил с собой у «алтаря» под крестом где был распят пес Джек. Именно там его нашел Арвин и лишним будет говорить какую травму и отпечаток может нанести такая картина сознанию ребенка. Это одна из основных тем фильма, ведь так или иначе повзрослевший Арвин находит себя под влиянием отца и в сценах с избиением школьных задир, и держа в руке отцовский военный трофей — 9-миллиметровый немецкий Люгер.
Параллельно событиям в семье Рассел разворачивалась ещё одна семейная трагедия связанная с Хелен (Миа Васиковски), сиротой, что запала в душу матери Уилларда, Эмме Рассел (Кристин Гриффит). Эмма очень хотела поженить молодых людей, не в последнюю очередь благодаря общим посещениям воскресних служб. Однако, именно на одной из таких Хелен повстречала другого мужчину, Роя Лаферти (Гарри Меллинг). Рой — проповедник, пламенные речи которого тесно граничат с фанатизмом. Тем не менее, именно с таким человеком Хелен решила связать свою судьбу и завести дочь.
К сожалению, религиозный фанатизм имеет и обратную сторону. Воздействие токсинов после укуса паука и «божье провидение» убедили Роя, что он теперь способен воскрешать мертвых, и убедится в этом он решил на практике, погубив свою жену. Карма настигла беглого Роя достаточно скоро, ведь его подбирает посреди дороги та самая парочка, Карл и Сэнди. Оказывается, что Карл не простой фотограф, а маньяк с весьма занимательной методикой: он использует свою жену словно сирену из эпосов Гомера, заманивает парней-попутчиков в сети соблазна, а затем медленно убивает их и запечатляет эту ужасающую процессию на камеру.
Подобные неожиданные повороты ждут нас на протяжении всего фильма. Мы встречаем зло там где ждём его меньше всего: церковь в родном городке, приятная женатая пара что любезно подбирает попутчика, шериф отвечающий за закон и порядок. Автор как будто намеренно заставляет нас усомниться в легитимности и доверии всему что мы видим, «дьявол всегда здесь.»
Арвин продолжает бороться с дьяволами и после своего ужасного детства, ведь его сводная сестра Ленора (Элайза Сканлен), которую Эмма усыновила после смерти Хелен и пропажи Роя, становится жертвой религиозной пропаганды также как и её мать. Обольстительный преподобный Престон Тигардин (Роберт Паттинсон) умело прячет свои извращенные порывы за религиозной риторикой, благодаря чему он растлил несовершеннолетнюю Ленору. Беременность и безразличие пастора подталкивает подавленную девушку к трагическому решению, а опомнилась она слишком поздно. Эта злая ирония наглядно иллюстрирует как даже самого святого человека можно сбить с верного пути и лишить самого значимого в его жизни, ведь самоубийство это смертный грех.
Действительно, проблема пропаганды стоит в фильме особняком. Весомая часть населения США остается довольно консервативной, особенно в американской глубинке, где церковь, её пасторы и проповедники, представляют один из наиболее влиятельных общественных институтов. Естественно, это куда более применимо к поздним 50-ым и началу 60-ых, времени действия фильма. В тот период население переживало постепенный упадок консервативных ценностей, который окончательно оформился после смены поколений и анти-военных протестов. Однако представители старшего поколения все ещё безукоризненно следовали настановлениям своих пасторов. Сцены из фильма лишь иллюстрируют насколько значимо было мнение и впечатление религиозных лидеров коммун для простых людей. Однако всяк ли человек достоин такого доверия и уважения? Тем самым история подталкивает нас к важным вопросам и заставляет подвергать сомнению даже устоявшиеся авторитеты.
После смерти Леноры, Арвин узнает всю подноготную извращенного пастора, и решается на самосуд. И именно здесь влияние его отца проявляется ярче всего.
Отец привил Арвину твердое убеждение что мудаки должны получать по заслугам, главное оставаться при этом честным человеком, ведь «Бог видит всё и знает когда ты лжешь.» И хотя поступки Арвина могут иметь разную моральную оценку, нет сомнений в том что он уверен в своих действиях и искренен в рамках своей моральной парадигмы. Так, бремя психологической травмы отца стало бременем Арвина, каков отец, таков и сын.
Это решение привело главного героя к череде столкновений со всеми антагонистами картины, с которой он чудом выходит живым. По его поведению видно: несмотря на плохие поступки, он хочет остаться хорошим человеком. А можно ли убить и остаться хорошим человеком? Этот вопрос, задающий тон концовке, весьма сложный и на него непросто дать однозначный ответ. В финальной сцене перестрелки с шерифом Бодекером (Себастьян Стэн) Арвин восклицает: «Это тот проповедник был плохой, у меня не было выбора!» Однако, в отличие от стычки с шерифом и засады Карла и Сэнди, где герой защищался, убийство проповедника было выбором. Арвин правда так и не понял что выбор за него сделал отец.
На фоне событий и тем поднятых в фильме весьма иронично выглядит концовка, в которой изнеможженого Арвина подбирает попутка, и мы слышим радиоэфир, где передают обещание Линдона Джонсона отправить ещё больше солдат во Вьетнам для борьбы со злом коммунизма и его пропагандой. Риторический вопрос повисает в воздухе: с чем и ради чего должны сражаться американцы за тысячу миль когда зло и пропаганда разьедают общество дома?