Более полугода тому назад на стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера фильма «Дьявол всегда здесь», экранизации одноименного литературного произведения Поллока Дональда Рэя.
Классический стиль готической криминальной истории. Гнетущая атмосфера американского юга, где царит сплошная безнравственность и нескончаемая череда бессмысленной жестокости. Намеренно растянутое повествование, в полной мере раскрывающее каждую сюжетную арку огромной общей истории. Именно так можно охарактеризовать дерзкий проект от стримингового гиганта. Большая часть критиков окрестила его невероятно жестоким, мерзким и мрачным творением в духе романов Стивена Кинга. И поскольку данный фильм мог запросто проскачить мимо вашего внимания, хотелось бы поговорить о нем в контексте отличного шанса скоротать вечер будущего уик-энда.
Сюжет фильма (и книги) разворачивается в мелком городке под названием Нокемстифф (штат Огайо), в котором разворачивается сразу нескольких личных историй. Уиллард Рассел (Билл Скарсгард), ветеран Второй мировой войны, пытается спасти свою умирающую от болезни жену. Медленно сходя с ума, он начинает думать, что ее убережет только жертвенная кровь, пролитая на «молитвенное бревно», которое он нашел в лесу недалеко от дома. В это время семейная пара серийных убийц охотится на автостопщиков (Джейсон Кларк и Райли Кио), местный шериф (Себастьян Стэн) накидывается на очередную бутылку виски, а проповедник (Гарри Меллинг), внушающий пастве веру с помощью пауков, бежит от правосудия и собственной совести. Где-то посередине такого кошмара растет Арвин (Том Холланд), сын Уилларда, который очень хочет вырасти хорошим человеком, но мир не позволяет ему это сделать. Судьбы героев сплетутся в единый узел, и не всем удастся выбраться из него живыми.
Поэтическая, захватывающая история поколений, грехов и невезения. Твердое исследование и грамотное исполнение столь темного во всех смыслах материала останется с вами на некоторое время после завершения просмотра.
Стоит сразу отметить, что шикарный каст ленты отыгрывает на полную ставку. Каждый актерский перфоманс крепко вонзается в память, хотя в то же время и не пытается выйти за рамки чего-то хорошо нам знакомого в плане особенности характеров и т.п. Тут тебе и развращенный священник, и жуткая парочка серийных убийц, и нечистый на руку местный шериф — словом, полный комплект. Фильм явно не боится ударяться в конкретную чернуху, наглядно демонстрируя своему зрители все прелести природы насилия. Персонажи сталкиваются с суровыми и бескомпромиссными реалиями жизни, которая не намерена никого щадить. Под золотой внешностью тихого дружного города обнажается зловещий мир убийств и хаоса. Главной звездой сего действия является Том Холланд, сыгравший главного героя, что превращается из неуверенного в себе подростка в решительного мужчину. А между тем Роберт Паттинсон с каждым годом уходит все дальше от образа смазливого вампира Эдварда Каллена к более серьезным и противоречивым ролям, что, несомненно, заслуживает уважения. Не терпится увидеть его интепритацию образа Брюса Уэйна.
Многие люди уверенно чувствуют себя при просмотре различных ужастиков, где также демонстрируются далеко не приятные моменты. Однако не стоит забывать, что жанр хоррора – априори лишь имитация этого самого чувства страха ради создания определенной формы веселья, в то время как сцены настоящих убийств представляют собой подлинный акт насилия, который действительно ужасает и вводит тебя в состояние полного дискомфорта. «Дьявол всегда здесь» насквозь пропитан атмосферой безысходности, чувством постоянной тревоги и невероятно жестокими сюжетными решениями, что в первую очередь работает на раскрытие главной темы всего фильма – психическая нестабильность. «Какие же факторы ее порождают, что за вещи способны привести нас к этому душевному состоянию? Неужели «внутри» мы все дрянные?» – такими вопросами задается режиссер и соавтор сценария картины Антонио Кампос. Последний не может похвастаться впечатляющим портфолио. Всего несколько малоизвестных сериалов и малобюджетных полнометражных лень. Однако он удивительным образом смог совладать с яжеловесным первоисточником Дональда Рэя и подарил нам не самое типичное для современного кинематографа кино.
Каждого героя преследует фигура Бога, и каждый из них поглощен собственной религией. Те, кто полностью посвящает себя вере, ежеминутно находятся на грани помешательства и фанатизма. Те, кто верят в высшую силу как во что-то светлое и незыблемое, роковым образом обрекают себя на несчастья. Словно режиссер напоминает о том, что ничто не способно спасти нас от боли и смерти.