Две реальности — обзор фильма «Джуманджи: Зов джунглей»

21 декабря в прокат РФ вышло продолжение культового фильма «Джуманджи». Авторы картины попытались зайти на старую тему с нового угла — рассказываем, получилось ли у них.

Давайте сыграем в игру.

Представьте себе фильм. Это продолжение «Джуманджи» 1995 года, но снятое не потому, что франшиза залежалась на дальней полке, а потому что у сценаристов появилась хорошая идея.

Сиквел всё ещё не объясняет, что такое «Джуманджи», но так даже лучше. Мы знаем, что это зловещая сила, которая любит испытывать людей на прочность. В 1995 году она представляла собой настольную игру, но теперь превратилась в компьютерную, чтобы не терять актуальности.

И вот четыре школьника обнаруживают пыльную приставку и включают её. Звучат знакомые барабаны, и их затягивает в виртуальный мир. Каждый главный герой превращается в своего аватара: кто — в глупого амбала, кто — в сексуальную обольстительницу, кто — в упитанного учёного.

Самое главное — и ради этой идеи вообще снимался весь фильм — главные герои попадают в реалистичный мир, живущий по законам компьютерных игр. Помните как старая «Джуманджи» казнила тех, кто жульничает? Тут примерно то же самое.

Главные герои встречают NPC — персонажей, которые говорят только заготовленными репликами. Они сталкиваются и с другими условностями — невидимыми стенами, через которые не пройти, пропастями, через которые не перепрыгнуть, и так далее.

Например, в мире «Джуманджи» есть кат-сцены. Главные герои на время теряют контроль над своими телами и вынуждены произносить пафосные реплики и двигаться так, как задумано в сюжете. Это создаёт комичный эффект — как только вставка заканчивается, школьники в чужих телах начинают придуриваться и шутить: «Чёрт, что за фигню я сейчас сказала вообще?»

Что ещё круче, в «Джуманджи» есть баги, и герои могут их использовать — нарушать законы физики, проходить через стены. Но зловещая игра в данном случае всё равно не даёт мухлевать. В одной из драматичнейших сцен четвёрка главных героев пытается прорваться через сложный уровень, используя все свои способности, но один из них играет нечестно, и «Джуманджи» возвращает их в самое начало. Читер! Это создаёт напряжение между персонажами, и провинившемуся потом придётся оправдать свой проступок храбростью.

А ещё у главных героев есть жизни. Если кто-то умер, он падает с неба, потеряв одну полоску, нарисованную на руке. Когда все жизни заканчиваются, игрок умирает уже с концами. Но, к счастью, их можно не только тратить, но и зарабатывать. Это позволяет сценаристам сделать потрясную экшен-сцену, в которой кто-то из героев как будто погибает, но через пару минут выясняется, что он успел схватить дополнительную жизнь и так спасся на радость остальным.

Но есть и сюжетная линия, которая добавляет фильму настоящей глубины. Главные герои встречают пятого игрока. Он тоже когда был школьником, но завис в «Джуманджи» на 20 лет. Почему? Всё это время он выполнял сайд-квесты, открывал знаки вопроса на карте и не трогал основной сюжет.

Ему понравилось в «Джуманджи»: в реальной жизни он был никем, неудачником, а здесь он красавчик и пилот. Однако главные герои приводят его в чувства — рассказывают, как мир изменился за двадцать лет, что теперь ум в почёте, а гики захватили массовую культуру. Наконец, они просто напоминают ему о том, что реальную жизнь не заменить никакими играми. Поверив им, пятый игрок решается всё-таки завершить главный квест и покинуть «Джуманджи».

А ещё этот фильм хоть и про подростков, но он никогда не бывает совсем уж детским. Да, школьники — неопытные. Да, двое персонажей давно влюблены друг в друга, но никак не могут в этом признаться, что создаёт множество конфузов.

Однако сценаристы подают эту историю не в лоб, а на полную катушку используют вымышленный мир, где происходит действие. Первый поцелуй происходит в максимально кинематографичных и даже пошлых обстоятельствах — например, на фоне взрыва. Подростки насмотрелись фильмов и пытаются вести себя как их персонажи, что придаёт картине особый шарм.

В конце концов, главные герои всё равно выбирают реальный мир, как и персонажи какой-нибудь «Матрицы», а когда после победы над злодеем наконец-то покидают «Джуманджи», начинают даже больше ценить свои несовершенства.

Вы представили себе такой фильм? Так вот, новая версия «Джуманджи» — это не он.

Этот текст написан на основе картины, на днях вышедшей в прокат, но большинство идей для него я придумал за пять минут после выхода из зала, просто слегка докрутив увиденное.

К сожалению, в реальной картине более-менее раскрывается только тема «здоровья». Всё остальное как будто писал далёкий от мира игр человек. Багов, конечно, нет. Сторонних квестов — тоже. Мысль о том, что можно остаться в виртуальной реальности навсегда, едва проскакивает в финале. NPC и одна кат-сцена есть, но авторы считают, что смешно само их упоминание. Да и с жизнями в сюжете есть одна настолько нелепая сцена, которая сразу выдаёт дилетантов.

А ещё это очень слабое подростковое кино. Сценаристы как будто вообще не видели современных старшеклассников. Скажем, поцелуй во время взрыва — это лишь моя фантазия. В реальности зрителям показывают как Карен Гиллан и Дуэйн Джонсон широко открывают рты и слюнявят друг друга так, словно прилетели с другой планеты. Это нелепо. Я верю в школьников из «Оно», а эти подростки получились насквозь поддельными и конфетными. И проблема даже не в возрастном рейтинге или в жанре.

Я не могу сказать, что «Джуманджи» — ужасный фильм. Просто он написан сценаристами, которые не понимают, о чём пишут. Чисто игровые элементы здесь как будто продумывал человек, никогда не бравший в руки геймпад. И даже термины вроде «кат-сцены» в историю добавлены просто для галочки — «да, мы тоже знаем эти слова». В момент, когда игры уже стали полноценной частью массовой культуры, такой подход выглядит совсем уж печально.

Актёры пытаются кое-как вытащить эту сценарную пустоту, и временами Дуэйну Джонсону и Джэку Блэку это даже удаётся (один играет хлюпика, а другой — девушку), но это всё равно не спасает фильм от серости и безыдейности.

Не сказать, чтобы оригинальный «Джуманджи» был великим кино, но хотя бы давал поводы переживать за своих героев. Да и мрачность его определённо красила. А ко второй части через неделю после просмотра не остаётся почти никаких эмоций — это ещё один пустой блокбастер, который все быстро забудут. Главное, что удалось второму «Джуманджи» перенять у оригинала — нелепые компьютерные животные, и это, как вы понимаете, не комплимент.

И я даже не могу сказать что от второго «Джуманджи» у меня были какие-то особые ожидания — никаких не было. Но когда фильм даёт отличную платформу для идей, но ничего на ней не строит, это всегда грустно. Знаете, бывает такое кино, которое написано настолько топорно, что ты невольно начинаешь придумывать для него сюжетные ходы сам? Так вот, второй «Джуманжи» — именно такое кино.

 
Источник: DTF

Читайте также