Два канона одной "Матрицы"

#matrixresurrection #matrix #matrixonline

Небольшой диcклеймер — этот материал не является рецензией на фильм “Матрица: Воскрешение”. Фильм уже разобрали на кадры многочисленные критики и смысла повторять написанное я не вижу. В этом материале я ставил целью разобрать тот вопрос насколько «Матрица: Воскрешение» продолжает сюжет ММО The Matrix Online, которая в свое время продолжала сюжет трилогии.

Главная причина, по которой я решил сделать этот материал состоит в том, что о сюжете и событиях этой позабытой игры — проект был закрыт в 2009 году — мало что известно в рунете. Да чтобы найти информацию в англоязычном интернете пришлось приложить определенные усилия. Далеко не на всех фанатских сайтах было полное изложение сюжета, где-то до 10-ой главы, где-то до 8-ой. На одном из сайтов я нашел детальное описание аж до 14-ой, но с оговорками, что там после определенного момента идут уже сценарные наработки, а не то, что было реализовано. Короче, разбирать этот мотлох было еще тем занятием.

Выход на экраны четвертой “Матрицы” я ждал со сдержанным оптимизмом. Причин тому было несколько. Во-первых, это послужной список Вачовски. После трилогии — вторые два фильма в которой оцениваются неоднозначно — они не сняли ничего такого же выдающегося. Во-вторых, наблюдая за тем, как последнее время обходятся со старыми франшизами, иногда диву даешься. Лучший пример это последняя трилогия «Звездных войн». Ответ на вопрос «что это вообще было?» пришел после прочтения интервью, в котором создатели фильма говорили, что снимали девятый эпизод без утвержденного сценария.

В случае с «Матрицей-4″ меня слегка напрягла фраза Ланы о том, что сюжет она придумала за одну ночь. Да, может быть это фигура речи, да может быть концепция родилась действительно за ночь, но посмотрев фильм я понял, что таки да, скорее всего сюжет четвертой части делался без оглядки на сеттинг вселенной «Матрицы», который был наработан в нулевые. Собственно, это и было главным разочарованием после просмотра и еще раз убедило меня в том, что творец все же должен оглядываться и хоть как-то соблюдать преемственность.

Несмотря на неоднозначность продолжений первого фильма надо отдать должное Вачовски. Они — вместе с остальными причастными — сумели создать оригинальный мир с большим потенциалом для развития. Трилогия, серия короткометражек «Аниматрица», больше десятка комиксов и, несколько компьютерных игр, включая The Matrix Online. Последняя прямо развивала сюжет трилогии, начинаясь после событий «Матрицы: Революции». Резонный вопрос: насколько «Матрица: Воскрешение” продолжает сюжет и истории героев, который четыре года развивались в The Matrix Online?

Начну с Меровингена. Ламберу Вильсону удалось создать королоритный и запоминающийся образ подпольного короля Матрицы, “трафикера информации”. Философствущий гангстер, тертый калач, Изгнанник переживший несколько перезагрузок Матрицы. Вкупе с Персефоной, которую отлично сыграла Моника Белуччи, Меровингена можно считать одним из лучших эпизодических героев трилогии.

Что мы видим в четвертой части? Грязного, истеричного бомжа, полную противоположность тому эстетствующему ловеласу, каким он запомнился по последним двум фильмам. Вместо могущественных и стильных Изгнанников — банда не на что неспособных оборванцев, которых с легкостью побеждают зиониты. Возможно, в этом есть какой-то глубокий смысл. Мол, в этой версии Матрицы Меровингену, поклоннику причинно-следственных связей, места не нашлось.

Если же взять The Matrix Online, то в ней Меровинген это уже не эпизодический персонаж, а глава третьей сила, фракции, которая которая играет свою игру. Подавив внутренние бунты, Француз подмял под себя тех Изгнанников, которые оставались независимыми. Под его контролем оказался даже Генерал, могущественная программа, которая командовала Стражами в ходе штурма Зиона в «Матрице: Революции». Получив контроль над Генералом и лояльные ему программами-Стражами, Меровинген еще более усилил свои позиции, начав проводить операции не только в Матрице, но и в реальном мире. В угоду чему был слит такой харизматичный и запоминающийся персонаж лично мне так и осталось непонятным. Как по мне — однозначный минус.

Едем дальше. Агент Смит. Да простят мне поклонники Киану Ривза, но на мой взгляд Хьюго Уивинг как актер на голову его выше и то, как он отыграл Агента Смита выше всяких похвал. Правда если в случае с Меровингеном непонятно зачем слили персонажа, то в случае с Агентом Смитом непонятно зачем его вернули в сюжет? “Матрица: Революция” заканчивается тем, что Нео побеждает Агента Смита и останавливает вирус, который грозит дестабилизации Матрицы. Смита вычищают, Матрица обновляется до новой версии и начинается Перемирие. Все, его роль выполнена, смыслы исчерпаны, «мавр свое дело сделал, мавр может уйти».

Что мы видим в четвертой серии? Агент Смит теперь работает шефом у «мистера Андерсона». В чем смысл? Еще один контур контроля? Так ведь уже есть Аналитик, который новый Архитектор и который и так контролирует Нео. Потом, когда зиониты Нео вытаскивают из Матрицы и он встречает Смита, то следует эпическая драка с ломанием унитазов и стен. Вопрос: зачем все это? Традиционное приветствие на встрече старых друзей? Кстати, такой же вопрос у меня возник, когда одичавшие Изгнаники напали на группу зионитов во главе с Нео и Баг. Какой смысл был в этом нападении? Чтобы опустившийся Француз смог плюнуть в сторону А главное непонятно почему в сцене в кафе Смит помогает Нео с Тринити и какие у него проблемы с Аналитиком?

На мой взгляд, появление Агента Смита в четвертой серии могло быть оправдано только если бы в проект решил вернуться Хьюго Уивинг. Да, можно было бы придумать какие-то отмазки, потому как Смит в исполнении Хьюго был одним из самых ярких героев в трилогии. А так с выбором актера случился мискаст, а само наличие персонажа вызывает недоумение.

Если взять сюжет The Matrix Online, то Агента Смита там нет в принципе и это целиком логично, потому как, повторюсь, он отыграл свою роль полностью. Более того, создатели игры решили отойти от стереотипа «мужик с мордой кирпичем». Один из ведущих Агентов в MxO это Пейс, обаятельная женщина, которая в своих ранних версиях была более дружелюбна и открыта, нежели мизантропы-дундуки а-ля Смит.

Переходим к центральным персонажам: Нео и Тринити. Прежде чем об этом рассказать стоит объяснить то, кто такие Олигархи и что такое «программа биологического интерфейса» из The Matrix Online.

Перед Первой Войной группа влиятельных людей тайно связалась с обретавшими независимость Машинами и рассказала им как снять системы контроля, внедренные в алгоритмы Машин. Последние нашли эту информацию полезной и Олигархи стали консультировать их в вопросах инженерии, программирования, экономики, военного дела и дипломатии. Все это привело к тому, что раса Машин стала одной из ведущих мировых сил, а город Zero One стал одним из влиятельных городов. При этом Олигархи вели свою игру и под прикрытием консультаций по человеческой психологии внедрили в код мейнфремов Машин сложные протоколы управления, которые позволяли им контролировать Машины.

Олигархи заключили с Машинами сделку во время Первой Войны Машин и людей. В результате пакта Машины получили в свое распоряжение всю поверхность Земли в обмен на сохранение контроля со стороны Олигархов. Те оставили за собой возможность перепрограммировать Машины, чтобы те не атаковали их. Олигархи обитали в так называемой «бесполётной зоне», расположенной в 800 милях от города Zero One, куда Машины не имели доступа. Также Олигархи имели практически неограниченные возможности в Матрице, вплоть до того, что могли перепрограммировать даже Агентов — для этого у них имелись «программы переопределения». Правда, со временем биологические тела Олигархов стали дряхлеть и они перенесли свое сознание в тела дроидов, но при этом искали более эффективные методы продления жизни. Именно ими были инициирован проект «программы биологического интерфейса», который позволил бы переносить сознание в тела людей, чтобы обрести истинное бессмертие.

Олигархам не удалось достигнуть успеха в этом деле, а вот Машинам сопутствовал успех. И вот тут внимание — Нео и… Тринити были результом многолетнего изучения человеческой природы, психики, генетики и экспериментами по переводу человеческой ДНК в программный код. «Спроектированные», как сказал Архитектор Нео, «аномалии» решили оставшуюся часть намеренно ошибочного уравнения Матрицы. Их ДНК были усовершенствованы до такой степени, что могли быть точно и полностью определены в компьютерном коде и, что наиболее важно, отлично взаимодействовали с ним. Как например — предшественники Нео вернулись в Источник Матрицы и Оракул смогла предсказать сложную схемау взаимоотношений Нео и Тринити настолько точно, что привела весь проект к желаемому результату. Другой пример, уже из The Matrix Online — сознание сайферита Криптоса было практически перезаписано с помощью программы, правда, после этого его личность стала нестабильна.

Конечно, звучит это все как лютый реткон, потому как ни во «Втором Ренессансе» ни в трилогии фильмов на Олигархов и «программу биологического интерфейса» нет даже и намека. Да и если почитать форумы и обсуждение «олигархической» темы, то там народ плевался примерно также, как сейчас часть воверов ругается на лор Shadowlands, а поклонники Звездных Войн — на прямое родство Рей и Палпатина. Тем не менее это неплохо объясняет суперспособности Нео в реальном мире, когда остановил Стражей и, будучи слепым, «видел» «золотой код» Города Машин. Это объясняет как Смиту удалось проникнуть в Бейна и заменить его личность. Кстати, в The Matrix Online Тринити появляется именно в форме аватара с «золотым кодом». Да и последние главы перед закрытием игры крутятся как раз вокруг Олигархов, которые хотят заполучить «программу биологического интерфейса».

Что мы имеем в «Матрице: Воскрешении»? Для начала немного про предысторию. Перемирие между Зионом и Машинами приводит к тому, что начинается массовый отток людей из Матрицы и начинаются проблемы с энергоснабжением цивилизации Машин. Разгорается гражданская война между Машинами и фракции, к которой принадлежал Аналитик, удается захватить контроль над Матрицей. Он зачищает ее, удаляя Архитектора, Оракула и большую часть Изгнанников. Среди тех, кого мы знали по трилогии остаются только Меровинген и Сати. Он строит свою версию Матрицы, которая которая основана на других принципах. И вот тут опять внимание.

Аналитик присутствовал в Городе Машин в тот время, когда Бог-из-Машины заключил сделку с Нео и тот победил Смита. Потом Аналитик получил доступ к телу Нео, чтобы исследовать код Аномалии, чтобы понять как тому удалось делать то, что он делал в реальном мире. По новому лору Матрицы Машины не создавали Аномалию, а просто «заливали» ее снова и снова в Матрицу, чтобы получать патчи, которые правили версии симуляции. Они не понимали до конца как это работает. Аналитик открыл, что Аномалия активируется, когда между Нео и Тринити возникает связь. Поэтому он ислледует и тело Тринити. Последующие исследования дают ему ключ к тому, как использовать Нео и Тринити, а также других людей в Матрице и значительно увеличить производство энергии.

Невооруженным взглядом видно, что мы имеем совершенно другую версию событий, происшедших после «Матрицы: Революции». Четвертый фильм никоим образом не является продолжением сюжета The Matrix Online, он концептуально идет в с ним в разрез. Возникает резонный вопрос — а что в таком случае считать каноном?

По большому счету The Matrix Online это подзабытый проект, о котором даже фанаты знают не слишком много, все-таки с момента закрытия игры прошло больше двенадцати лет. Как я уже говорил выше, этот проект грешит серьезными ретконами, которые частично ломают стройность как оригинальной трилогии фильмов, так и спинофа «Аниматрицы». Так что Вачовски имела все основания не оглядываться на старый сеттинг. Что мы получили взамен? Романтическую историю воскрешения и любви, которой куча логических дыр и нестыковок. Про Меровингена и Смита я уже говорил. К ним можно прибавить еще и Морфеуса, который вообще непонятно каким боком — и, главное, зачем? — стал Агентом. Некоторые ключевые моменты сценария тоже вызывают вопросы. Зачем Баг искала Нео? Почему после извлечения Нео и Тринити Матрица нормально функционирует, хотя по идее это должно было привести к резкому падению производства энергии. Наконец, на каком основании Нео и Тринити теперь могут безнаказанно бить морду и резать горло Аналитику? Короче, вопросов больше, чем после «Матрицы: Революции», но вот незадача — искать ответы на них не хочется.

Да, я понимаю. «Я автор, я так вижу». Но это особенность всех возрастных франшиз. Так или иначе авторам, которые над ними работают, следует учитывать то, что уже было создано. Это как если архитектор взялся бы за модернизацию исторического здания в центре города. Он обязательно должен учитывать архитектурный стиль здания и окружающей застройки, а не уподобляться жильцам, которые лепят на исторический фасады «царь-балконы» из белого пластика на том простом основании, что они владельцы квартиры и что хотят то творят. Возвращаясь к Матрице — четвертый фильм это как раз такой «балкон» на уже порядком поистрепавшемся фасаде подзабытой франшизы.

Как по мне обе версии событий после трилогии имеют равное право называться каноном, потому как делались под эгидой владельца франшизы и с одобрения и участием авторов оригинальной идеи. Так что тут личное дело каждого, что считать каноном. Лично я выбираю The Matrix Online, потому как история рассказанная в ней более масштабна, интересна и логична. Жаль, что только эта версия вряд ли получит дальнейшее продолжение, а кассовый провал четвертой «Матрицы» как бы намекает, что и тут ждать ничего не стоит.

На этой пессимистической ноте разрешите откланяться.

 

Источник

Читайте также

Меню